Решение б/н Решение по жалобе от 21 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Сибирская Компания»
660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 88, пом. 63
Lushik.85@mail.ru
sckrctar@sibkomp.ru
Южно-Уральская дирекция снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения – филиал ОАО «РЖД»
454091, г. Челябинск, ул. Крупской,
д. 23А
chel-rkzspec@surw.ru
ОАО «Российские железные дороги»
07174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2
rzd@rzd.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 074/07/3-2949/2020
16 декабря 2020 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
Председатель Комиссии: Копылов Станислав Александрович – заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: Нуштаева Дарья Владимировна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
Гузаирова Регина Ураловна – специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО «Сибирская Компания» (далее – Заявитель), направленная в Челябинское УФАС России по подведомственности ФАС России, на действия ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 738/ОКЭ-Ю-УР/20 на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию проводниками служебно-технических вагонов (извещение № 32009736436), в присутствии представителя Заказчика по доверенности посредством телефонной связи,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Сибирская Компания» на действия на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 738/ОКЭ-Ю-УР/20 на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию проводниками служебно-технических вагонов (далее – закупка).
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение № 32009736436) Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки, а также соответствующая закупочная документация.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление Заказчиком требования о необходимости представления в составе заявки согласия на обработку персональных данных сотрудников участника закупки, привлечение которых планируется для исполнения договорных обязательств.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.
Изучив представленные материалы по жалобе, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.
Заявитель направил жалобу в ФАС России 02.12.2020, жалоба направлена для рассмотрения по подведомственности в Челябинское УФАС России 07.12.2020.
Дата окончания срока подачи заявок - «07» декабря 2020 г. в 07:00 ч. московского времени.
Учитывая, что заявитель обратился в антимонопольный орган 02.12.2020, он был вправе подать жалобу на положения закупочной документации.
2. Комиссия Челябинского УФАС России, изучив материалы жалобы приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.
При организации и проведении аукциона Заказчик руководствовался Законом о закупках и положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 (далее – Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также аукционной документацией.
В соответствии с пунктом 1.7.3.2 документации участник должен располагать квалифицированным персоналом а именно:
- проводники, прошедшие обучение или повышение квалификации по профессии «Проводник пассажирского вагона», не ниже 3-го (третьего) разряда – не менее 12 человек.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;
- сведения о персональных данных специалистов (в том числе Ф.И.О., дата рождения, ИНН, СНИЛС, реквизиты патентов (при наличии), в случае привлечения иностранных граждан; согласия субъекта персональных данных (работника) на их обработку);
- гражданско-правовые договоры и/или трудовые договоры с работниками и/или иные договоры на оказание услуг по предоставлению персонала, позволяющие идентифицировать персонал и провести соответствующую проверку.
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
Требование, содержащееся в пункте 1.7.3.2 документации, установлено в полном соответствии с подпунктом 5 пункта 199 Положения о закупке ОАО «РЖД», где указано, что наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора является квалификационным требованием, которое устанавливается в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
При этом требование о необходимости предоставления в составе заявки сведений о персональных данных специалистов (в том числе Ф.И.О., дата рождения, ИНН, СНИЛС, реквизиты патентов (при наличии), в случае привлечения иностранных граждан; согласия субъекта персональных данных (работника) на их обработку), а также гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала, позволяющих идентифицировать персонал и провести соответствующую проверку обусловлено требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закона о транспортной безопасности), в соответствии с которым личности всех посетителей, пассажиров, обслуживающего персонала, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры должны быть идентифицированы.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о транспортной безопасности информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:
При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата рождения;
3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);
4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);
5) дата поездки;
6) пол;
7) гражданство.
Также в силу части 5.3 названной статьи для персонала транспортных средств (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства.
Таким образом, установление требования к составу заявки направлено на исполнение обязанности ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры в соответствии с Законом о транспортной безопасности в целях обеспечения бесперебойного перевозочного процесса и безопасность движения поездов.
Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что установление требований закупочной документации относится к исключительной компетенции заказчика, при этом закупочная документация не может и не должна учитывать пожелания всех участников рынка.
Необходимо подчеркнуть, что законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Каких-либо требований об установлении в положении о закупке и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами законодательство Российской Федерации и положение о закупке не предусматривает.
Установленные в закупочной документации требования являются одинаковыми для всех участников закупки и не создают какому-либо лицу преимущественных условий участия в закупке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО Торговый Дом «Ивановская мебельная фабрика» является необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Сибирская Компания» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.А. Копылов
Члены Комиссии Д.В. Нуштаева
Р.У. Гузаирова