Решение (комиссия) №ВЛ/15398/23 решение от 8 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF7
решение
ООО ТК «Викинги» ул. Громовой, д. 51А
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» orgzip@yandex.ru
Комиссии по осуществлению закупок (извещение № 0369100028423000019) |
Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2530/2023 (№ 455-ж/2023)
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена «02» ноября 2023 года
В полном объеме решение изготовлено «08» ноября 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...> | ||
Членов Комиссии: |
<...> | ||
|
<...> |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ТК «Викинги» на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку автотранспортного средства для нужд ФКУ Упрдор «Южный Урал» (извещение № 0369100028423000019), в присутствии:
- представителя ООО ТК «Викинги» (далее – заявитель) <...>, действующего на основании доверенности от 12.05.2021;
- представителей Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» (далее — заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 26.12.2022 №№ 55, 56,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.10.2023 поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку автотранспортного средства для нужд ФКУ Упрдор «Южный Урал» (извещение № 0369100028423000019) (далее – запрос котировок, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.10.2023, изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме — 18.10.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта – 1 855 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки заключен.
Согласно доводам жалобы заявитель указывает на следующее.
1) Заказчик в нарушение статей 33, 42 Закона о контрактной системе неправомерно включил в проект контракта технические характеристики объекта закупки, ранее не указанные в извещении о закупке. Указанные действия заказчика влекут за собой причинение материального вреда победителю запроса котировок, поскольку участник вынужден поставить заказчику товар с более улучшенными техническими характеристиками, чем товар соответствующий характеристикам, указанным в извещении.
2) Если позиция заявителя, изложенная в разделе 1 жалобы, не соответствует действующему законодательству, тогда действия комиссии заказчика по допуску заявки заявителя неправомерны. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе заявка участника подлежит отклонению в том случае, если информация и документы, предусмотренные извещением, не представлены в составе заявки или не соответствуют извещению.
Как указано в разделе 1 жалобы, заявитель в заявке указал технические характеристики объекта закупки, соответствующие описанию объекта закупки, отраженном в Приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме. В заявке ООО ТК «Викинги» не отражены технические характеристики объекта закупки, указанные заказчиком в Приложении № 1 и Приложения №2 проекта контракта.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.
1) Извещение о проведении закупки состоит не только из Приложения № 2 (Описание объекта закупки), но также содержит Приложение № 4 (Проект контракта, включая Техническое задание и Спецификацию) и Приложение № 3 (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению). Указанные приложения размещены одновременно в составе одного извещения и у участников закупки была возможность ознакомиться со всеми документами в составе закупки.
В составе заявки участника закупки (ООО ТК «ВИКИНГИ») представлено согласие на поставку товара в полном соответствии с требованиями документации, включая требования, содержащиеся в технической части документации о запросе котировок. Данный факт подтверждает осведомленность участника закупки с условиями поставки и комплектацией товара уже на момент подачи заявки.
Заявитель подписал проект контракта, тем самым подтвердил свою осведомленность с условиями контракта и готовность поставки товара на условиях предусмотренных условиями контракта, согласно пункту 1.1. которого указано, что поставщик обязуется поставить заказчику автомобиль с характеристиками, указанными в Спецификации (Приложение №1), и комплектации, указанными в Техническом задании (Приложении №2), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
2) В пункте 2 раздела 1 Приложения № 3 к извещению (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке) указано, что заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки. В пункте 2.6. раздела 2 того же Приложения № 3 обозначено, что требования к показателям товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, установлены в описании объекта закупки (то есть в Приложении № 2 к извещению). Следовательно, члены единой комиссии заказчика, при рассмотрении заявок и принятии решения действовали в соответствии с требованиями извещения и в полном соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- проект контракта.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования каталога).
Пунктом 1 Правил формирования каталога установлено, что настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно пункту 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 2 Правил использования каталога предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Предметом рассматриваемой закупки является поставка автотранспортного средства.
Как следует из извещения, закупаемый заказчиком товар отнесен к позиции КТРУ 29.10.20.000-00000012.
В извещении об осуществлении закупки (раздел Объект закупки) заказчик с использованием характеристик, включенных в позицию КТРУ 29.10.20.000-00000012, установил описание объекта закупки.
В качестве приложения к извещению о проведении запроса котировок предусмотрено Приложение № 2 «Описание объекта закупки», в котором характеристики закупаемого товара установлены заказчиком в соответствии с характеристиками, указанными в извещении, сформированном посредством единой информационной системы.
Как следует из содержания пункта 2.6 раздела 2 Приложения № 3 к извещению (Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке), требования к показателям товара, поставляемого заказчику, установлены в описании объекта закупки.
В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявку заявителя, пришла к выводу о ее соответствии, в части представленных характеристик о товаре, требованиям извещения о проведении запроса котировок. В связи с чем в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, информацию, предусмотренную подпунктами «а», «б», «г», «е» и «п» пункта 1, подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Таким образом, информация о характеристиках товара включается в проект контракта исходя из конкретизированных в заявке участником закупки значений характеристик товара, указанных заказчиком при описании объекта закупки в извещении, сформированном посредством функционала единой информационной системы.
Комиссия Челябинского УФАС России относительно пояснений заказчика о том, что проект контракта, размещенный в единой информационной системе одновременно с публикацией извещения, также содержит характеристики товара, в соответствии с которыми должен быть поставлен товар, отмечает следующее.
Во-первых, указанные пояснения противоречат пункту 2 раздела 1, пункту 2.6 раздела 2 Приложения № 3 к извещению (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению), согласно которым требования к показателям товара, поставляемого заказчику, установлены в описании объекта закупки, то есть в Приложении № 2 к извещению (письменные пояснения от 01.11.2023 № 01-11/4989).
Во-вторых, исходя из положений статьей 42, 50, 51 Закона о контрактной системе, пункта 2 Правил использования каталога, пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, описание объекта закупки при наличии соответствующей позиции КТРУ отражается в извещении об осуществлении закупки, сформированном посредством единой информационной системы.
При этом в силу подпункта «а» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, если информация, содержащаяся в электронных документах, сформированных без использования единой информационной системы, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
В рассматриваемом случае информация о характеристиках товара, указанная в Техническом задании (Приложение № 2 к государственному контракту), и не соответствующая характеристикам товара, отраженным в извещении о проведении запроса котировок, сформированном посредством единой информационной системы, не имеет приоритета и не может быть отнесена к описанию объекта закупки. В связи с чем и заявки участников закупки рассмотрены комиссией по осуществлению закупок на предмет их соответствия извещению, в части описания объекта закупки, а не проекту контракта.
Отражение заказчиком требований к характеристикам закупаемого товара в иных документах, не предназначенных для целей описания объекта закупки, не позволяет достоверно определить объект закупки, его характеристики и может ввести потенциальных участников в заблуждение и, как следствие, ограничению количества участников закупки.
Пояснения заказчика о том, что в Техническом задании (Приложение № 2 к государственному контракту) указаны дополнительные характеристики закупаемого товара, не предусмотренные позицией КТРУ, как отмечено ранее Комиссией антимонопольного органа, противоречат законодательству о контрактной системе, поскольку такие дополнительные характеристики также должны находить отражение в извещении об осуществлении закупки, сформированном посредством единой информационной системы.
Довод заказчика о том, что при опубликовании в единой информационной системе извещения в соответствии с позицией КТРУ подгружается лишь ограниченное количество характеристик, не соответствует действительности, поскольку единой информационной системой предусмотрена возможность редактирования характеристик товара при отсутствии необходимых сведений в КТРУ путем введения дополнительной информации. При этом введенные значения сохраняются в редактируемых сведениях об объекте закупки.
Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на обязанность заказчика включить в описание товара обоснование необходимости использования дополнительной информации, не указанной в КТРУ (пункт 6 Правил использования каталога).
Необходимо отметить, что дополнительная информация о характеристиках товара, не предусмотренных позицией КТРУ, может быть включена заказчиком в описание объекта закупки за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил использования каталога.
С учетом изложенного, действия заказчика нарушают часть 1 статьи 34, пункт 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что заключение контракта не на условиях заявки участника закупки, а также извещения, в части описания объекта закупки, обусловлено неправомерными действиями заказчика, выразившимися в установлении требований к характеристикам закупаемого товара в приложении к извещению, не предназначенному для описания объекта закупки (проект контракта), что не соответствует пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТК «Викинги» на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку автотранспортного средства для нужд ФКУ Упрдор «Южный Урал» (извещение № 0369100028423000019) обоснованной в части заключения контракта не на условиях заявки победителя закупки, извещения (описания объекта закупки), в остальной части — необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42, части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт по итогам закупки заключен.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |
Исп.<...>
2023-17426