Решение №ВЛ/2732/21 решение по делу № 222-ж/2021 от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение по делу № 222-ж/2021

 

Правительство Челябинской области

454089, г. Челябинск,

ул. Цвиллинга, 27

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Высшая экономико-политическая школа»

620055, г. Екатеринбург,

ул. Карла Маркса, д. 60, кв. 193

 

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-553/2021

по делу 222-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Высшая экономико-политическая школа» (далее – ООО «ВЭПШ», заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (извещение № 0169200000621000029) (далее — конкурс, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Правительства Челябинской области (далее – заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 01/956, 01/963 от 26.02.2021;

- ООО «ВЭПШ» генерального директора «<…>», действующих на основании решения № 1, доверенности б/н от 26.02.2021.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 20.02.2020 поступила жалоба ООО «ВЭПШ» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (извещение №0169200000621000029) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 28.01.2021 в 09:51.

Начальная (максимальная) цена контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 1 343 666,44 рубля.

Дата и время окончания подачи заявок 24.02.2021 в 11:00.

Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0169200000621000029 от 25.02.2021.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам конкурса не заключен.

Доводы жалобы ООО «ВЭПШ» заключаются в следующем.

Конкурсная документация составлена заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе. Пунктом 5.22 сведений о проводимом открытом конкурсе в электронной форме установлено, что в рамках показателя опыта рассматривается опыт участника по повышению квалификации государственных служащих, оказанной непосредственно коллективом участника закупки, по программе с объёмом, сопоставимым с объёмом программы (не менее 108 учебных часов) за последние три года на дату подачи заявки. В разъяснении положений конкурсной документации на поступивший запрос Правительство Челябинской области указало, что опыт участника по повышению квалификации муниципальных служащих учитываться заказчиком не будет. Заявитель считает, что такое требование приводит к необоснованному сокращению числа участников, так как реализация программы по повышению квалификации осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее – Методические рекомендации), направленными Письмом Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 всем организациям, расположенным на территории субъекта Российской Федерации, которые реализуют дополнительные профессиональные программы. Разделения по субъектному составу слушателей, либо разделения требований к государственным служащим и к муниципальным служащим в Методических рекомендациях и учебных программах отсутствует. Тематический план учебной программы, составленный в соответствии с Методическими рекомендациями в равной степени относится как к государственным, так и к муниципальным служащим, ответственным за осуществление закупок. Определенный заказчиком «Опыт участника по повышению квалификации государственных служащих» не позволяет объективно оценить опыт участника по реализации программы дополнительного образования в сфере закупок для должностных лиц, занятых в сфере закупок. так как основное требование в данном критерии - субъектная направленность, а не опыт преподавания в указанной сфере. Законодательство не предусматривает разделения программы для государственной и муниципальной службы, даже исходя из её названия. Тем самым, критерий, установленный заказчиком, нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, не отражает объективный опыт участника, приводит к неограниченному сокращению числа участников.

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «ВЭПШ» не согласились, пояснили, что установленные Правительством Челябинской области критерии соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085), определены заказчиком исходя из собственных потребностей. Так, в рассматриваемом конкурсе установлена категория слушателей – государственные гражданские служащие Челябинской области, в связи с чем оценке подлежит опыт по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а именно по повышению квалификации государственных гражданских служащих. Методические рекомендации, на которые ссылается заявитель, носят рекомендательный характер и не являются нормативно-правовым актом. Существуют иные документы для организации работы по профессиональному развитию государственных гражданских служащих. Кроме того, прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы регламентируется разными Федеральными законами. Обучение реализуется в соответствии с государственной программой Челябинской области и распоряжением Губернатора Челябинской области, которыми определена категория обучающихся и выделены отдельные мероприятия, в связи с чем, торги на оказание образовательных услуг для государственных гражданских служащих Челябинской области и муниципальных служащих проводятся отдельно. По мнению заказчика установленное условие не привело к сокращению количества участников, на участие в конкурсе подано 30 заявок. Считаю жалобу заявителя необоснованной.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определяет, что одним из критериев, устанавливаемых заказчиком в документации о закупке для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 4 информационной карты открытого конкурса в электронной форме определен объект закупки оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 5 информационной карты документации о закупке требования, установленные заказчиком к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки указаны в части «II. Техническое задание» конкурсной документации.

Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее – конкурс), величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены пунктом 15 информационной карты конкурсной документации. Так, критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1) цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость критерия 40%);

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 60%).

В обоснование критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» указано, что он «поспособствует качественному оказанию услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области».

В свою очередь, содержание критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» состоит из следующих показателей:

1) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Значимость показателя критерия - 50 %. В рамках показателя рассматривается опыт участника по повышению квалификации государственных гражданских служащих, оказанной непосредственно коллективом участника закупки, по программе с объемом, сопоставимым с объемом программы, указанной в части II.ПРИЛОЖЕНИЕ настоящей конкурсной документации (не менее 108 учебных часов) за последние три года на дату подачи заявки. Подтверждением информации могут являться копии договоров, государственных контрактов по повышению квалификации государственных гражданских служащих, с актами оказанных услуг за последние три года на дату подачи заявки;

2) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг. Значимость показателя критерия - 50 %. В рамках показателя рассматривается наличие у преподавателей, участвующих в повышении квалификации, ученых степеней, ученых званий. Подтверждением информации могут являться копии трудовых книжек, трудовых договоров, гражданско-правовых договоров, соглашений, дипломов, свидетельств, аттестатов, сертификатов, справок с места работы и иные документы.

Таким образом, ключевым для заказчика показателем, характеризующим опыт участника с точки зрения оказания услуг по повышению квалификации является подтверждение опыта оказания услуг государственным гражданским служащим.

Необходимо отметить, что подобный показатель критерия не позволяет сделать вывод о том, каким образом категория обучающихся (слушателей) свидетельствует о предложении участником закупки лучших условий исполнения контракта по отношению к участникам закупки, которые могут предоставить договоры на повышение квалификации муниципальных служащих.

Часть II документации открытого конкурса в электронной форме является Техническим заданием, которым установлены параметры требований к услугам, а также конкретные требования к услугам. Так, наименование услуги - оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Объем программы 108 учебных часов. Цель и назначение услуг: основание для оказания услуг: услуги оказываются в соответствии с Государственной программой Челябинской области «Оптимизация функций государственного (муниципального) управления Челябинской области и повышение эффективности их обеспечения» (постановление Правительства Челябинской области от 19.12.2019 г. № 555-П) и распоряжением Губернатора Челябинской области от 12.01.2021 г. № 2-р «О государственном заказе на мероприятия по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Челябинской области на 2021 год». Цель: повышение квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Освоение актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Совершенствование знаний в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, и подготовка компетентных специалистов в области управления, размещения, исполнения и обеспечения государственных и муниципальных закупок, позволяющих эффективно использовать средства бюджета и внебюджетных источников финансирования. Назначение: оказание образовательных услуг по данной программе позволит создать условия профессиональной коммуникации и обмена успешным опытом между государственными гражданскими служащими Челябинской области; формировать у слушателей комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального, компетентного выполнения служебных обязанностей. Повышение квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области позволит качественно повысить уровень их профессиональной компетентности за счет освоения профессионально значимых знаний, обеспечить трансформацию теоретических знаний в профессиональные умения и навыки. Количество (объем) оказываемых услуг - 2 условные единицы, включающие в себя 2 учебные группы (не более 46 человек в каждой). Требования к содержанию образовательной программы дополнительного профессионального образования (далее-программа): программа должна соответствовать квалификационным требованиям к профессиям и должностям обучаемых, быть оптимальной по длительности обучения, сочетанию лекционных и практических занятий, а также по видам и нормативам учебной нагрузки, включать входное тестирование и итоговую аттестацию. Лекционные занятия должны занимать не более 30% общего бюджета времени на реализацию программы. Содержание программы:

1. Общие положения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Нормативная правовая база государственных и муниципальных закупок: 1.1. Практика организации закупок для государственных и муниципальных нужд в России и Челябинской области. 1.2. Основные определения Закона о контрактной системе, принципы и информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. 1.3. Система нормативных актов о контрактной системе. Обзор актуальных изменений и разъяснений законодательства о контрактной системе.

2. Планирование в контрактной системе: 2.1. План-график закупок. Обоснование закупок. Нормирование в сфере закупок. Обязательное общественное обсуждение закупок. 2.2. Обоснование начальной максимальной цены контракта. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. Осуществление закупок: 3.1. Контрактная служба, контрактный управляющий и комиссии. Порядок создания (назначения), права и обязанности, квалификация, ответственность. Положение о комиссии. Эксперты и экспертные организации. 3.2. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 3.2.1. Порядок проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса. 3.2.2. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки. 3.2.3. Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона. 3.2.4. Порядок осуществления закупок способом запроса котировок. 3.2.5. Порядок осуществления закупок способом запроса предложений. 3.3. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). 3.4. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя). 3.5. Особенности осуществления отдельных видов закупок. 3.6. Совместные конкурсы и аукционы. Централизованные закупки. 3.7. Требования к участникам закупки. Правила описания объекта закупки. 3.8. Правила применения национального режима при осуществлении закупок. 3.9. Участие в закупках субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов. 3.10. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий. 4. Государственные и муниципальные контракты. Мониторинг, аудит и контроль в контрактной системе: 4.1. Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов. Обеспечение исполнения контракта. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Банковское сопровождение контрактов. 4.2. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов. 4.3. Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок. 4.4. Практические аспекты, обзор практики проверок, типичные ошибки и нарушения заказчиков. Жалобы, порядок рассмотрения. 4.5. Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки. 4.6. Антимонопольное законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг. 4.7. Реестр недобросовестных поставщиков. 4.8. Правовые и организационные основы профилактики и предупреждения коррупции при осуществлении закупок.

Форма получения образования обучение осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Требования к итоговой аттестации повышение квалификации должно завершиться итоговой аттестацией в форме тестирования и выдачей слушателям, успешно прошедшим аттестационные испытания, документа о квалификации, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Документы об образовании слушателям, успешно прошедшим аттестацию, выдается документ о квалификации, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Минимальные требования к обеспечению слушателей раздаточным материалом по учебной программе комплект учебно-методических материалов должен содержать учебно-методический комплекс, в который входит раздаточный материал (в электронном виде) по дисциплинам, включенным в учебный план. Стоимость учебно-методических материалов и иных информационных ресурсов включена в цену обучения.

В соответствии с пунктами 1, 3, 9, 11, 14 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации; общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Следовательно, цель образовательной услуги по повышению квалификации является освоение изменений законодательства о контрактной системе и совершенствование знаний слушателей, которыми в рассматриваемой закупке выступают государственные гражданские служащие.

Вместе с тем, необъективной представляется оценка опыта участника закупки по оказанию услуги дополнительного образования в зависимости от категории слушателей. Требования и положения законодательства о контрактной системе одинаково распространяются на всех субъектов, независимо от уровня бюджета заказчика.

Довод представителей заказчика о том, что прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы регламентируется разными Федеральными законами, в связи с чем для оказания образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих необходим исполнитель, обладающий опытом оказания дополнительного образования таким субъектам, по мнению антимонопольного органа является несостоятельным, поскольку вне зависимости от уровня осуществления службы (государственной гражданской или муниципальной), служащих, как государственных гражданских, так и муниципальных цель совершенствования компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок лицом, оказывающим образовательные услуги будет достигаться одинаково и зависеть, прежде всего, от профессиональных качеств по организации процесса обучения.

Несмотря на то, что Методические рекомендации, на которые ссылается заявитель, носят рекомендательный характер, они разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.

На вопрос Комиссии Челябинского УФАС России о том, каким образом конкурсная комиссия будет оценивать представленные участниками закупки контракты, с учетом того, что в контрактах информация о категории слушателей (государственный гражданский служащий или муниципальный служащий) может быть не указана, а также состав обучаемых групп может включать как государственных гражданских, так и муниципальных служащих, представители заказчика пояснили, что при наличии хотя бы одного государственного гражданского служащего среди слушателей в представленном контракте такой контракт будет являться подтверждением опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Однако указанное положение не нашло отражение в конкурсной документации, в том числе в пункте 15 информационной карты, что не соответствует пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Из совокупности норм законодательства о контрактной системе и пунктов Правил следует, что опыт участника по повышению квалификации государственных гражданских служащих определяется оказанием образовательных услуг по повышению квалификации по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Такой показатель, как опыт участника по повышению квалификации государственных гражданских служащих не может быть связан с категорией субъекта, которому оказывается образовательная услуга, а является квалификацией лица, оказывающего образовательную услугу (потенциального участника закупки). Следовательно, установленный заказчиком показатель не позволяет сделать вывод об успешности оказания услуг сопоставимого характера и объема, поскольку категория слушателей, в отношении которой происходит повышение квалификации, не влияет на опыт оказания образовательной услуги.

Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки заявок не отвечает требованиям части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пункта 27 Правил. В указанной части доводы жалобы заявителя обоснованы.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Довод ООО «ВЭПШ» об ограничении числа участников закупки документально заявителем не подтвержден и опровергается количеством поступивших на участие в рассматриваемой закупке заявок.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ВЭПШ» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Челябинской области по программе «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (извещение №0169200000621000029) обоснованной в части того, что установленный заказчиком критерий не отражает объективный опыт участника закупки, в части ограничения конкуренции не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пункта 27 Правил.

3. Выдать заказчику, единой комиссии по конкурсу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-3089

 

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7453042717, ОГРН 1027403862210
ООО "Высшая экономико-политическая школа"
ИНН 6685093011, ОГРН 1156658031155