Решение (комиссия) №ВЛ/15437/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2533/2023 по делу № 456-ж/2023 от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная специализированная психоневрологическая больница № 2»

456414, Челябинская область,

Чебаркульский район, п. Мирный

 

Общество с ограниченной

ответственностью «ГРИН»

630015, Новосибирская область,

г. Новосибирск, ул. Королева, 40,

корп. 10, оф. 5

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369200035123000090)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2533/2023

по делу № 456-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 08 ноября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ГРИН» (далее – ООО «ГРИН», заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку Крема для рук (извещение № 0369200035123000090) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная специализированная психоневрологическая больница № 2» (далее – Учреждение, Заказчик): 

…>

., действующей на основании приказа 85-ЛС от 09.03.2023 и ходатайства от 02.11.2023, член комиссии по осуществлению закупок;

- представителей Заявителя:

<…>

., действующего на основании доверенности б/н от 26.10.2023;

- представителя ООО «ВАТИКОМ» (заинтересованное лицо, победитель закупки):

<…> 

., действующего на основании доверенности б/н от 30.10.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ГРИН» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку Крема для рук (извещение № 0369200035123000090) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 17.10.2023 в 08:58.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку Крема для рук - 150 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 25.10.2023 09:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369200035123000090 от 26.10.2023 победителем признан участник с идентификационным номером 115174564 с предложением о цене контракта 140 000,00 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

По мнению Заявителя, отклонение заявки на участие в аукционе ООО «ГРИН», в связи с несоответствием информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, не соответствует законодательству о контрактной системе.

Кроме того, протокол подведения итогов № 0369200035123000090 от 26.10.2023 не соответствует части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку не содержит обоснование решения, принятого комиссией по осуществлению закупок, об отклонении заявок участников аукциона.

Также Заявитель указывает на необоснованное установление в извещении об осуществлении закупки дополнительных требований, предусмотренных пунктом 33 Приложения к Постановлению № 2571 от 29.12.2021 (далее – Дополнительные требования).

 

Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы, в которых указал, что вместе с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), опубликованы файлы, содержащие подробные сведения (обоснования) по отклонениям каждого участника (согласно протоколу подведения итогов), в том числе и заявителя жалобы.

По мнению Заказчика, заявка участника ООО «ГРИН» отклонена в связи с несоответствием предоставленной в заявке информации и информации, содержащейся на образце продукции «ВЕЛУМ», который имеется у заказчика, не подтверждающей наличие в составе данного крема лимонной кислоты, D-пантенола, экстракт солодки, витамин Е, витамин- F.

Жалобу Заявителя Заказчик считает необоснованной.

В отношении довода Заявителя о необоснованном установлении в извещении об осуществлении закупки Дополнительных требований Заказчик поясняет, что данное нарушение допущено вследствие технической ошибки при размещении извещения об осуществлении закупки.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. 1. Согласно пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе, информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.

Комиссия отмечает, что указание в протоколе подведения итогов на «несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона № 44-ФЗ) Несоответствие информации» не является обоснованием принятого решения.

Довод Заказчика о том, что вместе с протоколом подведения итогов опубликованы файлы, содержащие подробные сведения (обоснования) по отклонениям каждого участника (согласно протоколу подведения итогов), в том числе и заявителя жалобы, с названиями «отклонение (заявка № 1)», «отклонение (заявка № 2)», «отклонение (заявка № 3)» не может быть принят во внимание, поскольку:

- возможность оформления протокола подведения итогов посредством составления нескольких документов не предусмотрена законодательством о контрактной системе;

- в указанных дополнительных файлах также не содержится нормативно-правовое обоснование принятого решения, сведений о нормах действующего законодательства, которым не соответствуют положения заявки.

С учетом изложенного, в протоколе подведения итогов от 26.10.2023 отсутствует обоснование решения членов аукционной комиссии и комиссии в целом о положениях заявки участников, не соответствующих извещению об осуществлении закупки, отсутствует анализ представленной информации, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки, так и нормативно-правовое обоснование принятого решения, что является нарушением части 17 статьи 48, пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

1.2. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Из содержания протокола подведения итогов от 26.10.2023 и пояснений Заказчика на заседании Комиссии следует, что основанием для отклонения заявки участника является пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, ввиду несоответствия информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки.

При этом, заявка участника с идентификационным номером 2 (Заявитель) содержит следующую информацию:

 

Наименование товара/работы/услуги

Количество

Страна происхождения

Товарный знак

Крем для рук, 20.20.14.000

30,00

Российская Федерация

"ВЕЛУМ" восстанавливающий крем для рук и лица

Наименование характеристики

Значение характеристики в извещении

Значение характеристики в заявке участника

Инструкция по заполнению значений характеристики

Крем для рук

Крем для рук восстановление 150 гр с дозатором

Крем предназначен для интенсивного ухода за сухой, раздраженной кожей рук медицинского персонала, профилактики неблагоприятного воздействия на кожу факторов окружающей среды, моющих и дезинфицирующих средств. Восстанавливает барьерные свойства кожи, оказывает противовоспалительное и заживляющее действие. Увлажняет и смягчает кожу рук. Подходит в качестве мер профилактики дерматита. Состав: вода дистиллированная, масло соевое, масло парфюмерное, глицерин, полиглицериды жирных кислот, D-пантенол, ланолин, витамин E, витамин F, экстракт солодки, соли магния, гидрогенизированное касторовое масло, воск пчелиный, коэнзимQ10, метилпарабен, пропилпарабен, феноксиэтанол, диазолидинилмочевина, лимонная кислота, парфюмерная композиция. Форма выпуска: емкость 1000 мл

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

 

Следует отметить, что указанные участником конкретные характеристики товара, предлагаемого к поставке, полностью соответствуют требованиям описания объекта закупки (Технического задания), содержащегося в извещении об осуществлении закупки.

При этом, довод Заказчика о том, что заявка участника ООО «ГРИН» отклонена в связи с несоответствием предоставленной в заявке информации сведениям, содержащимся на образце продукции «ВЕЛУМ», который имеется у заказчика, и не подтверждающей наличие в составе данного крема лимонной кислоты, D-пантенола, экстракт солодки, витамин Е, витамин- F, не может быть принята во внимание, поскольку информация, размещаемая производителем на упаковке товара, не является достоверным источником обо всех характеристиках товара, который им производится.

Заинтересованное лицо на заседании Комиссии в поддержку позиции Заказчика указало на то, что из сведений, размещенных в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» также не следует наличие требуемых Заказчиком веществ в составе крема, предложенного участником.

Однако, в отсутствие обязанности производителей по актуализации сведений о характеристиках реализуемого товара, размещаемых в свободном доступе, в том числе, на сайте производителя, несоответствие характеристик предлагаемого Заявителем в составе заявки товара сведениям, размещенным в сети «Интернет», либо их отсутствие, в том числе, на сайте данного производителя, также, как и на отдельном образце продукции данного производителя, не может являться надлежащим подтверждением недостоверности сведений, предлагаемых Заявителем в составе заявки в отношении объекта закупки.

 

Иные, объективные доказательства недостоверности сведений о характеристиках предлагаемого Заявителем товара Заказчиком, Заинтересованным лицом Комиссии не представлены.

С учетом изложенного, решение комиссии по осуществлению закупок о несоответствии информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, противоречит пункту 1 части 12 статьи 48, подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.

 

При проведении внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к следующим выводам.

2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки также должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

По смыслу пунктов 5 и 6 Правил использования № 145, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии наличия в извещении об осуществлении закупки обоснования необходимости использования данных характеристик.

При этом, согласно пункту 7 Правил использования № 145 в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из совокупности указанных норм следует, что код КТРУ, указываемый в извещении об осуществлении закупки, является неотъемлемой частью описания потребности заказчика.

Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является Крем для рук, код позиции по КТРУ определен, как 20.20.14.000.

Под данным кодом в КТРУ предусмотрен товар «Средство дезинфицирующее» и «Коврик дезинфекционный».

В Техническом задании Заказчиком размещена потребность в товаре со следующими характеристиками:

Наименование

товара

 

Код ОКПД 2/КТРУ

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара

Ед. изм.

Количество

Крем

20.42.15.190-00000005

Крем должен быть предназначен для интенсивного ухода за сухой, раздраженной кожей рук медицинского персонала, профилактики неблагоприятного воздействия на кожу факторов окружающей среды, моющих и дезинфицирующих средств. Восстанавливает барьерные свойства кожи, оказывает противовоспалительное и заживляющее действие. Увлажняет и смягчает кожу рук. Подходит в качестве мер профилактики дерматита.

Состав: вода дистиллированная, масло соевое, масло парфюмерное, глицерин, полиглицериды жирных кислот, D-пантенол, ланолин, витамин E, витамин F, экстракт солодки, соли магния, гидрогенизированное касторовое масло, воск пчелиный, коэнзимQ10, метилпарабен, пропилпарабен, феноксиэтанол, диазолидинилмочевина, лимонная кислота, парфюмерная композиция.

Форма выпуска: емкость не менее 150 мл

Литр; кубический дециметр

30

 

Код 20.42.15.190-00000005, указанный Заказчиком в Техническом задании, КТРУ не предусмотрен.

В соответствии с «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ОКПД2), кодом 20.42.15.190 предусмотрен товар «Средства косметические для ухода за кожей прочие, не включенные в другие группировки».

Из указанного следует, что извещение об осуществлении закупки и описание объекта закупки содержат противоречащие друг другу сведения о коде КТРУ товара, являющегося объектом закупки, что исключает возможность определить соответствие предложений участников потребности Заказчика.

При этом, Комиссия отмечает, что характеристикам потребности Заказчика, предусмотренным Техническим заданием, может соответствовать код КТРУ 20.42.15.141-00000004 «Крем для рук», код ОКПД2: 20.42.15.141 «Кремы для рук», не предусмотренный извещением об осуществлении закупки.

В отношении данного кода КТРУ описание товара содержит следующие характеристики: «Возрастная категория (характеристика является обязательной для применения): для взрослых; наличие ароматизатора (характеристика не является обязательной для применения): Да/Нет; Тип кожи (характеристика не является обязательной для применения): Все типы кожи; Нормальная; Сухая; Чувствительная», что соотносится с характеристиками товара, предусмотренными Техническим заданием.

Кроме того, извещение об осуществлении закупки не содержит обоснования необходимости применения дополнительных характеристик объекта закупки, не предусмотренных кодом КТРУ, что не соответствует пункту 6 Правил № 145.

С учетом изложенного, описание объекта закупки, не соответствующее коду КТРУ, а также не применение кода КТРУ, соответствующее объекту закупки с учетом потребности Заказчика, установление дополнительных характеристик товара, в отсутствие обоснования необходимости их применения, а также содержащее противоречащие друг другу сведения о коде КТРУ, не содержащее также и обоснование необходимости применения дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ, является нарушением пункта 5 части 1 статьи 42, части 1 статьи 33, части 6 статьи 23, статьи 7 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 6 Правил № 145.

 

3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать определенную информацию, и, согласно части 3 указанной нормы требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

3.1. Исходя из содержания описания объекта закупки, заказчиком осуществляется закупка товара, предусмотренного кодом ОКПД2 20.42.15.190.

Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – перечень).

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:

а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);

б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).

Пунктом 9 Постановления № 617 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).

Из совокупности указанных норм следует, что требования к информации и документам, предусмотренным Постановлением № 617, должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки.

Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в извещении о проведении аукциона.

При этом, требования к информации и документам, предусмотренным Постановлением № 617, в извещении об осуществлении закупки не установлены.

3.2. Вместе с тем, в извещении об осуществлении закупки также установлены ограничения допуска, предусмотренные Постановлением № 102.

Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является Крем для рук, код позиции по КТРУ определен, как 20.20.14.000 «Средство дезинфицирующее».

Приложением к постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» код КТРУ 20.20.14.000 «Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты».

При этом, в силу законодательства о контрактной системе, а также положений части 1, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ограничения на закупку дезинфицирующих средств для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением № 102, распространяются исключительно в случае закупки медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие препараты, которые зарегистрированы в качестве медицинских изделий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Из положений извещения об осуществлении закупки, а также содержания заявок на участие в аукционе не следует, что закупаемые дезинфицирующие средства являются медицинскими изделиями, зарегистрированными в качестве медицинских изделий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3.3. Извещением об осуществлении закупки установлены ограничения, предусмотренные и Постановлением № 617, и Постановлением № 102, а также условия допуска иностранных товаров в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018.

При этом, Постановлением № 617, и Постановлением 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, включенные в перечень, предусмотренный данным нормативным правовым актом, и товары, не включенные в него.

С учетом изложенного в пункте 3 настоящего решения, установление ограничений допуска, предусмотренных одновременно и Постановлением № 102, при условии, что закупаемый товар не является медицинским изделием, и Постановлением 617, а также отсутствие требований к документам и сведениям, предусмотренным Постановлением № 617, не соответствует пункту 15 части 1 статьи 42, части 3 статьи 14, пунктам 2 и 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

4. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом «н» пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации (далее – Постановление № 2571).

Согласно пункту 33 Приложения к Постановлению № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки, предметом которой является оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

В этой связи, установление Дополнительных требований, предусмотренных пунктом 33 Приложения к Постановлению № 2571, в извещении об осуществлении закупки, объектом которой является поставка крема для рук, без учета специфики объекта закупки, является нарушением части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

5. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.

5.1. В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Пунктом 2.4 проекта контракта предусмотрено, что оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением N 3 к настоящему Контракту (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, счета-фактуры, накладной или универсального передаточного документа, предоставленного Поставщиком, в течение 15 рабочих дней со дня подписания сторонами документа о приемке в соответствии с пунктом 3.6. контракта, что не соответствует части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

5.2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Извещением об осуществлении закупки, также, как и Приложением проектом контракта, определен срок и условия поставки товара: Со дня заключения контракта 10 (десять) календарных дней. Поставка разовая, с 09-00 до 14-00 часов в будние дни.

При этом, пунктами 2.1, 3.1, 3.2 проекта контракта, Приложением № 3 к проекту контракта предусмотрена возможность осуществления поставки по заявкам Заказчика, предусматривающим условия и сроки поставки, отличающиеся от сроков и условий, предусмотренных Спецификацией к контракту.

Указанное свидетельствует о наличии противоречащих друг другу сведений о сроках и условиях поставки по контракту, что может ввести в заблуждение о требованиях заказчика в указанной части участников закупки, что является нарушением статьи 7, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

С учетом допущенных нарушений Комиссия считает целесообразным выдать обязательное для исполнение предписание об отмене закупки.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ГРИН» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку Крема для рук (извещение № 0369200035123000090) обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушения пункта 1 части 12, части 17 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения статьи 7, пунктов 5, 12, 15 части 1 статьи 42, части 4 статьи 31, части 1 статьи 33, частей 1 и 13.1 статьи 34, части 6 статьи 23, части 3 статьи 14, пунктов 2 и 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 6 Правил № 145.

4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

2023-17626

 

 

Связанные организации

ООО "ГРИН"
ИНН 5401967683, ОГРН 1165476183311
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГБУЗ "ОСПНБ № 2"
ИНН 7442000874, ОГРН 1027401993585