Решение №АК/8874/22 О результатах рассмотрения жалобы по делу №357-ж/2022 от 25 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

О результатах рассмотрения жалобы по делу №357-ж/2022

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки» (ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия) имени М.И. Глинки»)

 

455036, г. Магнитогорск, ул. Грязнова, д. 22

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21

 

АО «ТЭК-Торг»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д.24

 

Индивидуальный предприниматель "..."  (ИП "..." )

 

"..." 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1968/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

"..." .

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..." 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..." 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП "..." . (далее – заявитель) на действия ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия) имени М.И. Глинки» (далее – заказчик), ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту, замене деревянных оконных и балконных конструкций, ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия) имени М.И. Глинки» Челябинская область, Магнитогорск, Нежилое здание- Общежитие, ул. Зеленая, 10/2 (извещение №0869200000222003334) при участии посредством видеоконференц-связи:

- представителя заказчика "..." , действующего на основании доверенности от 15.07.2022 № 01-13/708;

- представителя уполномоченного органа "..." , действующего на основании доверенности от 04.04.2022 №12;

- представителя уполномоченного органа "..." , действующего на основании доверенности от 04.04.2022 №09;

- представителя уполномоченного органа "..." , действующего на основании доверенности от 04.04.2022 №11;

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 13.07.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту, замене деревянных оконных и балконных конструкций, ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия) имени М.И. Глинки» Челябинская область, Магнитогорск, Нежилое здание- Общежитие, ул. Зеленая, 10/2 (извещение №0869200000222003334) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам уполномоченным органом 05.07.2022 размещено на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещение об осуществлении закупки 0869200000222003334.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0869200000222003334) составляет 5 003 294,00  рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 13.07.2022 08:30.

В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 13.07.2022 по итогам проведения аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 20,5 %.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0869200000222003334 от 14.07.2022 победителем признан участник с заявкой под номером 3 с предложением о цене контракта 3 977 618, 73 рублей.

Контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что при проведении аукциона неправомерно установлены требования к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Также заявитель считает, что в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 г. № 252 при проведении аукциона не установлено требование о том, что участник не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры.

Кроме того, заявителем обжаловано требование о предоставлении подрядчиком счет-фактуры на этапе исполнения обязательств по контракту.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, согласно которым извещение об осуществлении закупки содержит исчерпывающую информацию в отношении установленных заказчиком требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указание в проекте контракта требований к документации при приемке, а именно предъявление счет-фактуры не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности ее предъявления. Подрядчик самостоятельно определяет формировать либо не формировать счет-фактуру при оформлении документов о приёмке в рамках исполнения контракта.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о требованиях, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

    1. В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, замене деревянных оконных и балконных конструкций с начальной (максимальной) ценой контракта 5 003 294, 00 рублей.

Согласно извещению об осуществлении закупки к участникам закупки установлено требование о наличии  у него выписки из реестра саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (форма выписки установлена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 №86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации»). При этом указано, что данное требование не распространяется на участников, которые на этапе торгов предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее.

Таким образом, принимая во внимание, что начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 10 млн рублей, и предложение участника закупки не может превышать указанную сумму, требование о наличии выписки из реестра саморегулируемой организации в рассматриваемом случае не применяется.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы необоснован.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно системному толкованию положений Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно отражать только те требования к участникам, которые соответствуют объекту закупки. В случае, если объект закупки не предполагает членство участника в саморегулируемой организации требование о наличии у него выписки указывать не следует, поскольку данное требование может привести к возникновению спорных ситуаций в ходе формирования и рассмотрения заявок участников закупки.

В свою очередь, заявителем не представлены сведения, подтверждающие, что установленные заказчиком требования повлияли на его права и интересы. Заявителем не выражена материально-правовая заинтересованность участия в закупке. Аукцион состоялся, на участие в закупке подано 5 заявок. Все заявки признаны соответствующими, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе. Принимая во внимание, что участниками предложена цена контракта менее 10 млн. руб., комиссией по осуществлению закупки наличие в заявках выписки не оценивалось.


 

    1. Указом Президента РФ от 03.05.2022 № 252 (далее – Указ № 252) приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее – лица, находящиеся под санкциями).

Таким образом, заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливаются требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.

Соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа № 252, а также принятого в его реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).

Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона о контрактной системе в составе заявки.

Указанная позиция отражена в Письме Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926.

Согласно извещению об осуществлению закупки заказчиком установлены
единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В приложении № 4 к извещению об осуществлению закупки установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. В пункте 1.2. приложения отражены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в том числе об отсутствии участника закупки в перечне юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

Таким образом довод жалобы не обоснован.

 

  1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Исходя из пункта 1 части 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составлять счет-фактуру за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта, а также за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Таким образом, расчетно-платежные документы (счета, счета-фактуры) предоставляются в зависимости от системы налогообложения на которой находится подрядчик. При этом на этапе формирования извещения об осуществлении закупки, а также выбора победителя аукциона у заказчика отсутствует информация относительно применяемой участниками закупок системы налогообложения. В связи с чем, на этапе размещения извещения невозможно определить однозначный, исчерпывающий перечень документов, которые подрядчик обязан оформить по факту выполнения работ.

Согласно приложению №1 к проекту контракта при окончательной приемке выполненных работ подрядчиком должны быть предъявлены следующие документы:

- подписанная и принятая исполнительная документация см п.1.8.

- бухгалтерские документы: КС2, КС3, счет на оплату выполненных работ, счет-фактура (2 экз).

Из пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа следует, что указание в проекте контракта требований к документации при приемке не возлагает на участника закупки, применяющего упрощённую систему налогообложения безусловной обязанности ее предъявления. Поставщик самостоятельно определяет необходимость оформления данного документа.

Жалоба ИП Меркулова В.И. не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в том числе количества участников рассматриваемой закупки, а также, что действия заказчика по установлению требований об оформлении бухгалтерских документов нарушают права и законные интересы ИП Меркулова В.И.

Таким образом, довод Заявителя, согласно которому Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении подрядчиком расчетно-платежных документов (счета, счета-фактуры) для оплаты Заказчиком выполненных работ, не обоснован ввиду недоказанности.

 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьями 105, 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ИП "..." на действия ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия) имени М.И. Глинки», ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту, замене деревянных оконных и балконных конструкций, ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия) имени М.И. Глинки» Челябинская область, Магнитогорск, Нежилое здание- Общежитие, ул. Зеленая, 10/2 (извещение №0869200000222003334) необоснованной.

  2. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии "..." 

 

 

Члены комиссии "..." 

 

 

"..." 

 

 

 

 

 

2022-9593

 

 

Связанные организации

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ИП Меркулов Виктор Иванович
ИНН 644904423785, ОГРН 322645700046379
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки»
ИНН 7446011965, ОГРН 1027402233187