Решение б/н Решение по жалобе № 074/07/3-2080/2020 от 16 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО Научно-технический центр «Эгида»

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, д. 43Б, оф. 102

Ntc-egida@mail.ru

АО «Газпром газораспределение Челябинск»

454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 69-а, каб. 32

chel@gazcom74.ru

tyutchenko@gazcom74.ru

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/3-2080/2020

11 сентября 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

   

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

Копылова Станислава Александровича – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Черемных Анны Валерьевны – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Нуштаевой Дарьи Владимировны – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

   

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2080/2020 ООО Научно-технический центр «Эгида» (далее – Заявитель) вх. № 12312 от 02.09.2020 на действия АО «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов (извещение № 32009435656), в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы, в присутствии представителей Заказчика, с использованием видеосвязи,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО Научно-технический центр «Эгида» на действия АО «Газпром газораспределение Челябинск» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов (извещение № 32009435656).

По мнению подателя жалобы Заказчиком в закупочной документации неправомерно установлен срок оказания услуг – по 15.10.2020.

Заявитель полагает, что процесс подписания договора с учетом положений закупочной документации занимает от 18 до 25 календарных дней. По мнению Заявителя, что договор должен быть подписан в период с 25 сентября по 02 октября 2020 года, а работы должны быть сданы Заказчику 15 октября 2020 года. Следовательно, у Исполнителя будет всего от 13 до 20 календарных дней на оказание услуг по договору.

Заявитель считает, что срок исполнения договора должен составлять не менее 4 месяцев.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба ООО Научно-технический центр «Эгида», подписанная электронной цифровой подписью, поступила в Челябинское УФАС России 01.09.2020 по электронной почте, зарегистрирована 02.09.2020. Срок окончания подачи заявок – 04.09.2020. То есть, жалоба подана до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

Таким образом, заявителем правомерно подана жалоба на положения закупочной документации в антимонопольный орган.

2. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее – Закупка), а также соответствующая закупочная документация.

Предметом закупки является оказание услуг по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с пунктом 3.1 Технического задания датой окончания выполнения работ установлено 15 октября 2020 года.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Предельный срок рассматриваемых работ утвержден Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее – Правила № 538). В соответствии с пунктом 14 Правил № 538 срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Экспертиза промышленной безопасности – определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

Техническое диагностирование (экспертиза промышленной безопасности) газопроводов, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления ТЭС должно проводиться в целях определения и прогнозирования их технического состояния (пункт 48 Приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности»). В соответствии с пунктом 9 Приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 техническое диагностирование газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления надлежит осуществлять по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.

По смыслу нормы, устанавливающей предельный срок технического диагностирования, при ее истолковании с учетом целей законодательства о промышленной безопасности, принимая во внимание, что проведение таких работ затрагивает публичный, социально значимый интерес (предупреждение возникновения аварийных ситуаций путем своевременного выявления опасных участков газораспределительных сетей, их замены (ремонта)), техническое диагностирование (экспертиза промышленной безопасности) должны проводится в максимально сжатые сроки. Данный срок не должен и не может устанавливаться в зависимости от наличия ресурса у той или иной организации, намеревающейся такие работы провести.

Заказчик работ по технической диагностике (экспертизе промышленной безопасности) не имеет правовых оснований и фактической возможности определять условия закупки в зависимости от интересов и производственных ресурсов всех организаций, такого рода работы выполняющих.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в процедуре «Запрос предложений» 32009435656 от 07.07.2020 по окончании срока подачи заявок подано 11 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным в закупочной документации.

Таким образом 11 участников закупки, в том числе податель жалобы, согласились с условиями исполнения договора, установленными в закупочной документации.

Кроме того, ссылка Заявителя на Типовые нормы времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства (приняты в 1988 г. Центральным бюро нормативов по труду Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам) не может быть принята Челябинским УФАС России поскольку указанный нормативный акт распространяет действие в отношении работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования газового хозяйства, состав которых не идентичен работам, являющимся предметом закупки.

Помимо прочего, Комиссия Челябинского УФАС России не соглашается с доводами подателя жалобы о том, то срок заключения договора в соответствии с условиями закупочной документации составляет от 18 до 25 дней, поскольку Заказчиком в соответствии с пунктом 2.11.3 Закупочной документации проект договора направляется в течение 15 дней с даты размещения сведений об итогах закупки в ЕИС. Указанное утверждение не запрещает Заказчику направить подписанный договор в адрес победителя закупки ранее указанного срока.

Минимальный срок заключения договора установлен частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках и составляет 10 дней с момента размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Помимо прочего, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, устанавливая в закупочной документации срок исполнения по договору, Заказчик выражает свою потребность в получении результата услуги в определенное время.

Следовательно, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО Научно-технический центр «Эгида» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии С.А. Копылов

Члены Комиссии А.В. Черемных

Д.В. Нуштаева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны