Решение (комиссия) №ВЛ/14584/23 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (... от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Отдел МВД России по Красноармейскому району Челябинской области
456660, Челябинская область,

с. Миасское, ул. Советская, д. 11
lapinanata@mail.ru

ООО «Алекс Строй»

Директору, участнику

ООО «Алекс Строй»
454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева,

д. 83, кв. 73
aleks-stroy_174@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2421/2023 (№ РНП-74-390/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «18» октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «23» октября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Отдела МВД России по Красноармейскому району Челябинской области о включении сведений об ООО «Алекс Строй», о его директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт (извещение № 0369100016622000007) (далее – аукцион, закупка), в присутствии:

- представителей Отдела МВД России по Красноармейскому району Челябинской области (далее - заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 16.10.2023 № б/н, от 14.08.2023 № б/н;

- представителя ООО «Алекс Строй» (общество, подрядчик) <...>, действующего на основании решения от 15.01.2020 № 1,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 11.10.2023 поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Алекс Строй», о его директоре, участнике в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно сведениям, опубликованным в единой информационной системе, аукцион объявлен 25.10.2022 путем размещения извещения о проведении электронного аукциона № 0369100016622000007.

Начальная (максимальная) цена контракта – 799 590,40 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (№ 0369100016622000007) от 22.11.2022 победителем закупки признано ООО «Алекс Строй».

По итогам проведения закупки между заказчиком и ООО «Алекс Строй» 14.11.2022 заключен контракт № № А/24-2024 по цене 667 658 рублей 01 копейка (шестьсот шестьдесят семь тысяч шестьсот пятьдесят восемь рублей 01 копейка).

Решением от 29.09.2023 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 12.4 контракта заказчиком предусмотрена возможность одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 29.09.2023 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 10.10.2023.

Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 10.10.2023 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 11.10.2023.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «Алекс Строй» 14.11.2022 заключен контракт № А/24-2024 на выполнение работ по усилению антитеррористической защищенности в рамках капитального ремонта объекта Отдела МВД России по Красноармейскому району Челябинской области. (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.2 контракта «1.2. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в сроки и на условиях Контракта выполнить работы по капитальному ремонту нежилого помещения Отдела МВД России по Красноармейскому району Челябинской области по адресу: с. Миасское, ул. Советская, дом 11, (далее – работы), в соответствии с Локальной сметой (Приложение № 1 к Контракту) с учетом требований к используемым материалам (Приложение № 2 к Контракту), и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 3.1 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Срок выполнения работ: с 31.03.2023 по 01.06.2023».

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в нарушение условий контракта общество к исполнению обязательств по контракту не приступило, работы не выполнило.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В материалы дела заказчиком представлены акты освидетельствования и приемки выполненных работ на объекте «Капитальный ремонт нежилого помещения Отдела МВД России по Красноармейскому району Челябинской области по адресу: с. Миасское, ул. Советская, дом 11» от 22.09.2023, от 25.09.2023, от 28.09.2023, которыми заказчик зафиксировал, что на объекте работы не начаты, не ведутся, не завезен строительный материал для выполнения работ.

Кроме того, представлены претензии от 21.09.2023 № 60/8813, от 22.09.2023 № 60/8859, от 25.09.2023 № 60/8904, которыми заказчик также зафиксировал факт просрочки исполнения обязательств по контракту и просил в кратчайшие сроки приступить к выполнению работ.

Представитель общества на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что подрядчик не имел возможности приступить к выполнению работ в связи с финансовыми трудностями, связанными с тем, что заказчики по другим контрактам задержали сроки приемки и оплату выполненных работ.

Общество представило в материалы дела гарантийное письмо от 04.09.2023, которым подрядчик гарантирует выполнить работы по контракту в срок до 01.11.2023. Также представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что подрядчиком закуплен материал, необходимый для выполнения работ, в качестве подтверждения представлены счет от 12.09.2023 № 4822, платежное поручение от 12.09.2023 № 141 на сумму 17 627, 00 руб., счет-фактура от 20.09.2023 № 3356.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что документы о приобретении материала однозначно не свидетельствуют о наличии у общества намерения исполнить контракт в соответствии с его условиями, тем более, что указанные документы датированы 12.09.2023, 20.09.2023, тогда как работы по контракту должны быть выполнены до 01.06.2023.

 

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

При этом согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально значимые экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Статья 401 ГК РФ устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушении обязательств» дано толкование содержащемуся в Гражданском кодексе Российской Федерации понятию обстоятельств непреодолимой силы.

Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.

По общему правилу в силу положений пункта 3 статьи 401 ГК РФ к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника.

Учитывая изложенное, неисполнение обязательств со стороны контрагентов ООО «Алекс Строй» не является основанием для неисполнения обязательств ООО «Алекс Строй» перед заказчиком.

Таким образом, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что подрядчик к выполнению работ в срок, установленный контрактом, не приступил, работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, не выполнены, в связи с чем, у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения обязательств по контракту с учетом положений пункта 2 статьи 715 ГК РФ.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем):

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).

На заседании Комиссии не выявлены нарушения со стороны заказчика. Напротив, подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил. Обществом указанные обстоятельства не опровергнуты, документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению контракта в материалы дела не представлены. Также обществом не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения.

Учитывая изложенное, в совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и сведений, представленных в материалы дела, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО «Алекс Строй», его директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные Отделом МВД России по Красноармейскому району Челябинской области, в отношении ООО «Алекс Строй» (454081, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, д. 83, кв. 73, ИНН/КПП 7452121074/745201001), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

2. Включить сведения, представленные Отделом МВД России по Красноармейскому району Челябинской области, о директоре ООО «Алекс Строй» <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

3. Включить сведения, представленные Отделом МВД России по Красноармейскому району Челябинской области, об участнике ООО «Алекс Строй» Юговой Светлане Васильевне (ИНН 743700624371) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-16580

 

 

Связанные организации

ООО "Алекс Строй"
ИНН 7452121074, ОГРН 1157452000518
Отдел МВД России по Красноармейскому району ЧО
ИНН 7432008232, ОГРН 1027401681152