Решение (комиссия) №ВЛ/8036/24 решение по делу № РНП-74-155/2024 от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение по делу № РНП-74-155/2024

 

Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области

456880, Челябинская область,

с. Аргаяш,

ул. 8 Марта, 38

 

Общество с ограниченной ответственностью Строительная Фирма «РОСТА»

454902, г. Челябинск,

пр. Ленина, д. 83, офис 421/2

 

Директору ООО СФ «РОСТА»

«<…>»

 

Участнику ООО СФ «РОСТА»

«<…>»

 

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1136/2024

(№ РНП-74-155/2024)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 04 июня 2024 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Гареевой Д.Ф.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация Аргаяшского муниципального района, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью Строительная Фирма «РОСТА» (далее - ООО СФ «РОСТА», Общество, участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО СФ «РОСТА» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № ЭА 043.2023 от 10.04.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на строительство объекта «Водонасосная станция второго подъёма, строительство станции водоочистки в с. Аргаяш Аргаяшского муниципального района» (извещение № 0169300010323000043), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Администрации Аргаяшского муниципального района заместителя «<…>», действующего на основании доверенности № 2518 от 28.05.2024;

- представителя ООО СФ «РОСТА» «<…>», действующего на основании доверенности № 06 от 10.08.2023,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 24.05.2024 поступило обращение Администрации Аргаяшского муниципального района о включении в Реестр ООО СФ «РОСТА», его директора и участника в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № ЭА 043.2023 от 10.04.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на строительство объекта «Водонасосная станция второго подъёма, строительство станции водоочистки в с. Аргаяш Аргаяшского муниципального района» (извещение № 0169300010323000043) (далее – аукцион, закупка) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела Администрацией Аргаяшского муниципального района объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 20.03.2023 в 14:45 извещения о проведении закупки.

Закупка осуществлялась в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Чистая вода». КБК 536050563F552430414.

Начальная (максимальная) цена контракта – 154 643 529, 60 рублей.

Протокол подачи ценовых предложений от 28.03.2023.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11,50%.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0169300010323000043 от 29.03.2023.

Муниципальный контракт № ЭА 043.2023 «Строительство объекта: «Водонасосная станция второго подъёма, строительство станции водоочистки в с. Аргаяш Аргаяшского муниципального района» заключен 10.04.2023.

Из обращения Администрации Аргаяшского муниципального района следует, что в рамках исполнения контракта подрядчиком работы в полном объеме не выполнены, выявленные заказчиком недостатки в работах в установленные заказчиком сроки не устранены. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно письменным пояснениям ООО СФ «РОСТА» работы подрядчиком выполнялись, но постоянно возникающие препятствия помешали исполнению обязательств по контракту в установленные сроки (изобилие грунтовых вод и осадков, поставка и длительная замена бракованных комплектующих, ошибки в проектной документации, требующие принятия технических решений и их согласование). При этом, срок исполнения обязательств по контракту определен до 31.12.2024. Выполненные работы частично приняты заказчиком. С решением Администрации Аргаяшского муниципального района об одностороннем отказе от исполнения контракта Общество не согласно, обжалует его в Арбитражном суде Челябинской области.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.

Между Администрацией Аргаяшского муниципального района и ООО СФ «РОСТА» 10.04.2023 заключен муниципальный контракт № ЭА 043.2023 «Строительство объекта: «Водонасосная станция второго подъёма, строительство станции водоочистки в с. Аргаяш Аргаяшского муниципального района» (далее - контракт).

Согласно пункту 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с описанием объекта закупки (приложение № 1 к контракту) и проектной документацией в сроки, указанные в контракте и в графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 3 к контракту), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктом 1.4 контракта результатом работ по контракту является работающий комплекс, обеспечивающий потребителей водой соответствующего качества в требуемом объеме и с необходимым напором, в отношении которого получено положительное заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, или АКТ о соответствии строительного контроля на объектах, не требующих постановки в инспекцию государственного строительного надзора, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Цена Контракта составляет 136 859 523 (сто тридцать шесть миллионов восемьсот пятьдесят девять тысяч пятьсот двадцать три) рубля 65 копеек, в том числе НДС - 20% (двадцать процентов), 22 809 920 (двадцать два миллиона восемьсот девять тысяч девятьсот двадцать) рублей 50 копеек (пункт 2.1 контракта).

Пунктом 2.4 контракта определено, что оплата выполненных по контракту работ осуществляется заказчиком на лицевой счет, открытый подрядчиком в территориальном органе Федерального казначейства, поэтапно в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение № 4 к контракту) с учетом сметы контракта (приложение №6) и графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 3 к контракту), в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приемки выполненных работ (приложение № 2 к контракту). Оплата производится заказчиком на основании представленных подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии). Объем выполненных по контракту работ определяется в соответствии с пунктом 1.2 контракта. … Авансирование контракта не предусмотрено.

Разделом 3 контракта предусмотрен следующий порядок выполнения работ:

Подрядчик выполняет работы поэтапно в соответствии с описанием объекта закупки (приложение № 1 к контракту) и сметой контракта (приложение № 6 к контракту) (пункт 3.1 контракта).

Место выполнения работ: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш (земельные участки с кадастровыми номерами, а также улицы с. Аргаяш, на которых строятся сети водопровода) (пункт 3.2 контракта).

Начало выполнения работ по контракту – с момента заключения контракта. Работы по строительству осуществляются поэтапно: срок выполнения работ по 1 этапу: начало выполнения работ – с момента заключения контракта, окончание выполнения работ – 15.12.2023. Дата начала исполнения по 1 этапу – с момента заключения Контракта, срок исполнения по 1 этапу – 31.12.2023. Срок выполнения работ по 2 этапу: начало выполнения работ – 01.01.2024, окончание выполнения работ – 31.10.2024. Дата начала исполнения по 2 этапу – 01.01.2024, срок исполнения по 2 этапу – 31.12.2024 (пункт 3.3 контракта).

Сроки выполнения этапов работ определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение №3 к контракту) (пункт 3.4 контракта).

Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. При обнаружении отступлений от условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков заказчик обязан немедленно заявить об этом подрядчику, в письменной форме (пункт 3.5 контракта).

Обязанность по обеспечению работ материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик в соответствии с описанием объекта закупки, которые должны быть новыми, исправными, пригодными к использованию с учетом гарантийных сроков, установленных производителем и соответствующих проектным решениям. Подрядчик обязуется самостоятельно обеспечить поставку необходимых для строительства объекта капитального строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение. Используемые при выполнении работ по строительству объекта материалы, изделия и конструкции должны иметь документы, подтверждающие соответствие их качества требованиям к данным видам материалов, изделий, конструкций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устройства, оборудование, комплектующие, расходные материалы, применяемые при выполнении работ, подлежащие сертификации, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Копии сертификатов соответствия на устройства, оборудование, комплектующие, расходные материалы, используемые подрядчиком при выполнении работ, подлежат обязательной передаче заказчику. (пункт 3.6 контракта).

Порядок приемки определен разделом 4 контракта.

Обязанностью заказчика, установленной пунктом 5.2.1 контракта, является обязанность передать подрядчику в течение 10 (десяти) рабочих дней после заключения контракта необходимую документацию и строительную площадку. Приемка-передача документации и строительной площадки оформляется сторонами актом приемки-передачи в произвольной форме. Строительная площадка должна быть освобождена от имущества, принадлежащего другим собственникам, которое не связано с выполнением работ по контракту.

Согласно пункту 5.4.2 контракта подрядчик обязан обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, действующими нормами и правилами, и техническими условиями, и сдать результат работ заказчику с комплектом документации, предусмотренной контрактом и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.4.7 подрядчик обязан приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщить об этом заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после приостановления выполнения работ.

Возможность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрена пунктом 9.6 контракта.

В соответствии с графиком выполнения работ по объекту капитального строительства Водонасосная станция второго подъёма, строительство станции водоочистки в с. Аргаяш Аргаяшского муниципального района, в том числе ПИР (Приложение № 3 к контракту) работы по первому этапу подлежат выполнению в следующие сроки: подготовка территории строительства (с момента заключения контракта - 10.05.2023); водозабор из подземных источников, скважина № 7676-20 (05.05.2023-15.12.2023); водозабор из подземных источников, скважина № 7677, № 7678-20 (21.05.2023-15.12.2023); общестроительные работы на скважине (на 3 скважины) (15.05.2023-15.12.2023); установка вентиляции (на 3 скважины) (21.06.2023-15.12.2023); монтаж электрооборудования (на 3 скважины) (01.07.2023-15.12.2023); монтаж технологии (на 3 скважины) (01.09.2023-15.12.2023); общестроительные работы (10.05.2023-15.12.2023); монтаж водопровода, монтаж канализации, монтаж отопления, монтаж вентиляции, монтаж технологических решений, монтаж силового электрооборудования и электроосвещения, автоматическая пожарная сигнализация, автоматизация вентиляции, автоматизация ТХ (01.06.2023-15.12.2023); монтаж переливного устройства, монтаж подающего трубопровода, наружные сети электроснабжения (01.05.2023-15.12.2023). Работы по второму этапу: вертикальная планировка (01.01.2024-31.07.2024); автоматизация ТХ, наружная канализация К1, наружная канализация К2-опорожнение резервуаров, наружная канализация К2-сброс осадка после водоочистки, наружные сети водопровода – от скважин до насосной II-подъема, наружные сети связи, наружные сети водопровода от насосной II-подъема, выгреб V=5м3, выгреб V=50м3, благоустройство, озеленение, малые архитектурные формы, ограждение участков № 1, 2, 3, ПНР автоматизация вентиляции, ПНР автоматизация ТХ (01.01.2024-31.10.2024). Также определено, что сроки передачи рабочей документации составляют 10 календарных дней с даты заключения контракта.

Необходимо отметить, что сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения, которыми вносились изменения: в реквизиты сторон (дополнительное соглашение № 1 от 13.04.2023; дополнительное соглашение № 2 от 27.04.2023, дополнительное соглашение № 3 от 10.05.2023; дополнительно соглашение № 7 от 25.07.2023); в наименование предмета контракта (дополнительное соглашение № 4 от 16.06.2023), график выполнения работ (дополнительное соглашение № 4 от 16.06.2023, дополнительное соглашение № 5 от 26.06.2023; дополнительное соглашение № 9 от 23.11.2023; дополнительное соглашение № 11 от 31.01.2024), график оплаты выполненных работ (дополнительное соглашение № 4 от 16.06.2023); в пункт 2.4 контракта, касающийся оплаты выполненных работ (предусмотрено авансирование – дополнительное соглашение № 6 от 28.07.2023; дополнительное соглашение № 10 от 29.11.2023); смету контракта (дополнительное соглашение № 8 от 26.10.2023; дополнительное соглашение № 9 от 23.11.2023; дополнительное соглашение № 11 от 31.01.2024).

Из представленных сторонами писем следует, что согласно контракту № 50кс-23 от 07.04.2023 строительный контроль на объекте Строительство объекта: «Водонасосная станция второго подъёма, строительство станции водоочистки в с. Аргаяш Аргаяшского муниципального района» осуществляет Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр строительного контроля» (ФБУ «РОССТРОЙКОНТРОЛЬ»).

В материалы дела представлена переписка между Администрацией Аргаяшского муниципального района и ООО СФ «РОСТА» по вопросам, касающимся исполнения контракта.

Претензии с указанием количества дней просрочки отставания от графика производства работ составлялись заказчиком неоднократно (от 11.09.2023 № 4301 – отставание на 65 дней; от 20.09.2023 № 4465 – на 72 дня; от 11.10.2023 № 4840 – на 103 дня; от 18.01.2024 № 170 – зафиксирован процент выполнения работ по состоянию на 27.12.2023 – 23,04% при плановом 45,44%, отставание на 140 дней.

В ответе № 81 от 04.10.2023 на претензии от сентября 2023 года подрядчик изложил причины отставания от графика выполнения работ (разработка и согласование нового проекта, неблагоприятные погодные условия, задержка поставщиками сроков поставки, сбой поставки металлопроката, сбой поставки обсадной трубы).

Претензией № 170 от 18.01.2024 заказчик, изложив выявленные недостатки в выполняемых подрядчиком работах, установил Обществу срок для их устранения (исполнение обязательсв по выполнению работ 1-го этапа) – до 19 февраля 2024 года.

Актами проверки ФБУ «РОССТРОЙКОНТРОЛЬ» № 3914-40 от 28.03.2024, № 3914-43 от 17.04.2024, № 3914-47 от 16.05.2024, осуществляя строительный контроль, фиксировало выявленные нарушения, дефекты, замечания и мероприятия по устранению таких нарушений, дефектов, замечаний, а также срок их устранения.

Актами об устранении нарушений № 3914-39-01 от 28.03.2024, № 3914-42-01 от 17.04.2024, № 3914-46-01 от 16.05.2024 зафиксировано фактическое неустранение ООО СФ «РОСТА» замечаний организации, осуществляющей строительный контроль.

Указанные акты проверки и акты об устранении замечаний направлены ФБУ «РОССТРОЙКОНТРОЛЬ» в адреса заказчика и подрядчика письмами № РСК-КМ/5072 от 29.03.2024, № РСК-КМ/6346 от 18.04.2024, № РСК-КМ/8197 от 17.05.2024.

Обществом в материалы дела представлены акты осмотра объекта от 10.08.2023, от 13.09.2023, от 24.10.2023, от 14.03.2024, согласно которым комиссией в составе представителей ФБУ «РОССТРОЙКОНТРОЛЬ», ООО СФ «РОСТА», ГИП ООО «ПАРИТЕТ» (организация, осуществляющая авторский надзор), фиксировались: наличие воды в траншее из-за атмосферных осадков, осложнение проезда до объекта для поставки материалов, оборудования и строительной техники.

Кроме того, ООО СФ «РОСТА» в материалы дела представлены копии: договора лизинга (№ ЛД-74-3263/23 от 17.04.2023), договора поставки (№ 642 от 11.05.2023), договор подряда (б/н от 10.05.2023), договора поставки (№ 05/06-01 от 08.06.2023), договора подряда (№ 07/ЮЛ-2023 от 10.07.2023), договора на оказание услуги по восстановлению (переоформлению) документов технологического присоединения (№ 6100094972 17.08.2023), договора поставки (№ 07-БМ-141123 от 14.11.2023); договора поставки (№ 94 от 29.11.2023), договора подряда № (43/ЮЛ-2023 от 12.12.2023), договора ответственного хранения № (20/05/2024 от 20.05.2024).

Согласно сведениям ЕИС, при цене контракта 136 859 523,65 рублей, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет 12 478 126,04 рублей, фактически оплачено 71 973 285,90 рублей.

Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта принято Администрацией Аргаяшского муниципального района 13.05.2024, сформировано с использованием единой информационной системы 13.05.2024.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 13.05.2024.

Дата расторжения контракта определена заказчиком как 24.05.2024, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 24.05.2024.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

В возражении на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 72 от 203.05.2024 подрядчик также сослался на причины нарушения сроков выполнения работ – изобилие грунтовых вод, поставка и длительная замена бракованных комплектующих, ряд ошибок в проекте, кадровый дефицит работников.

Требованием об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги) Администрацией Аргаяшского муниципального района начислен подрядчику штраф.

Необходимо отметить, что основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией). Действия ООО СФ «РОСТА» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность органа местного самоуправления в построенном объекте «Водонасосная станция второго подъёма, строительство станции водоочистки в с. Аргаяш Аргаяшского муниципального района» не удовлетворена.

Вместе с тем, необходимо отметить, что из документов, представленных на заседание Комиссии, следует, что ООО СФ «РОСТА» осуществляло действия, направленные на исполнение контракта, часть выполненных работ оплачена, что свидетельствует о намерении исполнить контракт и не позволяет прийти к выводу об уклонении подрядчика от своих обязательств.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако к согласию стороны не пришли, должный результат не достигнут.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта.

Указанные обстоятельства не позволяют включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В силу подпункта «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила) представление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, является одним из оснований для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Несомненно, что действия ООО СФ «РОСТА» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность государственного заказчика по рассматриваемому контракту в полном объеме не удовлетворена. Однако, в совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в Реестр сведений об ООО СФ «РОСТА», его директоре и участнике.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Администрацией Аргаяшского муниципального района об ООО СФ «РОСТА» (ИНН 7451074696), его участнике и директоре в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Д.Ф. Гареева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

2024-9097

 

 

Связанные организации

ООО СФ "РОСТА"
ИНН 3328022811, ОГРН 1197700006613
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Администрация Аргаяшского МР
ИНН 7426001905, ОГРН 1027401480985