Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1344/2023 от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1344/2023 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «13» июня 2023 года В полном объеме решение изготовлено «15» июня 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «МедЛайн» (далее – Заявитель) вх. № 7222-ЭП/23 от 02.06.2023 на действия закупочной комиссии ГАУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку системы линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксической (извещение № 32312363442), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «МедЛайн» на действия закупочной комиссии ГАУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» при проведении аукциона в электронной форме на поставку системы линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксической (извещение № 32312363442). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «МедЛайн» поступила в Челябинское УФАС России 01.06.2023 19:00 (местное время), дата регистрации 02.06.2023. Дата размещения итогового протокола: 25.05.2023. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на действия закупочной комиссии Заказчика. 2023-8756 ООО «МедЛайн» не согласно с результатами проведения аукциона в электронной форме, по мнению общества, победитель закупки должен был быть отстранен закупочной комиссией от участия в процедуре по причине представления недостоверной информации (страна происхождения) в заявке согласно пункту 3.7.5 закупочной документации, который предоставляет Заказчику возможность отстранить такого участника от участия в аукционе в электронной форме на любом этапе его проведения или отказаться от заключения договора с победителем аукциона в электронной форме. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничиваются доводами, составляющими предмет обжалования. Рассмотрев материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. На участие в аукционе было подано две заявки: - участник № 1 (ООО «МедЛайн») с товаром Система лучевой терапии Halcyon модель Elite с принадлежностями (регистрационное удостоверение № РЗН 2021/14342 от 13.04.2023), страна происхождения Китайская народная республика; - участник № 2 (ООО «Фабрика РТТ») с товаром Система радиотерапевтическая на базе ускорителя электронов «Halcyon (RUS)» по ТУ 26.60.11–003-04161415-2021 с принадлежностями (регистрационное удостоверение № РЗН 2022/18745 от 07.11.2022), страна происхождения Российская Федерация. При проведении закупок в соответствии с Законом о закупках закупочная комиссия Заказчика обязана руководствоваться порядком, установленным закупочной документацией, Положением о закупке, Законом о закупках, Законом о защите конкуренции и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 3.7.5 закупочной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником аукциона в электронной форме, комиссия обязана отстранить такого участника от участия в аукционе в электронной форме на любом этапе его проведения или отказаться от заключения договора с победителем аукциона в электронной форме. В соответствии с пунктом 4.2 закупочной документации при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме заявка отклоняется в случае: 1) не предоставления в первой части заявки на участие в закупке информации, предусмотренной извещением о закупке и (или) документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия первой части заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в извещении о закупке и (или) документации о закупке. Согласно пункту 4.11 закупочной документации при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, заявка отклоняется в следующих случаях: 1) непредставление документов и информации, предусмотренных извещением о 2023-8756 закупке и (или) документацией о закупке; 2) несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке; 3) наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике закупке и (или) о предлагаемых им товаре, работе, услуге; 4) несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке; 5) в иных случаях, предусмотренных Положением о закупке. Заявитель считает, что указание ООО «Фабрика РТТ» в заявке страны происхождения: Российская Федерация, Китайская народная республика, Германия или Великобритания является фактом предоставления недостоверной информации по следующим основаниям. Система лучевой терапии Halcyon модель Elite с принадлежностями является производством компании Varian Medical Systems, International AG. Согласно дистрибьюторской политики компании Siemens Healthineers International AG, которая является правопреемником компании Varian, поставка их оборудования возможна только при получении специальной «квоты» на поставку оборудования для конкретного потребителя. В рассматриваемом случае это – ГАУЗ «Челябинский областной Клинический центр онкологии и ядерной медицины». ООО «МедЛайн» обращалось к Siemens и получило такую «квоту», что подтверждает возможность осуществления поставки, а также обоснованность указания страны происхождения товара (Китайская народная республика). Согласно имеющейся у Заявителя информации, ООО «Фабрика РТТ» не обращалось к Siemens Healthineers International AG для получения «квоты», что лишает её возможности указания в заявке стран происхождения товара: Китайская народная республика, Германия или Великобритания (согласно регистрационного удостоверения № РЗН 2018/7669 от 10.08.2021г.). В реестре медицинских изделий размещённом на сайте в сети Интернет по адресу: https://www.roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch имеется информация о регистрации Системы лучевой терапии Halcyon модель Elite с принадлежностями с местом производства на территории Российской Федерации, производителем указано ООО «Фабрика РТТ». Вместе с тем, сертификат СТ-1 № 2144001100, выданный 20.04.2022 ООО «Фабрика РТТ» прекратил своё действие. Согласно ответа Торгово-промышленной палаты Российской Федерации № 27/0457 от 23.05.2023, по состоянию на 22.05.2023 то есть на дату окончания срока подачи заявок на аукцион № 32312363442 Центральная база данных ТПП России не содержит сведений о действующих сертификатах СТ-1 на Систему лучевой терапии Halcyon с принадлежностями и Систему лучевой терапии «Halcyon» модель Elite с принадлежностями. Таким образом исходя из позиции Заказчика, указание в заявке Заявителем страны происхождения: Российская Федерация, Китайская народная республика, Германия или Великобритания является невозможным по причине отсутствия «квоты» и/или в связи с прекращением действия сертификат СТ-1 № 2144001100 на оборудование - система лучевой терапии Halcyon модель Elite с принадлежностями. Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с позицией Заявителя, согласно которой закупочной комиссией должна быть установлена достоверность указания страны 2023-8756 происхождения товара в заявке участника. Комиссия также отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений. При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заказчик и Закупочная комиссия должны располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства. В данной закупке предусмотрены условия предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (далее - Постановление № 925) и пунктом 4.27 Положения о закупке. Порядок применения требований о предоставлении приоритета указан в пункте 11 информационной карты аукциона в электронной форме и в частности содержит следующее: - участник закупки указывает (декларирует) в первой части заявки наименования страны происхождения поставляемых товаров; - ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе, несет участник закупки; - отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам осуществляется на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); - страна происхождения поставляемого товара указывается на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор. Применение национального режима в рамках Закона о закупках регламентировано Постановлением № 925. Подпунктами «а» и «б» пункта 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке: а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров; б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в 2023-8756 закупке. Так, порядок применения требований о предоставлении приоритета товарам российского происхождения, установленный Заказчиком согласуется с положениям Постановления № 925. Иных требований в части доказывания участником достоверности страны происхождения товара при участии в процедуре проведения закупок в соответствии с Законом № 223 законодательством Российской Федерации не установлено. Из взаимосвязи закупочной документации и Постановления № 925, следует что, закупочная комиссия Заказчика оценивает заявки участников на предмет достоверности декларированной страны происхождения на основании представленных документов, содержащих информацию о стране происхождения товара. Правовых оснований для несоблюдения в данной закупке закупочной комиссии Заказчика требований, установленных Постановлением № 925, не имеется, иное означало бы нарушение закупочной комиссии требований законодательства. При исследовании заявок участников закупки, Комиссией установлено, что ООО «Фабрика РТТ» предложило к поставке товар - Система радиотерапевтическая на базе ускорителя электронов «Halcyon (RUS)» по ТУ 26.60.11–003-04161415-2021 с принадлежностями с действующим регистрационным удостоверением № РЗН 2022/18745 от 07.11.2022, страна происхождения: Российская Федерация. Также ООО «МедЛайн» предложило к поставке товар - Система лучевой терапии Halcyon модель Elite с принадлежностями с действующим регистрационным удостоверением № РЗН 2021/14342 от 13.04.2023, страна происхождения Китайская народная республика. Участниками закупки представлен «одинаковый» состав заявок, иных документов, подтверждающих страну происхождения в составе заявке ООО «МедЛайн» не приложено (сертификат СТ-1 и т. п.). Наряду с этим, закупочной документацией и не предусмотрены требования о представлении дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара, кроме ее декларирования участником, подавшим заявку. Постановление № 925 не предусматривает включения в условия закупки требования по подтверждению страны происхождения товара сертификатом СТ-1. Соответственно в условиях применения национального режима осуществление оценки и сопоставления заявок закупочной комиссией участников на основе сведений из Сертификата СТ-1 или каких-либо «квот» от разработчиков оборудования не имеет правовых оснований. У Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют основания в признании декларированной страны происхождения (заявка ООО «Фабрика РТТ») в качестве недостоверной, поскольку действующее регистрационное удостоверение № РЗН 2022/18745 от 07.11.2022 размещенное в реестре официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации подтверждает страну происхождения Российская Федерация на товар - Система радиотерапевтическая на базе ускорителя электронов «Halcyon (RUS)». При этом, ООО «МедЛайн» вместе с жалобой представлены доказательства (сертификат СТ-1, отсутствие «квоты» Siemens Healthineers International AG), которые, по мнению общества, могут свидетельствовать о недостоверности декларированной страны происхождения в заявке ООО «Фабрика РТТ» и имеют прямое отношение к оборудованию - система лучевой терапии «Halcyon» модель Elite с принадлежностями, в то время когда ООО «Фабрика РТТ» предложен к поставке иной товар - система радиотерапевтическая на базе ускорителя электронов «Halcyon (RUS)». 2023-8756 Доказательств предоставления ООО «Фабрика РТТ» недостоверных сведений о стране происхождения (Российская Федерация) оборудования - система радиотерапевтическая на базе ускорителя электронов «Halcyon (RUS)» Заявителем не представлено. Кроме того, не представлено доказательств, указывающих на недопустимость использования сведений, содержащихся в регистрационном удостоверении № РЗН 2022/18745 от 07.11.2022 (в частности места производства товара), выданным Росздравнадзором для целей оценки и сопоставления заявки участника закупки. Комиссия также отмечает, что Заявитель и ООО «Фабрика РТТ» конклюдентно согласились (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний и его комиссия действовали в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Кроме того, ничто не препятствует участнику, заинтересованному в победе в условиях конкурентной борьбы, предложить к поставке товар, имеющий российское происхождение в рамках достигнутых партнерских отношений. У закупочной комиссии Заказчика отсутствовали основания для отстранения ООО «Фабрика РТТ», поскольку заявка соответствует требованиям закупочной документации, в части указания страны происхождения содержатся сведения, предусмотренные документацией. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в заявке сведений у Заказчика и его закупочной комиссии не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений ГАУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» не располагало. Согласно положениям закупочной документации ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара указанных в заявке на участие в закупке несет участник закупки. Участник закупки обязан поставить товар соответствующий всем позициям его заявки, в противном случае Заказчик не имеет права принять товар, отклоняющийся позициям, параметрам и стандартам товара указанного в заявке победителя закупки. С учетом изложенного, жалоба ООО «МедЛайн» на действия закупочной комиссии ГАУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» является необоснованной. Следовательно, закупочной комиссией и Заказчиком не нарушены требования закупочной документации, Положения о закупке, Закона о закупке, Закона о защите конкуренции, Постановления № 925. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «МедЛайн» на действия закупочной комиссии ГАУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» при проведении аукциона в электронной форме на поставку системы линейного ускорителя для 2023-8756 радиохирургии/лучевой терапии стереотаксической (извещение № 32312363442), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны