Решение №ЕР/2870/21 Решение по жалобе от 11 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по жалобе
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области 454048, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77 kapremont@minstroy74.ru
ООО «Синай» 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 118/1, нежилое помещение 1 office@sinai-group.ru |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 074/10/18.1-504/2021
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
"***" – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
"***" – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России; "***"– главный специалист - эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев материалы по жалобе № 074/10/18.1-504/2021 ООО «Синай» (далее - Заявитель) от 17.02.2021 № б/н (вх. № 2407-ИП/21 от 17.02.2021) на неправомерные действия Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее – Министерство) при проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг по осуществлению строительного контроля в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, извещение № 016920000112100002 (извещение № РТС174Ж210001) (далее – Предварительный отбор), в присутствии представителей Министерства (членов Комиссии по проведению Предварительного отбора) по видео-конференц-связи, в отсутствие представителей ООО «Синай»,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Синай» на действия (бездействие) Министерства при проведении предварительного отбора подрядных организаций (извещение № 016920000112100002 (№ РТС174Ж210001).
Согласно доводам жалобы заявка ООО «Синай» отклонена комиссией Министерства неправомерно, поскольку соответствовала требованиям документации и содержала все необходимые сведения и документы. В составе заявки приложены три договора, подтверждающие опыт выполнения работ, соответствующих предмету предварительного отбора – оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
Кроме того, в нарушение требований пункта 56 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее — Положение № 615), Комиссия Министерства не указала в протоколе реквизиты договора, который не соответствует предмету предварительного отбора, неправомерно включила в протокол подпункт «о» пункта 23 Положения № 615 в качестве основания отклонения заявки, указала в протоколе на нарушение подпункта «м» пункта 5.3 документации о проведении предварительного отбора (далее – документация), который фактически в документации отсутствует.
Представители Министерства на заседании Комиссии пояснили следующее.
Предметом Предварительного отбора является оказание услуг по осуществлению строительного контроля в многоквартирных домах.
ООО «Синай» представило в составе заявки три договора, предмет одного из которых – «оказание услуг строительного контроля на объекте: «Межмуниципальная система коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера. Подъездная дорога к полигону ТКО от автодороги Южноуральск – Магнитогорск», не соответствует предмету Предварительного отбора и не подтверждает наличие опыта выполнения работ по осуществлению строительного контроля при проведении работ в зданиях, являющихся объектами капитального строительства.
Учитывая изложенное, ООО «Синай» и его заявка правомерно признаны несоответствующими требованиям Положения № 615 и документации.
В протоколе заседания комиссии от 18.02.2021 № 180 основание несоответствия участника и заявки требованиям Положения № 615 и документации указано верно: «представленные документы не подтверждают опыт выполнения работ». Вместе с тем, в связи с технической ошибкой неверно указаны ссылки на нормы Положения № 615 и документации, которым ООО «Синай», его заявка несоответствует.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 235 Положения № 615 любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Предварительный отбор подрядных организаций является частью процедуры торгов (аукциона), проведение которых обязательно в соответствии с Положением № 615 (пункт 2 Положения № 615).
Таким образом, ООО «Синай» вправе обжаловать действия комиссии по проведению Предварительного отбора в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба подана с соблюдением сроков, установленных частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
2. Согласно доводу жалобы ООО «Синай» и его заявка на участие в Предварительном отборе соответствуют требования Положения № 615 и документации.
Согласно пункту 1 Положения № 615 настоящее Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Цель строительного контроля — проверка:
- соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов);
- требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий;
- требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Поскольку Положение № 615 регламентирует порядок привлечения подрядных организаций к выполнению работ, оказанию услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, то и осуществление строительного контроля подразумевается при производстве работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с подпунктом «п» пункта 23 Положения № 615 при проведении предварительного отбора участник предварительного отбора должен обладать за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опытом оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением.
Копии указанных договоров (контрактов) должны содержаться в составе заявки на участие в предварительном отборе (подпункт «б» пункта 38 Положения № 615).
В подпункте «н» пункта 5.3 документации о проведении предварительного отбора установлено, что участник предварительного отбора должен обладать за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опытом оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства.
Копии указанных договоров (контрактов) представляются в составе заявки (подпункт «ж» пункта 6.7 документации).
ООО «Синай» представило в составе заявки три договора, предметом одного из которых является «оказание услуг строительного контроля на объекте: «Межмуниципальная система коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера. Подъездная дорога к полигону ТКО от автодороги Южноуральск – Магнитогорск» (договор от 01.06.2018 № б/н).
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом объект капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Правовая характеристика здания, как объекта капитального строительства дана в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент):
Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Технического регламента под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Понятие автомобильной дороги закреплено в статье 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Из изложенного очевидно следует, что автомобильная дорога зданием не является.
Соответственно, предмет договора от 01.06.2018 № б/н об осуществлении строительного контроля при выполнении строительных работ на подъездной дороге не соответствует предмету проводимого Министерством Предварительного отбора.
В соответствии с пунктом 52 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.
Согласно пункту 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:
а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;
б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;
в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Поскольку ООО «Синай» не подтверждено наличие соответствующего опыта оказания услуг, Общество не соответствует требованиям, установленным подпунктом «п» пункта 23 Положения № 615, подпунктом «н» пункта 5.3 документации, в свою очередь заявка ООО «Синай» не соответствует требованиям подпункта «б» пункта 38 Положения № 615, подпункта «ж» пункта 6.7 документации.
Таким образом, ООО «Синай» и заявка Общества правомерно признаны несоответствующими требованиям Положения № 615 и документации и Министерством правомерно принято решение об отказе во включении ООО «Синай» в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Следовательно, довод жалобы ООО «Синай» о соответствии Общества и его заявки требованиям Положения № 615 и документации является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы ООО «Синай» комиссия Министерства не указала в протоколе Предварительного отбора реквизиты договора, который не соответствует предмету предварительного отбора, неправомерно включила в протокол подпункт «о» пункта 23 Положения № 615 в качестве основания отклонения заявки, указала в протоколе на нарушение подпункта «м» пункта 5.3 документации, который фактически в документации отсутствует.
Согласно пункту 55 Положения № 615 результаты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе и решение вопросов, указанных в пунктах 51 и 52 настоящего Положения, оформляются протоколом комиссии по проведению предварительного отбора, который подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. Протокол оформляется и размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания.
В соответствии с пунктом 56 Положения № 615 при принятии комиссией по предварительному отбору решения об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в протоколе указывается обоснование такого решения со ссылками на нормы настоящего Положения, которым не соответствует участник предварительного отбора, на положения документации о проведении предварительного отбора, которым не соответствует заявка этого участника, на документы, подтверждающие такое несоответствие.
В подпункте 11 пункта 4 Протокола рассмотрения заявок на участие в Предварительном отборе от 12.02.2021 № 180 указано: в соответствии с подпунктом «а» и подпунктом «б» пункта 53 Положения № 615 заявка и участник не соответствуют требованиям: представленные документы не подтверждают опыт выполнения работ: из представленных копий договоров подряда 1 не соответствует предмету предварительного отбора (подпункт «о» пункта 23, подпункт «б» пункта 38 Положения № 615 и подпункт «м» пункта 5.3, подпункт «ж» пункта 6.7 документации.
Между тем, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, ООО «Синай» не соответствует требованиям, установленным подпунктом «п» пункта 23 Положения № 615 (подпункт «н» пункта 5.3 документации), в заявка ООО «Синай» не соответствует требованиям подпункта «б» пункта 38 Положения № 615 (подпункта «ж» пункта 6.7 документации).
Соответственно, в протоколе от 12.02.2021 № 180 неверно указаны нормы Положения № 615 и документации, которым не соответствуют ООО «Синай» и его заявка, что является нарушением пункта 56 Положения № 615.
Отсутствие в протоколе от 12.02.2021 № 180 указания на конкретные реквизиты договора, признанного несоответствующим предмету Предварительного отбора, не позволяет однозначно идентифицировать документ, подтверждающий несоответствие участника требованиям Положения № 615, что также является нарушением пункта 56 Положения № 615.
Таким образом, довод жалобы ООО «Синай» о нарушении комиссией Министерства пункта 56 Положения № 615 является обоснованным.
4. Учитывая, что Министерством правомерно принято решение об отказе во включении ООО «Синай» в реестр квалифицированных подрядных организаций, правовые основания для выдачи предписания об отмене результатов Предварительного отбора отсутствуют.
Между тем, Комиссия считает необходимым выдать Министерству предписание о внесении изменений в протокол от 12.02.2021 № 180 в части указания норм Положения № 615 и документации, которым не соответствуют ООО «Синай» и его заявка, а также реквизитов договора, признанного несоответствующим предмету Предварительного отбора.
Действия Министерства, выразившиеся в нарушении требований к протоколу, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Синай» обоснованной;
2. Признать действия Министерства, выразившиеся в неверном указании норм Положения № 615 и документации, которым не соответствуют ООО «Синай» и его заявка, а также в неуказании на конкретные реквизиты договора, признанного несоответствующим предмету Предварительного отбора, в протоколе от 12.02.2021 № 180, нарушением пункта 56 Положения № 615;
3. Выдать Министерству предписание о внесении изменений в протокол от 12.02.2021 № 180;
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному вести производство по административным делам.