Решение №7623/09 1. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 8 стат... от 26 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Областное государственное казенное учреждение «Челябоблинвестстрой»

454092, г. Челябинск,

ул. Елькина, д. 84, пом. 8

Общество с ограниченной ответственностью «Морис» (ООО «Морис»)

620028, г. Екатеринбург,

ул. Кирова, строение 28, офис 07

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

РЕШЕНИЕ № 074/06/99-1501/2020

по делу № 89-ВП/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23.06.2020

В полном объеме решение изготовлено 26.06.2020

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий Областного государственного казенного учреждения «Челябоблинвестстрой» (далее - ОГКУ «Челябоблинвестстрой», заказчик) по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство объектов здравоохранения в муниципальных образованиях Челябинской области (фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, районные больницы, амбулатории), в том числе проектно-изыскательские работы» - «Челябинская область. Увельский район. Фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий население численностью до 800 человек в с. Дуванкуль, ул. Молодежная, д. 7Г» (извещение № 0369200038320000055), на основании информации о нарушении требований действующего законодательства, поступившей от ООО «Морис» (далее – заявитель), в отсутствие представителей сторон, уведомленных о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 11.06.2020 поступила жалоба ООО «Морис» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство объектов здравоохранения в муниципальных образованиях Челябинской области (фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, районные больницы, амбулатории), в том числе проектно-изыскательские работы» - «Челябинская область. Увельский район. Фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий население численностью до 800 человек в с. Дуванкуль, ул. Молодежная, д. 7Г» (извещение №0369200038320000055) (далее – аукцион, закупка).

Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 16.06.2020, в связи с нарушением части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, принято решение о проведении внеплановой проверки.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство объектов здравоохранения в муниципальных образованиях Челябинской области (фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, районные больницы, амбулатории), в том числе проектно-изыскательские работы» - «Челябинская область. Увельский район. Фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий население численностью до 800 человек в с. Дуванкуль, ул. Молодежная, д. 7Г» опубликовано ОГКУ «Челябоблинвестстрой» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 06.06.2020 в 14:05.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство объектов здравоохранения в муниципальных образованиях Челябинской области (фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, районные больницы, амбулатории), в том числе проектно-изыскательские работы» - «Челябинская область. Увельский район. Фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий население численностью до 800 человек в с. Дуванкуль, ул. Молодежная, д. 7Г» – 14 961 595,20 рублей.

Протокол проведения электронного аукциона от 15.06.2020.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 17,51 %.

Протокол подведения итогов в электронного аукциона № 0369200038320000055 от 15.06.2020.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам обращения заявителя, заказчиком в проекте контракта ответственность за неисполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, установлена в недействующей редакции Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017).

График выполнения работ не соответствует Приказу Минстроя РФ от 5 июня 2018 года N 336/пр.

Из представленных заказчиком в материалы дела письменных пояснений следует, что ответственность сторон по контракту установлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Относительно графика выполнения работ – необходимость согласования отдельных работ не предусмотрена, подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не установлено, подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта проектом контракта не предусмотрено.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке: а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта: 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта: 10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 определено за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пунктам 11, 12 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, которыми слова «в виде фиксированной суммы, определенной» исключены.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042» внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Так, слова «в виде фиксированной суммы, определяемой» исключены из первого абзаца пункта 5, первого абзаца пункта 9 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017; в пунктах 11 и 12 Постановления Правительства РФ № 1042 слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменены словами «начисленных штрафов».

Вместе с тем, проектом контракта установлено следующее положение.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом №44-ФЗ), предложившим наиболее высокую цену за право заключения настоящего Контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы , что составляет _________ (пункт 6.7 проекта контракта).

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в настоящем Контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, что составляет _________ (пункт 6.8 проекта контакта).

Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену настоящего Контракта (пункт 6.10 проекта контракта).

Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену настоящего Контракта (пункт 6.11 проекта контакта).

Таким образом, положение об ответственности за неисполнение подрядчиком, заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, установлено ОГКУ «Челябоблинвестстрой» в редакции, действовавшей до 14.08.2019 года, что не соответствует частям 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 5, 6, 11, 12 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017.

2. Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Как установлено частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минстроя РФ от 5 июня 2018 года N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее – Методика).

По мнению заявителя, график выполнения работ, предусмотренный в аукционной документации, не соответствует Приказу Минстроя РФ от 5 июня 2018 года N 336/пр.

В силу раздела II Методики:

Составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документацией (при наличии) (пункт 2.1).

В наименовании графика выполнения работ указывается наименование объекта, применительно к которому составляется такой график (пункт 2.2).

График выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф (пункт 2.3):

порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (пункт 2.3.1);

наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (пункт 2.3.2);

сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (пункт 2.3.3);

физический объем работ (пункт 2.3.4);

сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии) (пункт 2.3.5).

Колонка «наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ» должна содержать наименование этапов выполнения контракта, комплексов работ (часть выполняемого подрядчиком от общего объема работ по контракту, содержащего технологически связанные виды работ), видов работ, частей работ отдельного вида работ на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией. При этом необходимость указания в графике выполнения работ этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ определяется заказчиком, в том числе исходя из сложности объекта и условий контракта (пункт 2.4).

Колонка «сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ» должна содержать указание на даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнения контракта и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ, либо период выполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, исчисляемый со дня наступления определенного события. Срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. В качестве единицы времени в графике могут быть приняты день, неделя, месяц (пункт 2.5).

Колонка «физический объем работ» должна содержать указание на определяемые заказчиком самостоятельно на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц (пункт 2.6).

Колонка «сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика» должна содержать сроки, не позднее которых заказчиком в соответствии с условиями контракта осуществляется передача подрядчику материалов, технологического оборудования, необходимых для выполнения определенного этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ. Колонка заполняется заказчиком при необходимости (пункт 2.7).

Степень детализации и количество этапов выполнения контракта, комплексов работ, видов работ, частей работ отдельного вида работ по строительству, реконструкции объекта определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ. Каждый этап выполнения контракта, комплекс работ, вид работ, часть работ отдельного вида работ должны быть обособлены в отдельные затраты в сметной документации (иметь определенную в сметной документации стоимость) (пункт 2.8).

Дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события (пункт 2.9):

подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта (пункт 2.9.1);

передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства (пункт 2.9.2);

передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации (пункт 2.9.3);

подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией (пункт 2.9.4);

подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта (пункт 2.9.5).

Согласно графику выполнения работ, являющемуся Приложением № 2 к государственному контракту рассматриваемой закупки, содержатся следующие графы: номер по порядку, наименование конструктивных решений, цена, 2020 год (1 этап-июль, 2 этап-август, 3 этап – сентябрь, 4 этап – октябрь). Определены разделы: фундаменты, общестроительные работы выше отм. 0.000; модульное здание; внутренние сети водоснабжения и канализации; системы отопления, вентиляции; сети связи, электроосвещение; внутренние сети газоснабжения; наружные сети электроснабжения; наружные сети водоотведения. Канализация К-1; выгреб; наружные сети газоснабжения; вертикальная планировка территории; благоустройства территории. Под табличной частью предусмотрено поле для подписания графика заказчиком.

Из содержания проекта контракта следует, что в ходе исполнения контракта акт о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) не составляется и сторонами не подписывается. Согласование производства отдельных работ не установлено, документы, подтверждающие согласование производства отдельных работ отсутствуют, их передача не осуществляется. В обязанности подрядчика не входит подключение к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями. Акт о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта не предусмотрен.

Вместе с тем, графиком выполнения работ не предусмотрена дата передачи подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Следовательно, график выполнения работ не в полной мере соответствует требованиям пункта 2.9 Методики. Кроме того, Челябинское УФАС России отмечает, что в нарушение 2.3.4 Методики в графике выполнения работ отсутствует информация о физическом объеме работ.

Таким образом, график выполнения работ составлен заказчиком в нарушение частей 5, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пунктов 2.3.4, 2.9.2 Методики.

Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 8 статьи 34, частей 5, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6, 11, 12 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017, пунктов 2.3.4, 2.9.2 Методики.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенное нарушение на результаты осуществленной закупки не повлияло.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

 Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны