Решение (комиссия) №НМ/16188/23 Решение по жалобе № 074/10/18.1-2559/2023 от 24 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 074/10/18.1-2559/2023
«21» ноября 2023 года г. Челябинск, ул. Ленина, 59
Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<…> |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
<…> |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
при рассмотрении жалобы Каслинской местной молодёжной общественной организации «Наша Территория» (далее – КММОО «Наша Территория», Заявитель) на неправомерные действия Управления социальной защиты администрации Каслинского муниципального района (далее - Управление, организатор торгов),
У С Т А Н О В И Л А :
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Управления, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) Каслинского муниципального района на реализацию социально значимых проектов в 2023 году, извещение от 11.09.2023 (далее – Конкурс, торги).
В качестве доводов Заявитель в жалобе указал следующее.
Управлением отказано в допуске КММОО «Наша Территория» к участию в Конкурсе, поскольку организация не является получателем субсидии из бюджета Каслинского муниципального района на реализацию социально значимого проекта (программы) в 2023 году. При этом в 2023 году подобные торги Управлением не проводились.
Конкурной комиссией не определено минимальное количество баллов, необходимых для победы СОНКО в Конкурсе и не установлены коэффициенты значимости для заявок на участие в торгах.
В состав Конкурсной комиссии включен член комиссии – председатель общественной палаты Каслинского муниципального района <…>, которая в 2023 году указанную должность не занимает.
Заседание Конкурсной комиссии осуществлено с нарушением срока, установленного в Положении о комиссии по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций Каслинского муниципального района для предоставления субсидии на реализацию социально значимых проектов в 2023 году, утверждённом распоряжением Администрации Каслинского муниципального района (далее - Администрация) от 30.06.2023 № 436-р.
Управлением представлены письменные пояснения и документы (вх. № 14961/23 от 10.11.2023, 15292-ЭП/23 от 16.11.2023, 15481-ЭП/23 от 20.11.2023) и на заседании Комиссии Челябинского УФАС России указано следующее.
В 2023 году Каслинский муниципальный район принял участие в конкурсе на предоставление грантов Губернатора Челябинской области на развитие гражданского общества в целях софинансирования расходов на оказание на конкурсной основе поддержки некоммерческим неправительственным организациям в муниципальных образованиях Челябинской области в 2023 году и отобран Фондом поддержки гражданских инициатив Южного Урала (далее - Фонд) в качестве грантополучателя.
При подаче заявки Фондом запрашивалась информация о:
- сумме расходов местного бюджета, планируемых к осуществлению в 2023 году на оказание на конкурсной основе поддержки некоммерческим неправительственным организациям в муниципальном образовании Челябинской области, на софинансирование которых запрашивается грант;
- количестве некоммерческих неправительственных организаций, участвовавших в конкурсах (заявки которых допущены до участия в конкурсах), по результатам которых в 2022 году определены получатели грантов или субсидий;
- количестве некоммерческих неправительственных организаций, победителей конкурсов 2022 года, с которыми заключены договоры, предусматривающие оказание поддержки в данном муниципальном образовании.
В 2022 году получателями субсидии из бюджета Каслинского муниципального района являлись 4 некоммерческие организации, которые являлись участниками конкурса.
В 2023 году на поддержку СОНКО в бюджете запланировано 1 100 000 рублей, которые также распределены по результатам открытого конкурса. КММОО «Наша Территория» имела возможность принять участие в конкурсном отборе и получить субсидию, но не воспользовалась такой возможностью.
Член конкурсной комиссии <…> не принимала участия в заседаниях Конкурсных комиссий.
Принятие решения Конкурсной комиссии на 11 рабочий день не повлияло на ограничение прав Заявителя, ввиду отказа ему в допуске к участию в Конкурсе.
Изучив представленные материалы, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Понятие «законодательство Российской Федерации», нормами которого регулируется порядок проведения торгов, которые могут быть обжалованы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассматривается в широком смысле, а именно законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Положение о конкурсе среди социально ориентированных некоммерческих организаций Каслинского муниципального района на предоставление субсидий на реализацию социально значимых проектов в 2023 году утверждено постановлением Администрации от 26.06.2023 № 116 (далее - Положение).
Положение определяет условия и порядок проведения конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций, в целях реализации социально значимых проектов в 2023 году, на условиях софинансирования за счет субсидии бюджета Каслинского муниципального района и средств гранта Губернатора Челябинской области, предоставленного Каслинскому муниципальному району в 2023 году (пункт 1 Положения).
Постановлениями Администрации от 06.07.2023 № 127, № 31.07.2023 № 142, от 08.09.2023 № 161 в Положение внесены изменения.
Конкурс проводится Управлением, главным распорядителем средств бюджета Каслинского муниципального района, предусмотренных на оказание поддержки некоммерческим неправительственным организациям (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 4 Положения на конкурс могут быть представлены проекты социально ориентированных некоммерческих организаций Каслинского муниципального района, предусматривающие осуществление деятельности по направлениям, указанным в пункте 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Расходы на оказание на конкурсной основе поддержки некоммерческим неправительственным организациям осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете Каслинского муниципального района, предоставленных бюджету Каслинского муниципального района в 2023 году в размере 1 500 000,00 руб.
Управлением на официальном сайте в сети «Интернет» https://uszn40.eps74.ru/ размещено объявление о проведении Конкурса.
Датами начала и окончания подачи заявок на участие в Конкурсе являются 11.09.2023 и 11.10.2023 соответственно.
1. Пунктом 5 Положения определены требования к социально ориентированным некоммерческим организациям Каслинского муниципального района для участия в Конкурсе.
Согласно подпункту 1 пункта 5 Положения в Конкурсе могут участвовать организации, осуществляющие деятельность на территории Каслинского муниципального района, по приоритетным направлениям, соответствующим видам уставной деятельности, направленную на повышение качества жизни жителей Каслинского муниципального района и являющиеся получателем субсидии из бюджета Каслинского муниципального района на реализацию социально значимого проекта (программы) в 2023 году.
Аналогичное требование к участию в Конкурсе определено в объявлении о проведении торгов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 Положения Конкурсная комиссия не допускает заявку на участие в Конкурсе и прекращает ее рассмотрение в случае если заявка на участие в Конкурсе представлена организацией, не соответствующей требованиям, установленным пунктами 5 и 6 Положения.
Согласно протоколу № 2 заседания комиссии по отбору СОНКО для предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района от 26.10.2023 на участие в Конкурсе поданы следующие заявки:
- Каслинская местная молодёжная общественная организация «Наша территория», проект «Олимпионик-2024» (проведение спартакиады учащихся 1-4 классов образовательных учреждений Каслинского муниципального района);
- местная общественная организация инвалидов Каслинского муниципального района Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», проект «Здоровое поколение Каслинского района» (создание условий для занятий физкультурно-оздоровительной направленности для людей старшего поколения и лиц с ОВЗ в КМР);
- районное отделение Каслинского муниципального района Челябинского регионального отделения всероссийской областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, проект «Точка здоровья» (создание условий для регулярных, бесплатных занятий физкультурно-оздоровительного характера для людей старшего поколения и лиц с ОВЗ в КМР).
В материалы настоящей жалобы Управлением представлены соглашения от 14.02.2023 о предоставлении из бюджета Каслинского муниципального района субсидии МООИ Каслинского муниципального района Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и районному отделению Каслинского муниципального района Челябинского регионального отделения всероссийской областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов на финансовое обеспечение затрат на осуществление деятельности по реализации социально значимых программ (проектов).
Согласно протоколу № 2 заседания комиссии по отбору СОНКО для предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района от 26.10.2023 Каслинской местной молодёжной общественной организации «Наша территория» отказано в допуске к участию в Конкурсе, поскольку организация не является получателем субсидии из бюджета Каслинского муниципального района на реализацию социально значимого проекта (программы) в 2023 году.
В связи с этим, Заявитель полагает неправомерным отказ в допуске к участию в Конкурсе.
Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает порядок организации и проведения обязательных торгов, заключения договоров по результатам торгов.
Принимая во внимание тот факт, что Положение, как муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок проведения Конкурса, в том числе основания для допуска участия в торгах, является действующим актом, не оспорено и не отменено, Управлением отказано в допуске КММОО «Наша Территория» к участию в Конкурсе в соответствии с Положением.
Вместе с тем, Комиссией Челябинского УФАС России усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при принятии Положения.
2. Согласно пункту 3 Положения (в ред. постановления Администрации от 08.09.2023 № 161) Конкурс проводится в период с 11.09.2023 по 11.10.2023. Итоги Конкурса проводятся Конкурсной комиссией по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района, утвержденной распоряжением Администрации Каслинского муниципального района от 30.06.2023 № 436-р «Об утверждении Положения о комиссии по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций Каслинского муниципального района для предоставления субсидий на реализацию социально значимых проектов в 2023 году» (далее – Положение о конкурсной комиссии).
Пунктом 5 Положения о конкурсной комиссии установлено, что для выполнения возложенных задач Конкурсная комиссия выполняет следующие функции:
1) рассматривает заявки на получение субсидии с приложенными документами;
2) проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности СОНКО, оценку эффективности мер согласно мероприятиям, направляемым на развитие СОНКО;
3) проводит отбор СОНКО для рассмотрения вопроса получения субсидии;
4) принимает решения о признании права СОНКО на получении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, определяет объем субсидии СОНКО с учетом утвержденных критериев.
Согласно пункту 6 Положения о конкурсной комиссии основной формой деятельности Конкурсной комиссии являются заседания. Периодичность проведения заседаний Комиссии - не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты окончания приема заявок на участие в конкурсе.
В материалы настоящей жалобы Управлением представлен протокол № 2 от 23.10.2023 заседания комиссии по отбору СОНКО для предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района, в составе: заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии, согласно которому заседание Конкурсной комиссии подлежит отложению на 26.10.2023, в связи с невозможностью участия в заседании членов комиссии и отсутствием кворума заседания комиссии.
Принимая во внимание, что дата окончания приема заявок на участие в Конкурсе - 11.10.2023, десятым рабочим днем с даты окончания приема заявок на участие в торгах является 24.10.2023.
При этом установление даты заседания Конкурсной комиссии на 26.10.2023 обусловлено отсутствием кворума заседания комиссии, о чем оформлен протокол заседания Конкурсной комиссии от 23.10.2023.
Таким образом, заседания Конкурсной комиссии осуществлялись в срок, предусмотренный пунктом 6 Положения о конкурсной комиссии, в связи с чем рассматриваемый довод Заявителя признан необоснованным.
3. Согласно пункту 15 Положения о конкурсной комиссии рассмотрение и оценка проектов (программ), иных предоставленных документов осуществляется в два этапа:
1) предварительное рассмотрение проектов (программ) членами комиссии, в ходе которого каждый член комиссии оценивает представленные проекты (программы) по 9 критериям по 5 бальной шкале и заполняет оценочную ведомость (приложение 1 к Положению). Определение общей оценки, которая рассчитывается как сумма баллов, присвоенных заявке по каждому критерию, умноженная на соответствующий коэффициент значимости критерия. Результаты заносятся секретарем комиссии в итоговую ведомость (приложение 2 к Положению). Итоговые баллы по всем рассмотренным проектам (программам) заносятся в сводную ведомость (приложение 3 к настоящему Положению);
2) рассмотрение на заседании комиссии проектов (программ), получивших максимальные баллы, по результатам предварительного рассмотрения.
Приложением № 1 к Положению о конкурсной комиссии является оценочная ведомость заседания комиссии по отбору СОНКО, согласно которой для оценки проекта (программы) по каждому показателю применяется 5-балльная шкала, где учитываются:
0 - проект (программа) полностью не соответствует данному показателю;
1 - проект (программа) в незначительной части соответствует данному показателю;
2 - проект (программа) в средней степени соответствует данному показателю;
3 - проект (программа) в значительной степени соответствует данному показателю;
4 - проект (программа) полностью соответствует данному показателю.
Пунктом 23 Положения определены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, а также значения коэффициентов значимости для заявок с запрашиваемой суммой субсидии.
Соответственно довод Заявителя об отсутствии минимального количества баллов, необходимых для оценки проектов (программ) и коэффициентов значимости для заявок на участие в торгах, опровергается пунктом 15 Положения о конкурсной комиссии и пунктом 23 Положения, в связи с чем признан необоснованным.
4. Приложением № 2 к Положению о конкурсной комиссии создана комиссия по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций Каслинского муниципального района для предоставления субсидий на реализацию социально значимых проектов в 2023 году и утвержден ее персональный состав.
Так в состав Конкурсной комиссии включены:
- <…> - заместитель Главы Каслинского муниципального района, председатель комиссии;
- <…> – начальник Управления социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района, заместитель председателя;
- <…> - специалист по социальной реабилитации Управления социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района, секретарь комиссии.
Члены комиссии:
- <…> – директор МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Каслинского муниципального района;
- <…> – председатель Общественной палаты Каслинского муниципального района;
- <…> – член Общественной палаты Каслинского муниципального района.
В силу пункта 14 Положения о конкурсной комиссии заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от списочного состава членов Комиссии.
Заявителем указано, что в состав Конкурсной комиссии включен член комиссии – председатель общественной палаты Каслинского муниципального района <…>, которая не занимает указанную должность в 2023 году.
Отсутствие члена Конкурсной комиссии <…> на заседании комиссии не повлияло на кворум комиссии, поскольку на заседании комиссии от 26.10.2023 присутствовало 4 члена комиссии, в связи с чем заседание Конкурсной комиссии являлось правомочным, в связи с чем рассматриваемый довод Заявителя признан необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу КММОО «Наша Территория» необоснованной.
2. Передать соответствующему структурному подразделению Челябинского УФАС России материалы для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Администрации Каслинского муниципального района по утверждению Положения признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
3. Информировать Фонд «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области» о результатах рассмотрения вопроса о наличии в действиях Администрации Каслинского муниципального района по утверждению Положения признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.