Предупреждение б/н Администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского... от 16 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области

456574, Челябинская область, Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Лесная, д. 2А

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-06/20 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

16 марта 2020 года                                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица, направленное Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (вх. № 18226 от 16.12.2019) по вопросу правомерности передачи Администрацией Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация) муниципального имущества (водопроводной сети) в аренду управляющим компаниям ООО «Возрождение» и ООО «Сфера» на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения представленных документов и материалов установлено следующее.

Согласно информации, представленной Администрацией, муниципалитетом заключен договор аренды от 01.10.2013 № 40 с ООО «Сфера» в отношении муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), расположенного на территории Еманжелинского сельского поселения, со сроком на 11 месяцев до 31.08.2014 с возможностью заключения указанного договора аренды на новый срок. Указанный договор заключен по результатам проведения конкурса.

При этом Администрация в письменных пояснениях указала, что ООО «Возрождение» не осуществляло в 2018 – 2019 годах деятельность по водоснабжению на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области.

Администрация представила дополнительные соглашения к договору аренды от 01.10.2013 № 40, которыми указанный договор ежегодно пролонгировался. Пролонгация договора была предусмотрена конкурсной документацией.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования данными объектами по концессионному соглашению осуществляется в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Из анализа части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав в отношении находящихся в муниципальной собственности объектов водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, осуществляется исключительно на основании концессионного соглашения.

Согласно акту приема-передачи недвижимого муниципального имущества от 01.10.2013 к договору аренды от 01.10.2013 № 40 срок эксплуатации части объектов холодного водоснабжения и водоотведения на момент проведения Администрацией конкурса составлял более 5 лет.

Учитывая, что конкурс на право заключения договора аренды проведен Администрацией в августе – сентябре 2013 года, т.е. после вступления Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (08.05.2013), рассматриваемое муниципальное имущество – объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, должно было быть передано по концессионному соглашению.

При этом Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ допускалась передача прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжения и водоотведения, в период с 08.05.2013 по 01.01.2015 по договорам аренды на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими объектами по концессионному соглашению по результатам конкурса.

Вместе с тем, муниципальное имущество в концессию Администрацией до настоящего времени не передано, конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении рассматриваемого муниципального имущества не проводился, договор аренды от 01.10.2013 № 40 ежегодно пролонгировался на 11 месяцев.

Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

В соответствии с пунктами 4 и 5 части 2 статьи 41.2 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен включать в себя, в том числе значения долгосрочных параметров регулирования тарифов и плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности являющимися существенными условиями договоров аренды.

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям Администрации муниципалитет как организатор конкурса не обращался с заявлением в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о представлении сведений о ценах, значениях и параметрах в целях их использования для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также за согласованием метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования для их включения в конкурсную документацию в целях передачи муниципального имущества (объектов холодного водоснабжения и водоотведения), расположенного на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области.

Таким образом, Администрацией нарушены специальные нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и в сфере концессионных отношений.

Каких-либо действий по передаче объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенного на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, в концессию согласно письменным пояснениям Администрации муниципалитет не предпринимал.

Таким образом, в действиях Администрации по ежегодному продлению договора аренды от 01.10.2013 № 40 в обход проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенного на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной части.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Действия Администрации по ежегодному продлению договора аренды от 01.10.2013 № 40 в обход требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении приводят и (или) могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности хозяйствующему субъекту, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной части.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной части.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту публичных интересов.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации по передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), расположенного на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, с нарушением требований действующего законодательства признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной части, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения указанных действий, для чего Администрации необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно:

1) с даты получения предупреждения начать процедуру подготовки необходимых документов для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области;

2) в срок до 01.07.2020 обеспечить заключение концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (копии концессионного соглашения, с приложением всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

Руководитель <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны