Решение №КД/10987/22 О результатах рассмотрения жалобы по делу № 520-ж/2022 от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

О результатах рассмотрения жалобы по делу № 520-ж/2022

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» (ГБУЗ «ЧОКБ»)

 

454048, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 70

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (ГКУ «Центр закупок Челябинской области»)

 

454087, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21

 

Индивидуальный предприниматель

"..." ("...")

 

"..."

 

АО «ТЭК-Торг»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

115191, г. Москва, Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, 5-ый этаж, помещение VII

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

074/06/106-2551/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

врио руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП "..." (далее – заявитель) на действия ГБУЗ «ЧОКБ» (далее – заказчик), ГКУ «Центр закупок Челябинской области» (далее – уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (извещение №0869200000222004155), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»"...", действующего на основании доверенности от 04.04.2022 № 09;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»"...", действующего на основании доверенности от 04.04.2022 № 08;

- представителя ГБУЗ «ЧОКБ» "...", действующего на основании доверенности от 08.09.2022;

- представителя ГБУЗ «ЧОКБ» "...", действующего на основании доверенности от 08.09.2022,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 01.09.2022 поступила жалоба ИП "..." на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (извещение № 0869200000222004155) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области», ГБУЗ «ЧОКБ» объявили о проведении аукциона, разместив 24.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) извещение № 0869200000222004155.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 17 100 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 01.09.2022 08:00.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0869200000222004155 от 05.09.2022 (далее – протокол подведения итогов) на участие в закупке поступило 2 заявки, признанные соответствующими требованиям аукциона. По результатам проведения аукциона снижение цены контракта составило 5.5 % от установленной начальной (максимальной) цены контракта.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что описание объекта закупки составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку совокупности характеристик/показателей и их значениям соответствует товар конкретного производителя.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.

Требования к товару определены с учетом существующей потребности в приобретении медицинского оборудования с указанными характеристиками.

Также заказчиком отмечено, что согласно техническим характеристикам описанию объекта закупки соответствует как минимум товар двух производителей: система ультразвуковая диагностическая медицинская Vivid T8 с принадлежностями, вариант исполнения: Vivid T8, производства «ДжиИ Медикал Системз (Китай) Ко.,Лтд», Китай (Регистрационное удостоверение № РЗН 2016/3746 от 17.01.2020г.) и система ультразвуковая диагностическая медицинская HS60, Samsung Medison, Южная Корея (Регистрационное удостоверение № ФСЗ 2011/10354 от 28.05.2019г.), что подтверждается поданными на участие в аукционе заявками.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106, 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом рассматриваемой закупки является поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы. Описание объекта закупки содержится в приложении №1 к извещению о проведении аукциона (техническое задание), которое размещено в составе документов закупки на сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Описание объекта закупки оформлено в виде таблицы с указанием показателей, позволяющих определить соответствие объекта закупки, установленным заказчиком требованиям, в том числе неизменяемых и изменяемых показателей объекта закупки.

Как следует из доводов жалобы в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена оборудованием одного производителя – Vivid T8, производства «ДжиИ Медикал Системз (Китай) Ко.,Лтд», Китай.

Вместе с тем, ни в составе жалобы, ни на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие невозможность поставки иного оборудования и, как следствие, ограничение количества участников закупки.

Так, в составе жалобы заявителем представлен сравнительный анализ следующего оборудования: GE Vivid T8, Philips Affiniti 50, Samsung HS40, Canon Aplio 500, Mindray DC-70, Siemens Juniper. Согласно данному анализу по совокупности требований пунктов 1.38.2, 1.120, 1.156, 1.182 технического задания к поставке может быть предложено только изделие медицинского назначения Vivid T8, производства «ДжиИ Медикал Системз (Китай) Ко.,Лтд», Китай.

При этом заявителем не представлены сведения об используемых источниках информации и/или документы, подтверждающие доводы жалобы. Более того, из содержания жалобы не следует, что заявителем оценена возможность поставки системы ультразвуковой диагностической медицинской HS60, Samsung Medison, Южная Корея. Вместе с тем, одним из участников закупки данный товар предложен к поставке. Представленные в составе заявке конкретные показатели товара указывают на соответствие изделия медицинского назначения требованиям заказчика, в том числе по спорным характеристикам.

Таким образом, изучив документы, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя относительно необоснованного ограничения количества участников закупки, путем установления требований к товару единственного производителя, не обоснован, поскольку не подтвержден документально.

Действия субъектов контроля при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

 

  1. В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил использования КТРУ).

В силу пункта 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

При описании объекта закупки использована позиция каталога товара, работ, услуг 26.60.12.132-00000011 «Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы».

Согласно описанию объекта закупки заказчиком при установлении требований к необходимому к поставке товару установлены дополнительные характеристики, в том числе по поз. 1.120, 1.156 описания объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1.120 технического задания к поставке требуется изделие медицинского назначения с диапазоном частоты повторения импульсов излучения (PRF) при допплеровском сканировании в режиме CFM нижнее значение не более 0,25; верхнее значение не менее 14. В качестве обоснования включения дополнительной характеристики товара указана ссылка на пункт 6.3.5 ГОСТа № Р56331—2014.

В пункте 1.156 технического задания содержится требование о наличии кинопетли, количество кадров не менее 45 000. При обосновании включения дополнительной характеристики аналогичным образом указана ссылка на пункт 6.4.3.1 ГОСТ № Р56331—2014.

ГОСТ Р 56331-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Изделия медицинские ультразвуковые диагностические. Технические требования для государственных закупок (далее - ГОСТ Р 56331-2014).

В пункте 6.3.5 ГОСТ Р 56331-2014 указано, что параметры формирования изображения медицинских ультразвуковых диагностических изделий включает в себя диапазон частоты повторения импульсов излучения (PRF) при допплеровском сканировании в режиме CFM, кГц, не менее. При этом сведения о требуемых значениях данного диапазона в ГОСТе Р 56331-2014 отсутствуют. В связи с чем, пункт 6.3.5 ГОСТа Р 56331-2014 не позволяет обосновать включение в описание объекта закупки требования к диапазону частоты повторения импульсов излучения (PRF) при допплеровском сканировании в режиме CFM - нижнее значение не более 0,25; верхнее значение не менее 14.

Аналогичным образом невозможно применить обоснования включения дополнительной характеристики, указанной в пункте 6.4.3.1 ГОСТа № Р56331—2014, поскольку данное положение содержит сведения о наличии в системе регистрации и архивации изображений «кинопетли, количество кадров, не менее». Однако в ГОСТе Р 56331-2014 требование к необходимому количеству кадров отсутствует.

  1. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что размещенное в составе описания объекта закупки обоснование включения дополнительных характеристик не отражает необходимость их установления, что нарушает часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункты 4, 6 Правил использования КТРУ.

В свою очередь на заседание Комиссии представители заказчика указали на наличие потребности медицинского учреждения в поставке оборудования с указанными характеристиками. Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что заявителем не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о безосновательном установлении данных требований. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.

 

Принимая во внимание, что отсутствие надлежащим образом оформленного обоснования включения дополнительных характеристик не повлияло на права и интересы заявителя, а также учитывая, что аукцион состоялся и участниками закупки к поставке подтвержден товар различных производителей Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным в данном случае не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП "..." на действия ГБУЗ «ЧОКБ», ГКУ «Центр закупок Челябинской области» при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (извещение №0869200000222004155) необоснованной ввиду ее недоказанности.

  2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения нарушает часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункты 4, 6 Правил использования КТРУ.

  3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.

  4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены комиссии Д"..."

 

 

"..."

 

2022-11862

 

 

Связанные организации

ГБУЗ ''Челябинская областная клиническая больница'
ИНН 7453013642, ОГРН 1027403900039
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ИП Золотухин Сергей Геннадьевич
ИНН 614100443302, ОГРН 319619600136170
АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368