Заключение №16208/04 рассмотрев дело № 074/01/14.2-1485/2020 по признакам нарушен... от 16 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Элемент Трейд»

620100, г. Екатеринбург,

Сибирский тракт 12,

строение 5

620000, г. Екатеринбург,

ул. Щербакова, д. 4

454004, г. Челябинск,

ул. Бр.Кашириных, д. 152,

торговая сеть «Монетка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 074/01/14.2-1485/2020

16 декабря 2020 года                                                                                                г. Челябинск, ул. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/14.2-1485/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев дело № 074/01/14.2-1485/2020 по признакам нарушения ООО «Элемент Трейд» пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) в ходе мониторинга цен на продукты питания c 22 по 25 мая 2020 года выявлен факт реализации в городе Челябинске в торговой сети «Монетка» ООО «Элемент Трейд» продукта питания – имбирь с указанием сведений о скидках «-59%», «-79%» с признаками нарушения антимонопольного законодательства.

Челябинское УФАС России 28 мая 2020 года выдало ООО «Элемент Трейд» предупреждение 08-04/2020 о прекращении указанных действий путем удаления информации о исходной стоимости имбиря «99,90» и скидки «-59%», «-79%» в магазинах торговой сети «Монетка» в срок до 10 июня 2020 года.

С предупреждением ООО «Элемент Трейд» не согласилось, о чем указало в письме вх. № 8027 от 11.06.2020.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением Челябинского УФАС России исх. №7956/04 от 03.07.2020 возбуждено производство по делу № 074/01/14.2-1485/2020.

Определением Челябинского УФАС России исх. № 14183/04 от 11.11.2020 рассмотрение дела № 074/01/14.2-1485/2020 назначено на 16.12.2020 в 14 часов 00 минут.

ООО «Элемент Трейд» в письменных пояснениях вх. № 13665 от 30.09.2020, вх. № 8027 от 11.06.2020 указало следующее.

В ООО «Элемент-Трейд» (одна из операционных компаний ТС «Монетка») действует программа лояльности. Правила Программы лояльности «Монетка» размещены на сайте https://www.monetka.ru/article/lovalnost. В соответствии с п. 4.1. Правил Программы лояльности «Монетка» при совершении покупок товаров у Оператора с использованием Карты в соответствии с Правилами Программы, участнику Программы предоставляется скидка в размере 2% от стоимости приобретаемых товаров. Согласно п.4.3. Правил Программы лояльности «Монетка» скидка, указанная в п 4.1. не предоставляется на товар в отношении которого проводятся какие-либо маркетинговые акции.

В период с 15.05.2020 по 21.05.2020 в магазинах ТС «Монетка» в г. Челябинск имбирь по цене 999,00 р/кг. был реализован 50 раз на общую сумму 7 179,10 руб. Факт реализации имбиря по указанной цене подтверждается соответствующими кассовыми чеками. Из-за низкого показателя продажи было принято решение снизить цену на имбирь. В отношении имбиря проводилась маркетинговая акция, что подтверждается зачеркиванием старой цены с указанием новой цены. За период с 22.05.2020 по 28.05.2020 имбирь по сниженной цене был реализован 426 раз на общую сумму 22 752,60 руб. Указание в кассовом чеке от 25.05.2020 № 2.137.247 Магазина «Монетка» (г.Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 152) «На товар скидка не распространяется» свидетельствует о том, что на данную конкретную покупку не распространяется Программа лояльности «Монетка».

Представитель ООО «Элемент Трейд» за заседании Комиссии устно пояснил, что обществом порядок изменения розничной цены на тот или иной товар, в данном случае имбирь, и установления на него скидки не регламентирован и не зафиксирован в каких-либо внутренних документах. В магазинах торговой сети «Монетка» города Челябинска решение об изменении (увеличение, уменьшение) розничной цены на товары и срок ее действия принимает соответствующий категорийный менеджер, ответственный, в данном случае, за товар – имбирь.

Рассмотрение материалов дела позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Элемент-Трейд» (ОГРН 1036605217252, ИНН 6674121179, КПП 667901001) зарегистрировано 05.08.2003. Основным видом деятельности общества является 47.11.2 Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах.

Дополнительные виды деятельности:

10.13.9 Предоставление услуг по тепловой обработке и прочим способам переработки

мясных продуктов,

10.39.1 Переработка и консервирование овощей (кроме картофеля) и грибов,

10.71 Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения,

46.34.1 Торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками,

46.34.2 Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт,

47.25 Торговля розничная напитками в специализированных магазинах, 49.4 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам,

52.10 Деятельность по складированию и хранению,

56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания,

56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания,

56.10.3 Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах,

69.10 Деятельность в области права.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026, далее – Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.6 Порядка анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.01.2020 до даты принятия заключения об обстоятельствах дела 16.12.2020.

Продуктовые границы рынка установлены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) Ответчика.

Продуктовые границы рынка, в данном случае, торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах.

Географические границы рынка – Челябинская область, в том числе г. Челябинск.

Так, согласно материалам дела магазины «Монетка» в городе Челябинске расположены по следующим адресам:

ул.3-го Интернационала, 63;

ул. 40 лет Победы, 44;

ул. 40 лет Победы, 7;

ул. 40-летия Победы, 16а;

ул. Агалакова, 66В, пом. 1;

ул. Артиллерийская, 100в;

ул. Барбюса, 18;

ул. Бейвеля, 116;

ул. Братьев Кашириных, 107, пом.202;

ул. Братьев Кашириных, 152;

ул. Братьев Кашириных, 68;

ул. Братьев Кашириных, 8а;

ул. Воровского, 21;

ул. Воровского, 34, пом. 1;

ул. Воровского, 59;

ул. Гагарина, 48;

ул. Гагарина, 5;

ул. Горького, 3;

ул.Гранитная, 23а;

ул. Зальцмана, 16, пом. 1;

ул. Зальцмана, 34;

ул. Кирова, 9/4;

ул. Комаровского, 6;

ул. Коммуны, 82;

Комсомольский пр-кт, 34в;

Комсомольский пр-кт, 48;

Комсомольский пр-кт, 80, пом 50;

ул. Конструктора Духова, 11, пом 1,2;

Копейское шоссе, 2г;

Краснопольский пр-кт, 13г;

Краснопольский пр-кт, 29, пом.4;

ул.Кузнецова, 4;

Ленина пр-кт, 52;

Ленина пр-кт, 8а;

ул. Лермонтова, 8;

ул. Мамина, 29;

ул. Наркома Малышева, 3;

ул. Первой Пятилетки, 9;

ул. Петра Сумина, 2;

Победы пр-кт, 151б;

Победы пр-кт, 192а;

пр-кт Ленина, 35, пом. 14;

ул Салавата Юлаева, 5;

ул. Салютная, 23;

Свердловский пр., 16;

Свердловский проспект, 84б;

ул. Сони Кривой, 43, пом. 1;

ул. Сталеваров, 66;

ул. Стахановцев, 112;

ул. Тарасова, 39;

ул. Татищева, 264;

ул. Трашутина, 20а;

ул. Труда, 19, п. 1, 4;

ул. Чичерина, 37-б;

ул. Чоппа, 1А;

ул. Шагольская 1/12б;

ул. Ширшова, 11В;

Шоссе Металлургов, 28;

ул. Энгельса, 32;

ул. Южноуральская, 12а;

ул. 3-го Интернационала, 63 и т.д.

Также магазины торговой сети «Монетка» расположены в других городах и районах Челябинской области (г. Чебаркуль, г. Кыштым, г. Катав-Ивановск, г. Златоуст, г. Магнитогорск, г. Усть-Катав, г. Троицк, г. Миасс, г. Касли, г. Аргаяш, п. Западный, с. Кузнецкое, р-н Красноармейский п. Петровский, с.Варна, Тургояк, с.Долгодеревенское, р-н Уйский с.Уйское), что подтверждается копиями кассовых чеков, представленными ООО «Элемент-Трейд».

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

ООО «Ашан» в письме вх. № 13382 от 25.09.2020, ООО «Молл» в письме вх. № 13360 от 28.09.2020, АО «Дикси Юг» в письме вх. № 12582 от 09.09.2020, АО «Торговый дом «Перекресток» в письме вх. № 13067 от 18.09.2020, АО «Тандер» в письме вх. № 1377 от 25.09.2020 указали о реализации товара – имбирь на территории города Челябинска и Челябинской области в магазинах торговых сетей.

В силу указанных положений данные лица и ООО «Элемент-Трейд» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах) в пределах одних географических границ (Челябинская область, в том числе г. Челябинск), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

Таким образом, рынок торговли розничной незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах является конкурентным на территории Челябинской области, в том числе города Челябинска.

Состав хозяйствующих субъектов:

ООО «Элемент-Трейд»;

ООО «Ашан»;

ООО «Молл»;

ООО «Дикси»;

АО «Торговый дом «Перекресток»;

АО «Тандер.

На основании пункта 1 статьи 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о товарах.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров.

Представляется, что приведенные нормы в полной мере распространяются на обязанность продавца сообщать достоверную информацию о скидках на товар, в том числе сообщить достоверную «обычную цену» товара.

Введение потребителей в заблуждение относительно ценового сегмента товара не может не затрагивать развитие здоровой конкуренции на рынке товара и его заменителей.

В соответствии со статьей 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Введение в заблуждение является следствием распространения позитивной информации и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара.

По состоянию на 22.05.2020-25.05.2020 в торговых объектах сети магазинов «Монетка» по адресам:

г. Челябинск, ул. Бр.Кашириных, д. 152 в месте выкладки овощей и фруктов размещена информация о их стоимости, размере скидок и т.п. Так, в частности над ящиками (коробками) с имбирем размещена информация: «Имбирь», «Цена за 100 грамм», «99,90», «-59%», «39,99». При этом цифры «99,90» и «-59%» размещены на одном уровне (линии). Цифры «99,90» выполнены черным цветом и перечеркнуты. Цифры 59% выполнены белым цветом на черном фоне. Ниже размещены цифры «39,99». Здесь же указана дата 22.05.2020;

г. Челябинск, ул. Лермонтова, д. 8 над ящиками (коробками) с имбирем размещена информация: «Имбирь», «Цена за 100 грамм», «99,90», «-79%», «19,90».

Факт распространения указанной информации подтвержден фотоматериалами специалистов Челябинского УФАС России.

Таким образом, размещенная информация «Цена за 100 грамм 99,90» указывает на сложившую исходную (прежнюю) цену на имбирь в магазинах торговой сети «Монетка» по состоянию до 22-25 мая 2020 года в размере 99, 90 рублей за 100 грамм или 999 рублей за 1 килограмм.

Присутствующая на ценнике информация «-59%», «-79%» указывает на размер скидки на данный товар также по состоянию на 22-25 мая 2020 года в магазинах одной сети «Монетка».

Для выявления недостоверности сложившейся исходной цены на имбирь и скидки на указанный товар следует установить подлинную обычную цену, по которой этот товар продолжительное время предлагался конкретным продавцом к продаже, а также его конкурентами.

Из представленной ООО «Элемент Трейд» информации о реализации имбиря в период с 01.05.2020 по 31.05.2020 усматривается, что в магазинах торговой сети «Монетка» имбирь:

в период с 01.05.2020 по 14.05.2020 реализовывался по цене от 299,9 рублей до 499,9 рублей за кг (в зависимости о местонахождения магазина);

в период с 15.05.2020 по 21.05.2020 реализовывался как по цене 199,9 рублей, 299, 9 рублей, 399,9 рублей за кг, так и по цене 999 рублей за кг;

в период с 22.05.2020 по 31.05.2020 реализовывался по цене от 199,9 до 499,9 рублей за кг (199,9 рублей, 299,9 рублей, 399,9 рублей, 499,9 рублей в зависимости от местонахождения магазина).

Изложенное позволяет сделать выводы, что продолжительное время (один месяц) ООО «Элемент Трейд» предлагало товар – имбирь по цене от 199,9 рублей до 499,9 рублей.

Так и в период с 15.05.2020 по 21.05.2020 имбирь реализовывался по цене 199,9 рублей, 299, 9 рублей, 399,9 рублей за кг в зависимости о местонахождения магазина. Однако, в этот же период непродолжительное время, от 1 до 3 дней в зависимости от местонахождения магазина, в тех же магазинах торговой сети «Монетка» имбирь одновременно реализовывался и по цене 999 рублей за кг.

Адрес магазина торговой сети «Монетка»

Период и цена на 1 кг

3-го Интернационала, 63

18.05.2020 - 199 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

23.05.2020 - 499,9 рублей

40 лет Победы, 7

20.05.2020 - 399,9 рублей

21.05.2020999 рублей

22.05.2020 -399,9 рублей

Артиллерийская, 100в

20.05.2020 - 299,9 рублей

21.05.2020 - 999 рублей

23.05.2020 - 199,9 рублей

Барбюса, 18

09.05.2020 по 14.05.2020 - 299,9 рублей

15.05.2020 – 999 рублей

16.05.2020 – 499 рублей

Бейвеля, 116

19.05.2020 – 299 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

22.05.2020 - 499,9

Бейвеля, 65а

20.05.2020 - 299,9 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

24.05.2020 - 199,9 рублей

Братьев Кашириных, 107, пом.202

18.05.2020 - 399,9 рублей

19.05.2020 - 20.05.2020 - 999 рублей

24.05.2020 - 399,9 рублей

Горького, 3

18.05.2020 - 399,9 рублей

19.05.2020-21.05.2020 - 999 рублей

23.05.2020 – 499 рублей

Гранитная, 23а

20.05.2020 - 299,9 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

23.05.2020 -199 рублей

Зальцмана, 34

20.05.2020 - 299,9

21.05.2020 – 999 рублей

27.05.2020 -399,9 рублей

Коммуны, 82

18.05.2020 - 399,9 рублей

20.05.2020 - 999 рублей

22.05.2020 - 399,9 рублей

Краснопольский пр-кт, 13г

20.05.2020 - 399,9 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

23.05.2020 – 399,9 рублей

Ленина пр-кт, 52

20.05.2020 - 299,9 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

22.05.2020 – 499, 9 рублей

Наркома Малышева, 3

19.05.2020 - 299,9 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

22.05.2020 – 499,9 рублей

Победы пр-кт, 151б

20.05.2020 – 299, 9 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

23.05.2020 - 199,9 рублей

Победы пр-кт, 192а

19.05.2020 - 299,9 рублей

21.05.2020 – 999 рублей

23.05.2020 – 199, 9 рублей

Салютная, 23

14.05.2020 – 499, 9 рублей

15.05.2020 – 999 рублей

17.05.2020 – 399, 9 рублей

Шагольская 1/12б

18.05.2020 - 399,9 рублей

19.05.2020 – 21.05.2020 – 999 рублей

22.05.2020 - 499,9 рублей

Изложенное позволяет сделать выводы о факте намеренного кратковременного (от 1 до 3 дней) завышения цены на имбирь перед его распродажей с указанием сведений о скидках 59% и 79%.

Таким образом, установлению скидки предшествовало искусственное повышение цены на товар и в результате товар со скидкой ООО «Элемент Трейд» фактически не предлагался к продаже дороже прежней средней цены (от 199,9 до 499,9 рублей).

Согласно письму АО «Тандер» вх. № 1377 от 25.09.2020 средняя розничная цена товара (корень имбиря) в апреле 2020 года - 522, 59 рублей, в мае 2020 года -253,15 рублей. Акции, связанные со снижением цены товара в указанный период не проводились.

Согласно письму ООО «Ашан» вх. № 13382 от 25.09.2020 цена реализации товара (корень имбиря) 21.05.2020 года составила:

199,00 рублей (г. Челябинск, ул. Труда, д. 203),

199,98 рублей (г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 28),

Цена реализации товара (корень имбиря) 22.05.2020-25.05.2020 составила:

199,90 рублей (г. Челябинск, ул. Труда, д. 203),

199,90 рублей (г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 28).

Согласно письму ООО «Молл» вх. № 13360 от 28.09.2020 цена реализации товара (корень имбиря):

21.05.2020 составила 259,99 рублей (г. Челябинск, ул. Труда, д. 166),

23.05.2020 составила 249,44 рублей (г. Челябинск, ул. Труда, д. 166),

25.05.2020 составила 259,99 рублей (г. Челябинск, ул. Труда, д. 166).

Согласно письму АО «Дикси Юг» вх. № 12582 от 09.09.2020 цена реализации товара (корень имбиря):

21.05.2020 составила 359, 48 рублей;

22.05.2020 составила 201,74 рублей;

23.05.2020 составила 202,66 рублей;

24.05.2020 составила 203,62 рублей;

25.05.2020 составила 199,94 рублей.

Согласно письму АО «Торговый дом «Перекресток» вх. № 13067 от 18.09.2020 цена реализации товара (корень имбиря):

04.05.2020-18.05.2020 составила 499,90 рублей;

19.05.2020-25.05.2020 составила 399,90 рублей.

По данным отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России стоимость имбиря в Челябинской области:

по состоянию на 29.04.2020 в торговой сети «Метрополис» составила 299,00 руб./кг, «Лента» - 549,99 руб./кг, «Магнит» - 449,90 руб./кг, «МЕТРО Cash and Carry» -279, 90 руб./кг;

по состоянию на 02.05.2020 в торговой сети «Пятерочка» составила - 399, 99 руб/кг, по состоянию на 03.05.2020 в торговой сети «Spar» - 399, 99 руб./кг, по состоянию на 05.05.2020 в торговой сети «Spar» - 399, 90 руб./кг, «Лента» - 549,99 руб./кг, «Пятёрочка» - 399,99 руб./кг, «МЕТРО Cash and Carry» -279,90 руб./кг., по состоянию на 25.05.2020 в торговой сети «Ашан» -199, 90 руб./кг.

Таким образом, розничная цена на имбирь конкурентов ООО «Элемент Трейд» в мае 2020 года не превышала 550 руб./кг.

Комиссия приходит к выводу, что распространяемая в торговой сети «Монетка» информация о розничной цене на имбирь 99, 90 рублей за 100 грамм или 999 рублей за 1 килограмм не является конкурентной (реальной), сложившейся на указанном рынке по состоянию на 22.05.2020-25.05.2020 года.

В связи с этим и распространяемая ООО «Элемент Трейд» в указанный период информация о скидке в размере 59 %, 79% является не результатом экономических расчетов, способствующих снижению розничной цены товара, а лишь способом привлечения внимания покупателей к товару - имбирь, который в период начала введения режима самоизоляции и ограничений, а также распространения публикаций в СМИ о его свойствах в профилактике и лечении COVID-19, вызвал ажиотаж среди населения и последующий всплеск необоснованного поднятия цен на данный продукт, которые удалось стабилизировать с помощью рыночных механизмов.

В условиях режима самоизоляции ряд потребителей ограничен в возможности осуществлять поиск по торговым сетям продуктов питания по более низким ценам, поскольку приобретает товары в магазинах по месту проживания.

Так, в силу пункта 3 распоряжения Правительства Челябинского области № 177-рп от 31.03.2020 «О внесении изменения в распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 № 146-рп» граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Указанная норма по состоянию на 22.05.2020 являлась действующей и с 24.05.2020 изменена в части исключения слова «ближайшему» распоряжением Правительства Челябинского области № 345-рп от 24.05.2020.

Действия ООО «Элемент Трейд» способствовали введению потребителей торговой сети «Монетка» в заблуждение о высокой исходной цене имбиря и предоставлении значительной скидки на него именно в данной торговой сети.

Распространение ООО «Элемент Трейд» в магазинах торговой сети «Монетка» по состоянию на 22.05.2020 - 25.05.2020 сведений об исходной (прежней) цене на имбирь в размере 999 рублей за кг и предоставляемой данной торговой сетью скидки на имбирь в размере 59% и 79% противоречит требованиям добропорядочности и является недобросовестным, неразумным и несправедливым по отношению к другим торговым сетям, реализующим этот же продукт по итоговой цене, сходной с итоговой ценой в торговой сети «Монетка» и даже ниже без каких-либо вводящих в заблуждение сведений о скидках и высокой розничной цены.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ООО «Элемент Трейд» по распространению в период с 22.05.2020 по 25.05.2020 в магазинах торговой сети «Монетка» сведений об исходной (прежней) цене на имбирь в размере 99, 90 рублей за 100 грамм (999 рублей за кг), а также скидки в размере 59% и 79 % на имбирь содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

В рассматриваемых действиях ООО «Элемент Трейд» содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ООО «Элемент Трейд» в условиях пандемии и повышенного интереса к имбирю направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают ему возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Так, действия ООО «Элемент Трейд» намеренно способствует созданию впечатления о высокой исходной цене имбиря и предоставлении значительной скидки на него именно в данной торговой сети и позволяют получить преимущества в виде увеличения объемов продаж имбиря.

2. Такие действия ООО «Элемент Трейд» противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Действия ООО «Элемент Трейд» способны нанести убытки иным хозяйствующим субъектам-конкурентам (торговые сети), которые реализуют имбирь по итоговой цене, сходной с итоговой ценой в торговой сети «Монетка» и даже ниже без каких-либо вводящих в заблуждение сведений о скидках и высокой исходной цены имбиря.

К доводам ООО «Элемент Трейд» о реализации в период с 15.05.2020 по 21.05.2020 в магазинах ТС «Монетка» имбиря по цене 999,00 р/кг Комиссия относится критически по следующим основаниям.

Период с 15.05.2020 по 21.05.2020, на который ссылается общество, составляет 7 календарных дней включительно.

Как усматривается из информации, представленной обществом, в указанный период в магазинах ТС «Монетка» имбирь реализовывался и по цене 199,9 рублей, 299, 9 рублей, 399,9 рублей за кг при одновременной кратковременной (от 1 до 3 дней), в зависимости от местонахождения магазина, реализации по цене 999 рублей за кг.

Таким образом, в пределах периода с 15.05.2020 по 21.05.2020 имбирь реализовывался в магазинах ТС «Монетка» в зависимости от их местонахождения по цене 999 рублей за кг фактически лишь от 1 до 3 дней.

Значение слова «продолжительный» долго продолжающийся; длительный. (Малый академический словарь, МАС).

С учетом изложенного, период от 1 до 3 дней нельзя признать продолжительным периодом.

Доводы ООО «Элемент Трейд» о достоверности сведений о прежней цене имбиря 999 рублей за кг и скидке 59 и 79%, что подтверждается кассовыми чеками за период с 15.05.2020 по 21.05.2020, Челябинское УФАС России не принимает по следующим основаниям.

В Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова под скидкой понимается «сбавка, уменьшение, преимущественно понижение назначенной цены на товар при продаже».

В Словаре С.И. Ожегова скидка есть «сумма, на которую понижена цена чего-нибудь».

В англоязычных словарях под скидкой (discount, discount price) понимается уменьшение обычной цены.

В экономической теории скидка понимается как уменьшение регулярной (базисной, обычной, прейскурантной, референтной) цены.

В маркетологии ценовая скидка определяется как метод стимулирования торговли, заключающийся в предоставлении производителем возможности в течение определенного периода купить продукты по более низким ценам, чем прейскурантные цены. При этом прейскурантная цена - это исходная, базисная цена, включаемая в ценовые справочники производителя и/или продавца; в ней не учитываются возможные надбавки и торговые и ценовые скидки.

Потребителям наиболее известны варианты условий сделки, определяющие размер возможного уменьшения базисной цены товара:

- установление специальной (низкой) цены для владельцев клубных карт;

- сезонные распродажи;

- специальные предложения (как правило, оправдываются сниженным качеством или истекающим сроком годности товара);

- предоставление за предыдущие покупки баллов, купонов, которыми можно оплатить часть стоимости следующих покупок либо получить снижение цены на определенный процент.

Для покупателя практическая ценность скидки, предоставляемой в любой форме, заключается в уменьшении суммы, которую он должен заплатить за товар.

По мнению Комиссии, достоверной следует признавать скидку только с обычной цены на товар, а не с цены, установленной продавцом кратковременно на 1-3 дня, и только для того, чтобы сделать с нее скидку.

При таком подходе потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предоставления скидки на товар, что не позволяет адекватно воспринимать необходимую для осознанного выбора информацию.

В данном случае, обычная (прежняя) цена может быть определена как средняя за прошедший период времени, который не может составлять менее месяца.

 

В силу части 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны