Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-498/2023 от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-498/2023 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «03» марта 2023 года В полном объеме решение изготовлено «09» марта 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «КОНЦЕПТПРО» (далее – Заявитель) (вх. № 2111-ЭП/23 от 20.02.2023) на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих салфеток (извещение № 32312113199), 2023-3230 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих салфеток (извещение № 32312113199). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «КОНЦЕПТПРО» поступила в Челябинское УФАС России 20.02.2023. Окончание срока подачи заявок: 21.02.2023. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика. 1. Заявитель в своей жалобе, ссылаясь на пункты 1,2 технического задания Заказчика считает, что Заказчиком установлены излишние требования к предмету закупки, требования не обоснованны документально. Составленное техническое задание ограничивает предложение товара и приводит к минимальной конкуренции на закупке. Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. По пункту 1 технического задания указано следующее. Заказчик не использует салфетки для обработки кожных покровов, применяет жидкий антисептик. Кожные антисептики Заказчик закупает отдельно от других дезинфицирующих средств. Бесспиртовые салфетки закупаются заказчиком для обработки наружных поверхностей медицинского оборудования, в частности, для обработки датчиков УЗИ. 2023-3230 3 Соответственно, количество и характеристики указаны с учетом потребности Заказчика, а именно, состав средства должен обеспечить отсутствие коррозионной активности в отношении обрабатываемых материалов. Согласно п. 1.9 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10 и п. 3577 СанПиН 3.3686-21 в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости. Таким образом, Заказчик вправе при описании дезинфицирующего средства указать на его химическую группу, в том числе посредством указания действующего вещества с учетом потребности заказчика в целях ротации дезинфектантов. Состав действующих веществ установлен в связи со следующим: в состав салфеток в качестве действующего вещества должен входить 2-феноксиэтанол. Данное соединение обладает бактерицидным, в том числе туберкулоцидным, фунгицидным и избирательным вирулицидным действием. Средство должно содержать полигексаметиленбигуанид гидрохлорид (ПГМБ). Согласно Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях (ФКР) особенностью производных гуанидина (полигуанидинов) - наш подигексаметиденбигуанид гидрохлорид является способность к образованию пленки на обработанной поверхности, что обеспечивает длительное остаточное (пролонгированное) антимикробное действие и более высокую антимикробную активность по сравнению с мономерными гуанидинами. Композиция средства выбрана таким образом, чтобы достичь максимальной эффективности и минимальной токсичности, за счет смеси дезинфицирующих компонентов разных классов: ПГМБ и 2-феноксиэтанол. К участию у закупке было допущено 3 из 4 участников, которые предложили товар с указанными характеристиками от разных производителей («Аживика», «СавирЛайт»). По пункту 2 технического задания пояснено следующее. Пропиловые (пропиловый (пропанол-1) и изопропиловый (пропанол-2)) спирты, в соответствии с главой 2.2. «Изучение антимикробной активности действующих веществ кожных антисептиков за 2019 год» Решения №7 от 25 апреля 2019 Ученого совета Научноисследовательского института дезинфектологии Роспотребнадзора, обладают большей активностью по сравнению с этанолом, наличие в составе 2-х пропиловых спиртов усиливает их действие (синергетический эффект) в отношении вирусов. Время экспозиции антисептика зависит от испаряемости спирта, испаряемость у этилового спирта выше, чем у пропилового и изопропилового спиртов. Смесь пропиловых спиртов позволяет усилить вирулицидное действие и обеспечить надежную дезинфекцию по сравнению с этанолом. Указание процентного содержания действующих веществ установлен в связи со следующим: оптимальное суммарное содержание этилового и/или изопропилового и/или пропилового спиртов должно составлять 60-70% (согласно МУ 3.5.1.3674-20 «Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи», п. 4.5.5 Федеральных клинических рекомендаций НП «НАСКИ»). Заказчик указал оптимальное минимальное значение, что не является ограничением конкуренции. Заказчик не использует салфетки для обработки рук медработников или других кожных покровов, для этих целей применяется жидкий кожный антисептик. Кожные 2023-3230 4 антисептики заказчик закупает отдельно от других дезинфицирующих средств. Спиртосодержащие салфетки закупаются заказчиком для обработки наружных поверхностей медицинского оборудования, в частности, для обработки датчиков ЭЭГ. Соответственно, количество и характеристики указаны с учетом потребности Заказчика. Содержание ЧАС не менее 0,2% обладает биоцидной эффективностью, усиливающей антимикробное действие спиртовых салфеток, а также обусловлено снижением возникновения потенциальных аллергических реакций и наличие моющего эффекта для снятия остатков геля после проведения исследования (ЭЭГ). Согласно ФКР по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских учреждениях ЧАС обладают вирулицидной активностью и инактивируют вирусы в концентрации - десятые доли и выше. Учитывая особенности использования спиртосодержащих салфеток, заказчиком установлены минимальные требования к составу, при этом сохраняя эффективность действия. Размер салфетки (не менее 135x165мм) указан с учетом оптимальной потребности и области применения. К размеру салфетки применено диапазонное значение «не менее». В частности, после проведения ЭЭГ салфеткой обрабатываются датчики (20-30 штук), расположенные на «шлеме» и сам «шлем», удаляются остатки геля. Заказчиком указан минимальный оптимальный размер салфетки, чтобы салфетки хватило для обработки датчиков после каждого пациента. Требуемое количество салфеток в упаковке не менее 90 салфеток и не менее 80 салфеток в упаковке по позиции № 1 и 2 спецификации соответственно оптимально для удобства хранения, использования в работе, упрощает учет и расчет потребностей, а также более эффективную и своевременную доставку в нужном количестве в профильные кабинеты со складского помещения. Также заказчик допускает поставку товара с иным количеством единиц измерения, так в преамбуле спецификации указано: «Если участником закупки предложен товар с меньшим количеством единиц измерения (шт. и т.п.), чем указано в спецификации (например, фасовка таблеток, количество ампул), то итоговое количество предлагаемого к поставке товара, должно соответствовать количеству, которое требуется заказчику (без нарушения целостности упаковки товара)». К участию у закупке было допущено 3 из 4 участников, которые предложили товар с указанными характеристиками от разных производителей («Савир-септ», «Альтсепт ЧАС Салфетки», «БиаСептПро»). Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Заявитель в своей жалобе указывает на документально не подтвержденные и излишние требования к предмету закупки - поставка дезинфицирующих салфеток. Составленное техническое задание ограничивает предложение товара и приводит к минимальной конкуренции на закупке. Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что в данном случае конкурентная закупка проводится в рамках Закона о закупках, а не в рамках Федерального от 05.04.2013 № 44-ФЗ закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на который в своей жалобе ссылается Заявитель. В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о 2023-3230 5 конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Из смысла указанной нормы, следует, что Закон о закупках не обязывает Заказчика при описании предмета конкурентной закупки документально подтверждать требования к закупаемому товару. Из положений Закона о закупках следует, что заказчик вправе включить в документацию такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. Закон о закупках не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований при условии соблюдения норм действующего федерального законодательства. Согласно правой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль 2023-3230 6 в результате заключения договора, а также предполагает наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации требований, способствующих целевому и эффективному расходованию денежных средств и сокращению издержек. Таким образом, Заказчик указывает в документации требования к объекту закупки, которые являются важными и необходимыми для него. Комиссия Челябинского УФАС России считает, что все требования, указанные в аукционной документации, Заказчиком объективно обусловлены и доказаны его потребностями, что в свою очередь не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках. В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующих потребностей. Кроме того, Комиссия полагает, что все требования к функциональным, техническим характеристикам и условиями применения товаров по всем пунктам спецификации Заказчика раскрыты подробно. В материалах жалобы имеются 4 заявки участников, содержащих в т.ч. характеристики предложенных товаров. В ходе рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Челябинского УФАС России, по пунктам 1, 2 спецификации Заказчика произвела сравнение всех характеристик предложенных участников закупки товаров с Инструкциями товаров, размещенными в свободном доступе сети «Интернет» и с характеристиками указанными в спецификации Заказчика. По пункту 1 - «Ажевика», «СавирЛайт», по пункту 2 - «Савир-септ», «Альтсепт ЧАС Салфетки». По результатам анализа документов и информации установлено, что данные дезинфицирующие средства имеют эквиваленты, соответствующие требованиям документации. Заявителем отсутствие эквивалентов по характеристикам, установленным Заказчиком не доказано. Таким образом, наличие на товарном рынке минимум двух производителей товара, соответствующих всем характеристикам, указанным в документации Заказчика не приводит к ограничению конкуренции среди потенциальных участников закупки. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования аукционной документации создают одним участникам закупки преимущество перед другими или повлекли за собой ограничение конкуренции. При этом, предметом закупки является определение поставщика для осуществления закупки, а не производителя, следовательно, участником закупки может выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации. Установленные Заказчиком в аукционной документации требования не препятствуют участию в закупке нескольким хозяйствующим субъектам, в равной мере применяются ко всем участникам закупки. С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что требования, указанные в документации являются потребностью Заказчика, которые не приводят к ограничению конкуренции среди поставщиков. Следовательно, в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Жалоба ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих салфеток (извещение № 32312113199) необоснованна. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия 2023-3230 7 РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих салфеток (извещение № 32312113199), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны