Решение б/н 1. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 1... от 8 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство здравоохранения Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Кирова, 165

ООО «ВекторМед»

196105, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д.6, к.1, кв 588

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-699/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 29.04.2019

В полном объеме решение изготовлено 07.05.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

--

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Заместителя

Председателя

Комиссии:

«…»

-

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Члена Комиссии:

«…»

--

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на закупку аппарата искусственного кровообращения (извещение № 0169200001019000251), в присутствии:

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 01.08.2018;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 01.08.2018;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 27.03.2019;

- представителя ООО «ВекторМед» «…», действующего на основании доверенности от 26.03.2019;

- представителя ЗАО «Дельрус Медицинская Компания» «…», действующего на основании доверенности №17 от 09.01.2019;

- представителя ЗАО «Дельрус Медицинская Компания» «…», действующего на основании доверенности №73 от 26.04.2019;

- представителя ЗАО «Дельрус Медицинская Компания» «…», действующего на основании доверенности №71 от 23.04.2019;

- представителя ЗАО «Дельрус Медицинская Компания» «…», действующего на основании доверенности №74 от 26.04.2019,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 21.03.2019 поступила жалоба ООО «ВекторМед» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку аппарата искусственного кровообращения (извещение № 0169200001019000251) (далее – аукцион).

Решением по делу № 074/06/105-309/2019 от 22.03.2019 жалоба возвращена заявителю на основании пунктов 1,4 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку жалоба на положения документации об аукционе подана позже срока, предусмотренного законодательством о контрактной системе. Вместе с тем, учитывая, что в обращении ООО «ВекторМед» содержатся информация и сведения о нарушении законодательства о контрактной системе Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки определения поставщика в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе.

Согласно представленным документам Министерство здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) 25.02.2019 года объявило о проведении аукциона, путем опубликования в Единой информационной системе в сфере закупок извещения №0169200001019000251.

Начальная (максимальная) цена контракта (извещение № 0169200001019000251) определена в размере 18 500 000,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок 19.03.2019 в 10:00.

По результатам проведенного аукциона между заказчиком и ЗАО «Дельрус Медицинская Компания» 02.04.2019 заключен государственный контракт №0251-ЭА/2019 на закупку аппарата искусственного кровообращения.

Согласно доводам обращения заявитель считает, что описание объекта закупки сформировано с нарушением требований законодательства Российской Федерации, поскольку по совокупности требований заказчика к поставке не может быть поставлено ни одно оборудование, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

Представители заказчика с доводами, изложенными в обращении, не согласились и представили письменные пояснения, согласно которым требования заказчика установлены в соответствии с его потребностью в приобретении аппарата с указанными характеристиками.

Представители заинтересованного лица ЗАО «Дельрус Медицинская Компания» письменные пояснения не представили, на заседание Комиссии поддержали позицию заказчика и указали, что аппарат искусственного кровообращения модели Stockert S5, производства ЛиваНова Дойчланд ГмбХ соответствует всем требованиям заказчика.

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Объектом рассматриваемого аукциона является закупка аппарата искусственного кровообращения. В соответствии с пунктом 2.1. информационной карты описание объекта закупки содержится в приложении №1 к информационной карте «Наименование и описание объекта закупки» (далее - Приложение №1). Приложение №1 оформлено в виде таблицы с указанием характеристик товара, а также показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям (показатели объекта закупки, значения которых не могут изменяться; максимальные и (или) минимальные значения показателей объекта закупки).

Исходя из сведений, представленных в материалы дела, заказчиком при исследовании рынка и обосновании начальной максимальной цены контракта использованы ценовые предложения на аппараты искусственного кровообращения моделей «Terumo Advanced Perfusion System 1» и Stockert S5.

Согласно пункту 1.3. Приложения №1 аппарат должен обладать возможностью увеличения количества насосов на консоли не менее 11 штук. На заседание комиссии не представлено сведений относительно клинической необходимости увеличения насосов до 11 штук. Кроме того, в соответствии со страницами 2-8 руководства оператора к аппарату «Terumo Advanced Perfusion System 1» к системе может быть подключено до 8 насосов. Исходя из регистрационного удостоверения № РЗН 2016/4845 от 15.11.2016 аппарат искусственного кровообращения модели Stockert S5 также не обладает, указанной характеристикой. На заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что при необходимости аппарат Stockert S5 можно укомплектовать дополнительными консолями, тем самым добиться размещения 11 носов. При этом требования о поставке указанных консолей документация об аукционе не содержит.

В соответствии с пунктом 1.7.5. Приложения №1 поставляемое оборудование должно обладать оптическим и акустическим сигналом тревоги. Вместе с тем, ни руководство по эксплуатации к аппарату Stockert S5, ни руководство оператора Terumo Advanced Perfusion System 1 не указывают на наличие «оптического» сигнала тревоги.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки сформировано с нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, некоторые позиции Приложения №1 соответствуют только аппарату искусственного кровообращения модели Stockert S5, что не позволяет предложить к поставке товар, соответствующий потребностям заказчика, но имеющий иные характеристики.

Так, например, в пункте 1.14 Приложения №1 указано, что предлагаемый к поставке аппарат имеет температурный монитор 1 штука. Согласно странице 3.16 руководства по эксплуатации к Stockert S5 на системной панели аппарат имеет сенсорный экран с температурой. Тогда как исходя из пункта 2-14 руководства оператора на аппарат Terumo Advanced Perfusion System 1, указанное оборудование отображает информацию о температуре на центральном мониторе управления, то есть отдельного температурного монитора не имеет. Следовательно, не соответствует пункту 1.14 Приложения №1. В свою очередь на заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что для заказчика не имеет значения каким образом будет отражена информация о температурном режиме на отдельном экране или же в виде окна на едином экране. При этом требование о наличии в предлагаемом к поставке оборудовании температурного монитора может повлечь за собой невозможность поставки иного оборудования, соответствующего потребности заказчика, что нарушает пункт 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В пункте 1.18.1 Приложения №1 установлено требование о наличии в аппарате не менее 3 водяных баков. В соответствии с пунктом 5.2. руководства по эксплуатации аппарата для гипотермии 3Т Stockert, данное оборудование имеет 3 водяных бака. Вместе с тем, Terumo Advanced Perfusion System 1 имеет в комплекте 2 водяных бака, что не соответствует требованиям документации об аукционе.

Пункт 1.4. Приложения №1 предусматривает наличие двойного роликового насоса крови. Однако согласно странице 5-1 руководства Оператора Terumo Advanced Perfusion System 1 аппарат имеет два отдельных друг от друга роликовых насосов – большой и малый. Следовательно, аппарат искусственного кровообращения модели Terumo Advanced Perfusion System 1 не соответствует и пункту 1.4. Приложения №1.

Данный факт подтверждается, в том числе информацией, указанной в письме ООО «Терумо Рус» (исх. № 021 от 04.04.2019). Согласно письму терморегулирующее устройство ТЕРУМО «ТСМ-II» не доступно для продажи в Российской Федерации. В связи с чем компания ТЕРУМО рекомендует комплектовать устройство для искусственного кровообращения «Terumo Advanced Perfusion System 1» зарегистрированными в Российской Федерации терморегулирующими устройствами производителей Getinge (HCU-40) и LivaNova (3Т).

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком должны использоваться при описании объекта закупки условные обозначения и терминология, предусмотренные техническим регламентами и другими документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 4.5. ГОСТа Р 55719-2013 Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования техническое задание должно быть подробным, детальным и давать однозначное представление о потребности. В то же время техническое задание не должно являться точной копией описания технических характеристик конкретного типа (модели) оборудования.

В статье 4 Закона о защите конкуренции указано, что признаки ограничения конкуренции – это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220, Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции:

а) определение временного интервала исследования - с даты объявления закупки (25.02.2019) до даты заключения контракта (не ранее 02.04.2019);

б) определение предмета торгов: закупка аппарата искусственного кровообращения;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах – на участие в аукционе подана 1 заявка участника закупки.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при формировании объекта закупки заказчиком установлены требования, ограничивающие возможность поставки иного оборудования, за исключением аппарата Stockert S5, что свидетельствует о наличии признаков нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Указанное подтверждается результатами закупки. Так, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки электронного аукциона 0169200001019000251 от 21.03.2019 года на участие в закупке поступила 1 заявка, в связи с чем аукцион признан не состоявшимся. Принято решение о заключении контракта с единственным участником аукциона.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны