Решение №17929/07 Решение по делу № 074/01/16-1535/2019 от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Челябинская таможня

пр. Победы, д. 368-в, г Челябинск, 454021

ООО «Челпи»

ул. Промышленная площадка,

д. 3, г. Еманжелинск, 456580

ООО «Фаворит»

ул. Энтузиастов, д. 15-д, кор. 1, оф. 18, г. Челябинск, 454080

ООО «Таможенный брокер»

ул. Кирова, д. 72, каб. 501, г. Магнитогорск, 455019

ООО «Профессиональная группа»

ул. Профсоюзная, д. 14,
г. Магнитогорск, 455019

ООО «Феникс»

ул. Рубежная, д. 26, г. Челябинск, 454048

ООО «Грузовой комплекс»

поселок Аэропорт, административное здание Грузового комплекса, помещение 3, Челябинская область, 454133

ИП <…>

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/01/16-1535/2019

Резолютивная часть решения оглашена «18» декабря 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2019 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии

<…>

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Челябинской таможни, ООО «Челпи», ООО «Фаворит», ООО «Таможенный брокер», ООО «Профессиональная группа», ООО «Феникс», ООО «Грузовой комплекс» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 4 названной нормы, в присутствии на заседании Комиссии:

- <…> – представителя Челябинской таможни по доверенности,

- <…> – представителя Челябинской таможни по доверенности,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ИП <…> (далее - Заявитель) на действия Челябинской таможни, выразившиеся в предоставлении преимущественного права осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам путем заключения договоров безвозмездного хранения на складе материальных ценностей, товаров и транспортных средств.

Челябинской таможней представлены следующие письменные пояснения, документы (вх. № 23-11/08094 от 20.06.2019, № 13567 от 17.09.2019, № 15981 от 06.11.2019, № 18035 от 11.12.2019).

Челябинской таможней заключены договоры безвозмездного хранения с хозяйствующими субъектами. Возмещение затрат поклажедателем по окончанию срока хранения товаров договорами безвозмездного хранения не предусмотрено.

Поскольку указанные договоры носят безвозмездный характер законодательство о контрактной системе не может быть применено.

Одним из критериев, послужившим основанием для выбора контрагентов при заключении договоров безвозмездного хранения послужил тот факт, что хозяйствующие субъекты уполномочены представлять интересы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.

Переписка с хозяйствующими субъектами по вопросу оказания услуг хранения отсутствует.

В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 189 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) возврат задержанных товаров не производился. Все задержанные товары в порядке, предусмотренном статьей 190 Закона о таможенном регулировании, переданы для дальнейшего распоряжения уполномоченному органу - Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.

Учитывая безвозмездный характер заключаемых договоров, расходы за хранение изъятых товаров владелец товара не несет.

Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях представлены следующие письменные пояснения, документы (вх. № 10692 от 29.07.2019, № 13448 от 16.09.2019, № 16863 от 21.11.2019).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 № «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, организует в установленном порядке реализацию имущества, обращенного в собственность государства, переработку (утилизацию) такого имущества, а в случае невозможности реализации указанного имущества в силу утраты потребительских свойств – организует его уничтожение.

Хранение, реализация, переработка (утилизация) или уничтожение конфискованного, движимого изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется специализированными организациями Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, осуществляющими свою деятельность в рамках договора на оказание услуг специализированной организации, заключенного на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях в 2017-2018 годах с ООО «Челпи», ООО «Фаворит», ООО «Профессиональная группа», ООО «Феникс» заключены договоры на оказание услуг специализированной организации.

ООО «Феникс» представлены следующие письменные пояснения, документы (вх. № 13507 от 17.09.2019).

Тарифы на оказание услуг хранения на складе материальных ценностей, товаров, транспортных средств в 2017-2019 годах ООО «Феникс» не утверждены.

Сведения об оплате, произведенной в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 договора безвозмездного хранения № 26 от 09.02.2018 отсутствуют.

Переписка с Челябинской таможней по вопросу заключения договоров безвозмездного хранения товаров, в том числе договора № 26 от 09.02.2018 отсутствует.

Реализация задержанных товаров, которые подлежали хранению на складе ООО «Феникс» не производилась.

ООО «Таможенный брокер» представлены следующие письменные пояснения, документы (вх. № 13695 от 19.09.2019).

Переписка с Челябинской таможней по вопросу заключения договоров безвозмездного хранения товаров, в том числе договора безвозмездного хранения № 23 от 07.02.2018 отсутствует. По указанному договору оплата не производилась.

Реализация товаров, являющихся предметом договора безвозмездного хранения № 23 от 07.02.2018 ООО «Таможенный брокер» не осуществлялась.

ООО «Фаворит» представлены следующие письменные пояснения, документы (вх. № 13529 от 17.09.2019).

ООО «Фаворит» является поверенной организацией от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество.

Между Челябинской таможней и ООО «Фаворит» заключен договор безвозмездного хранения № 25 от 07.02.2018. Поскольку указанный договор является безвозмездным, поклажедатель по окончанию срока действия договора не возмещает хранителю расходы по хранению.

ООО «Фаворит» в рамках договора безвозмездного хранения № 25 от 07.02.2018 не получало денежного или иного вознаграждения за хранение имущества, переданного на хранение с последующей утилизацией или реализацией.

ООО «Грузовой комплекс» представлены следующие письменные пояснения, документы (вх. № 13441 от 16.09.2019).

Между Челябинской таможней и ООО «Грузовой комплекс» заключен договор безвозмездного хранения № 32 от 15.02.2018. Оплата по указанному договору не предусмотрена.

Переписка с Челябинской таможней по вопросу заключения договоров безвозмездного хранения товаров, в том числе договора безвозмездного хранения № 32 от 15.02.2018 ООО «Грузовой комплекс» не велась.

Компенсация расходов за хранение товаров договором безвозмездного хранения № 32 от 15.02.2018 не предусмотрена.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. действующей с 24.07.2016 по 04.09.2018) (далее – Закон о таможенном регулировании) при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

В соответствии с частью 4 статьи 168 Закона о таможенном регулировании товары, изъятые в соответствии с частью 1 названной статьи, размещаются на складах временного хранения, складах временного хранения таможенных органов в соответствии со статьей 202 названного закона или в других местах по правилам, установленным частью 4 статьи 189 названного закона. Срок хранения изъятых товаров составляет один месяц.

Согласно части 4 статьи 189 Закона о таможенном регулировании задержанные товары размещаются на складах временного хранения, складах временного хранения таможенных органов в соответствии со статьей 202 названного Федерального закона или передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги в регионе деятельности таможенного органа. Товары, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации (учреждения) или государственные органы. При передаче указанных товаров на хранение составляется акт приема-передачи, один экземпляр которого остается у таможенного органа, второй - у организации (учреждения), осуществляющей хранение товаров. Копия такого акта направляется законному владельцу товаров, если это лицо установлено таможенным органом.

Челябинской таможней (поклажедатель) заключены следующие договоры безвозмездного хранения:

- договор безвозмездного хранения № 01 от 25.01.2017 с ООО «Челпи» (хранитель), хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой (отапливаемой, не отапливаемой и т.д.) открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Челябинск, ул. Барановическая, д. 13, договор вступает в силу с 25.01.2017 и действует до 31.12.2017 (пункт 9.1 договора № 01 от 25.01.2017);

- договор безвозмездного хранения № 016 от 16.02.2017 с ООО «Фаворит» (хранитель), хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой (отапливаемой, не отапливаемой и т.д.) открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 2-а, договор вступает в силу с 02.02.2017 и действует до 30.04.2017 (пункт 9.1 договора № 016 от 16.02.2017), ред. дополнительного соглашения от 19.04.2017 срок действия продлен до 31.12.2017;

- договор безвозмездного хранения № 23 от 07.02.2018 с ООО «Таможенный брокер», хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой (отапливаемой, не отапливаемой и т.д.) открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Магнитогорск, ш. Фабричное, д. 1, договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018 (пункт 9.1 договора № 23 от 07.02.2018);

- договор безвозмездного хранения № 24 от 07.02.2018 с ООО «Профессиональная группа», хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой (отапливаемой, не отапливаемой и т.д.) открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Магнитогорск, ул. Сульфидная, д. 7, договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018 (пункт 9.1 договора № 24 от 07.02.2018);

- договор безвозмездного хранения № 25 от 07.02.2018 с ООО «Фаворит», хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 2-а, договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018 (пункт 9.1 договора № 25 от 07.02.2018);

- договор безвозмездного хранения № 26 от 09.02.2018 с ООО «Феникс», хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Челябинск, Сибирский переезд, д. 1, договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018 (пункт 9.1 договора № 26 от 09.02.2018);

- договор безвозмездного хранения № 28 от 12.02.2018 с ООО «Челпи» (хранитель) хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Челябинск, ул. Барановическая, д. 13, договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018 (пункт 9.1 договора № 28 от 12.02.2018);

- договор безвозмездного хранения № 32 от 15.02.2018 ООО «Грузовой комплекс», хранение товаров осуществляется в охраняемом не отапливаемом/отапливаемом помещении, а также на охраняемой открытой стоянке, находящихся по адресам: г. Челябинск, Аэропорт, договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018 (пункт 9.1 договора № 32 от 15.02.2018).

Пунктом 1.1 указанных договоров безвозмездного хранения установлено, что хранитель обязуется хранить на складе временного хранения или ином принадлежащем ему складе материальные ценности, товары и транспортные средства:

- изъятые поклажедателем по делам об административных правонарушениях и уголовным делам; изъятые в рамках проведенных оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативной розыскной деятельности» (далее – Закон № 144-ФЗ);

- обращенные в федеральную собственность;

- обладающие признаками бесхозяйных (невостребованных законными владельцами, брошенных и т.д.);

- изъятые таможенным органом в соответствии со статьями 168, 183 и 189 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», задержанные в соответствии с главой 51 ТК ЕС.

Согласно пункту 2.1 указанных договоров безвозмездного хранения поклажедатель по окончанию хранения товаров не возмещает хранителю расходы по хранению.

Так, из содержания приказа Федеральной таможенной службы от 30.12.2015 № 2692 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Приказ ФТС от 30.12.2015 № 2692) следует, что при невозможности помещения вещественных доказательств на складах, в помещениях либо на территориях, владельцем которых являются таможенные органы, а также при необходимости обеспечения особых условий хранения вещественные доказательства передаются на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по хранению, на основании заключенного в установленном порядке государственного контракта (договора).

В силу пунктов 35, 36 Приказа ФТС России от 18.12.2006 № 1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях» в случае невозможности хранения изъятых вещественных доказательств в таможенном органе в силу громоздкости (т.е. если они по своим габаритам не могут быть помещены в камеру хранения вещественных доказательств) или иных причин (например, большое количество изъятых вещественных доказательств) они передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги. Обеспечение сохранности изъятых вещественных доказательств (товарного вида, комплектности, потребительских свойств и качеств и т.д.) при их передаче в организации, учреждения осуществляется таможенным органом посредством заключения с ними договора в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Тем самым, хранение изъятых таможенными органами вещей, имеющих значение по делам об административных правонарушениях, по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях обеспечивается за счет средств федерального бюджета, поскольку изъятие таких вещей связано с осуществлением таможенными органами указанных процессуальных действий.

Согласно Общему положению о таможне, утвержденному Приказом ФТС России от 31.05.2018 № 833 к полномочиям таможни относятся, в том числе ведение работы по обращению в федеральную собственность товаров и транспортных средств, организацию распоряжения такими товарами, распоряжение товарами и транспортными средствами, являющимися вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, контроль за хранением таких товаров и транспортных средств, а также организация и ведение работы по хранению, контролю и учету товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность.

Таким образом, указанные отношения относятся к государственным нуждам и подлежат регулированию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Однако Челябинской таможней и хозяйствующими субъектами определено, что стоимость услуг составляет «0» рублей, что привело к невозможности применения к указанным отношениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, исполнение Челябинской таможней функции, предусматривающей хранение изъятых товаров, подразумевает наличие собственных складов и помещений.

В случае привлечения коммерческих организаций для исполнения указанной функции, проведение конкурсных процедур в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, является необходимым, поскольку хранение изъятых товаров при данных обстоятельствах является государственной нуждой органа государственной власти, что подтверждается приказом ФТС РФ от 30.07.2010 № 1421 (в ред. от 30.12.2015) «О применении образцов государственных контрактов (договоров)» (далее – Приказ № 1421), согласно которому заключение договора хранения должно осуществляться Таможенными органами Российской Федерации в соответствии с Законодательством о контрактной системе.

При этом, в приложении № 6 к Приказу № 1421 прямо указано, что государственный контракт на оказание услуг по хранению товаров заключается в целях обеспечения государственных нужд.

Данное обстоятельство является основанием для применения Закона о контрактной системе при заключении контракта на хранение изъятых товаров.

Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Однако Челябинской таможней не осуществлены закупки в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, а заключены гражданско-правовые договоры с поверенными Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.

Согласно статье 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В силу частей 1, 2 статьи 897 ГК РФ если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение. При безвозмездном хранении поклажедатель обязан возместить хранителю произведенные им необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.

При этом, договор хранения указанного имущества регулирует гражданско-правовые отношения между таможенным органом и специализированной организацией, осуществляющей такое хранение. Соответственно, указанные договоры хранения относятся к гражданско-правовым отношениям.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Из указанных положений следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения, в том числе в устной форме между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.

Вместе с тем, не каждое соглашение между органами власти и хозяйствующими субъектами является антиконкурентным соглашением и ограничивает конкуренцию.

Антимонопольным органом не получены документы, подтверждающие, что в результате соглашения между Челябинской таможней и ООО «Челпи», ООО «Фаворит», ООО «Таможенный брокер», ООО «Профессиональная группа», ООО «Феникс», ООО «Грузовой комплекс» созданы ограничения, препятствия доступа другим хозяйствующим субъектам на рынок складских услуг при заключении договоров безвозмездного хранения, а также создано фактическое воспрепятствование доступу какому-либо субъекту на указанный рынок.

Документов, подтверждающих, что действия Челябинской таможни и ООО «Челпи», ООО «Фаворит», ООО «Таможенный брокер», ООО «Профессиональная группа», ООО «Феникс», ООО «Грузовой комплекс» привели или могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, а также содержат нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом не получено.

Учитывая тот факт, что заключённые Челябинской таможней, ООО «Челпи», ООО «Фаворит», ООО «Таможенный брокер», ООО «Профессиональная группа», ООО «Феникс», ООО «Грузовой комплекс» договоры хранения, в том числе носят безвозмездный характер, являются предметом гражданско-правовых отношений, в действиях указанных лиц не усматривается нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 074/01/16-1535/2019, возбужденного по признакам нарушения Челябинской таможни и ООО «Челпи», ООО «Фаворит», ООО «Таможенный брокер», ООО «Профессиональная группа», ООО «Феникс», ООО «Грузовой комплекс» статьи 16, в том числе пункта 4 названной нормы.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны