Решение №ВЛ/1392/22 решение от 14 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью «ЭОЭП»
603105, Нижегородская область,

г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 18/21, этаж/кабин 4/414
eoep1111@gmail.com

ГБУ ДО «Региональный Центр патриотического воспитания детей и молодежи «Авангард»
454081, г. Челябинск, ул. Котина, д. 68
avangardrepv174@bk.ru; info@spectender.ru

АО «Тэк-Торг»
119034, город Москва, улица Тимура Фрунзе, 24, комн.31 эт.3
help@tektorg.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-270/2022 (№ 33-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «ЭОЭП» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений (извещение № 0369500002322000001), в присутствии представителя ГБУ ДО «Региональный Центр патриотического воспитания детей и молодежи «Авангард» (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенности от 26.01.2022 № 01,

в отсутствие представителей ООО «ЭОЭП» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 07.02.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений (извещение № 0369500002322000001) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 27.01.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 600 000,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Пунктом 16 Технического задания приложения к проекту контракта установлена необходимость выполнения государственной экспертизы проектной документации: Выполнить государственную экспертизу проектной документации за счет подрядчика.

Пунктом 2.2.2 проекта контракта установлена обязанность заказчика осуществить приемку результатов выполненных работ по контракту в соответствии с разделом 4 настоящего контракта после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Однако при капитальном ремонте данные требования не являются обязательными и, по мнению заявителя, свидетельствуют о неграмотно составленном техническом задании и контракте, ведущих к необоснованному перерасходу бюджетных средств, поскольку проектно-сметная документация на объекты капитального ремонта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подлежит государственной экспертизе только на предмет достоверности определения сметной стоимости в соответствии пунктом 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ.

Кроме того, согласно регламенту оказания государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации в части определения достоверности сметной стоимости, предоставляемая документация должна в полной мере соответствовать Техническому заданию и не допускаются разночтения и положения, не отвечающие требованиям действующего законодательства.

Как показывает практика взаимодействия с экспертными учреждениями, оказывающих услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет проверки достоверности сметной стоимости, а также результатов инженерных изысканий, в приемке проектной документации для проведения государственной экспертизы в редакции аналогичной проекту контракта на разработку проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений попросту будет отказано с формулировкой «как не существующий вид проверки».

С доводами жалобы заказчик не согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал и пояснил следующее.

По утверждению заявителя, в соответствии с частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ проектно-сметная документация подлежит государственной экспертизе только на предмет достоверности определения сметной стоимости. Однако пункт 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ содержит перечень требований к объектам капитального строительства, при которых проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 ГрК РФ, подлежит государственной экспертизе не только в части определения сметной стоимости, но и для установления соответствия смете выполненного объема работ. В частности, названные требования распространяются на отдельно стоящие объекты капитального строительства площадью более 1 500 кв.м. (пункт 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ).

Согласно данным государственного кадастра недвижимости, площадь здания, в отношении которого объявлен аукцион, составляет 3 259, 4 кв.м.

Требование о проведении государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт объекта капитального строительства не противоречит законодательству и является правом заказчика. Данное требование внесено ГБУ ДО «Региональный Центр патриотического воспитания детей и молодежи «Авангард» в связи с тем фактом, что работы проводятся на объекте массового пребывания лиц малолетнего (не достигших 14 лет) и несовершеннолетнего (от 14 до 18 лет) возрастов, а также лиц старше 18 лет и направлено на минимизацию риска недобросовестности участников государственной закупки и недопущения последующего причинения лицам, находящимся на территории объекта капитального строительства вреда жизни и здоровья.

В части жалобы, в которой заявитель утверждает о формулировке отказа в прохождении государственной экспертизы проектно-сметной документации, не указано какие именно положения контракта противоречат будущей документации, поэтому в этой части пояснения у заказчика отсутствуют.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика, в том числе в части определения предмета контракта.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к работам, входящим в объект закупки.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения подрядчика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребность и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Объектом рассматриваемой закупки является разработка проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений.

Пунктом 1.3 проекта контракта установлено, что «Подрядчик» по поручению «Заказчика» обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений центра военно-патриотического воспитания (далее – «Работы») в соответствии с приложениями к настоящему контракту, указанными в разделе 9 настоящего контракта».

Неотъемлемой частью проекта контракта согласно разделу 9 являются Приложение № 1 – Техническое задание.

Согласно пункту 1 Технического задания основанием для проектирования объекта является «Разработка проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений центра военно-патриотического воспитания».

Однако пунктом 5 Технического задания предусмотрено следующее условие: «Вид работ: капитальный ремонт». Отсылка к капитальному ремонту также содержится в пунктах 6, 8, 9, 15, 17, 20,33.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что потребностью заказчика является разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта капитального строительства. При этом условие, указанное в пункте 1 Технического задания о том, что основанием для проектирования объекта является «Разработка проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений центра военно-патриотического воспитания», является технической ошибкой.

Между тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что согласно градостроительному законодательству работы по ремонту и капитальному ремонту объекта капитального строительства являются различными видами работ.

Так, в силу пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Тогда как согласно части 6 статьи 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными (Письмо Минстроя России от 27.02.2018 № 7026-АС/08).

Таким образом, положения извещения об осуществлении закупки, в том числе Техническое задание и проект контракта, содержат противоречивые требования относительно объекта закупки.

Помимо указанного, пунктом 16 Технического задания заказчиком установлена обязанность подрядчика «Выполнить государственную экспертизу проектной документации за счет подрядчика».

Пунктом 2.1.6. проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика «После получения положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» сдать результат «Работ» «Заказчику» в сроки и в порядке, установленные настоящим контрактом (разделе 4 настоящего контракта)».

В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование о проведении государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт объекта капитального строительства не противоречит законодательству и является правом заказчика.

Действительно, частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:

1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.

Пунктом 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 145, (далее - Положение) предусмотрено, что государственная экспертиза проводится в следующих случаях:

а) проектная документация и (или) инженерные изыскания выполнены в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 1 части 3(3) и части 3.4 статьи 49 ГрК РФ;

б) имеется совокупность следующих обстоятельств:

проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным;

застройщиком, техническим заказчиком или лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, принято решение о проведении государственной экспертизы (за исключением случая, указанного в подпункте "а" настоящего пункта);

в) проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 ГрК РФ, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу;

г) заявителем в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ принято решение о проведении экспертного сопровождения.

Пунктом 27 Положения установлено, что предметом государственной экспертизы проектной документации являются:

а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;

б) проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проверка сметной стоимости). При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации.

Согласно части 9 статьи 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение:

1) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи);

2) о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

В случае если сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства не превышает 10 млн. рублей, такая сметная стоимость подлежит проверке достоверности ее определения, если это предусмотрено договором (пункт 27(5) Положения).

Проектом контракта предусмотрена обязанность получения подрядчиком положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Однако разделом 6 Регламента предоставления консультационной услуги «Экспертная оценка документации на соответствие техническим регламентам и (или) нормативам в области сметного нормирования и ценообразования», утвержденного Приказом Начальника ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» от 21.04.2021 № 91, заявитель обращается в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» для получения услуги в случае, если проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости не является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом застройщиком или техническим заказчиком (уполномоченным лицом) принято решение о направлении документации на проведение экспертной оценки рабочих материалов, решений, сметной и иной документации на соответствие техническим регламентам и (или) нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.

Консультационная услуга (экспертная оценка) оказывается по инициативе заявителя и проводится на основании договора между ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» и заявителем, заключенного в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Экспертная оценка, подготовленная ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», не может быть использована заявителем для получения разрешения на строительство и не порождает правовых последствий для третьих лиц.

Более того, предоставление консультационной услуги не является обязательным, ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» вправе отказаться от заключения договора без указания причин такого отказа.

Пунктом 7.2. указанного Регламента предусмотрено, что результаты предоставления услуги оформляются и подписываются в бумажной или электронной форме «Экспертная оценка».

Следовательно, заказчик вправе направить в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» разработанную проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объекта капитального строительства, однако результатом такой проверки не может являться положительное заключение, требуемое пунктом 2.1.6 проекта контракта, поскольку экспертиза проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, не является обязательной согласно нормам градостроительного законодательства.

Необходимо отметить, что с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 600 000,00 рублей, проект контракта не содержит обязательства подрядчика о необходимости проверки проектной документации на предмет достоверности определения сметной стоимости в ходе проведения государственной экспертизы.

Соответственно, неопределенность, противоречивость результата работ (пункты 2.1.6, 2.2.2, 4.4 проекта контракта), его несоответствие положениям градостроительного законодательства, приведет к невозможности исполнения обязательств по контракту.

С учетом изложенного, действия заказчика по описанию объекта закупки и условий исполнения контракта по рассматриваемому электронному аукциону не соответствуют требованиям части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

1. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка, положения порядка устанавливают общие правила определения государственными или муниципальными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в отношении:

1) подрядных работ по:

инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

строительству объектов капитального строительства или некапитальных строений и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации;

реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации;

2) услуги по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта.

Разделом II Порядка предусмотрено, что НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации с составлением расчетов (смет) определяется в следующей последовательности:

а) производится пересчет стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, определенной по такому расчету (смете), из уровня цен на дату составления сметной документации в уровень цен на дату определения НМЦК при осуществлении закупок работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации с применением индексов фактической инфляции;

б) производится расчет стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, определенной по расчету (смете) в текущем уровне цен, и умножается на индекс прогнозной инфляции на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации определяется по формуле (1):

 

Цпр = Спр x Кинфл (1)

где:

Цпр - НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации;

Спр - стоимость подрядных работ по подготовке проектной документации, определенная в соответствии с пунктом 4 Порядка;

Кинфл - индекс прогнозной инфляции, рассчитываемый как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ.

Расчет НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки. Рекомендуемый образец оформления такого расчета приведен в Приложении 2 к Порядку.

Вместе с тем, в нарушение пунктов 13, 15 Порядка заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с извещением об осуществлении закупки не размещен расчет НМЦК в соответствии с Приложением № 2 к Порядку.

 

2. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Правила).

Пунктом 6. Правил предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 5.2.2. проекта контракта установлено «Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения «Заказчиком» обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа определяется в порядке, установленном пунктом 9 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила), и устанавливается в следующем порядке 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно)».

Пунктом 5.3.3. проекта контракта установлено «За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения «Подрядчиком» обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа определяется в порядке, установленном пунктом 6 Правил, и устанавливается настоящим контрактом (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей».

Между тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 600 000,00 рублей.

Таким образом, заказчиком ответственность сторон в проекте контракта установлена в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 6, 9 Правил.

 

3. В силу пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Извещением об осуществлении закупки, Техническим заданием предусмотрен срок исполнения обязательств по контракту, заключаемому по итогам закупки, «В течение 30 календарных дней с момента заключения контракта».

Однако разделом 4 проекта контракта, помимо прочего, предусмотрено следующее:

«4.1. Срок выполнения «Работ» по настоящему контракту составляет 30 календарных дней с момента заключения контракта до передачи результата «Работ» для прохождения экспертизы в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

4.2. «Подрядчик» обязан направить результат выполненных работ для прохождения экспертизы в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» не позднее 10 календарных дней с момента передачи «Подрядчиком» результата выполненных «Работ» по накладной.

4.3. Приемка выполненных работ в части соответствия их количества, комплектности, качества и объема требованиям, установленным контрактом, осуществляется «Заказчиком» после получения заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Следовательно, проект контракта помимо срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, в срок исполнения обязательств включает срок прохождения государственной экспертизы.

Таким образом, проект контракта в нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе содержит условие о сроке выполнения работ несоответствующее извещению об осуществлении закупки.

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Однако проект контракта не содержит срока выполнения работ, определенного календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В рассматриваемом случае получение подрядчиком положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» невозможно отнести к событию, которое должно неизбежно наступить.

Ко всему прочему, пункт 8.1. проекта контракта предусматривает, что контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения «Сторонами» своих обязательств по контракту.

Указанное приводит к невозможности определить срок действия независимой гарантии с учетом требований статьи 96 Закона о контрактной системе.

Поскольку согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Более того, пункт 6.1.1. проекта контракта предусматривает, что «Срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены банковской гарантией, определяется датой 31.12.2021». Однако закупка осуществляется заказчиком в 2022 году. При этом согласно актуальной редакции статей 44, 45, 96 Закона о контрактной системе в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта участником закупки может быть представлена независимая гарантия.

Таким образом, проект контракта включает положения относительно обеспечения исполнения контракта несоответствующие статьям 45, 96 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭОЭП» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на ремонт здания и помещений (извещение № 0369500002322000001) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, частей 1, 4, 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42, статьи 45, статьи 96 Закона о контрактной системе, пунктов 6, 9 Правил, пунктов 13, 15 Порядка.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

2022-1530

 

 

Связанные организации

ООО "ЭОЭП"
ИНН 5262320423, ОГРН 1155262008670
АО "Тэк-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ГБУ ДО «Региональный Центр патриотического воспитания детей и молодежи «Авангард»
ИНН 7452156461, ОГРН 1217400013621