Решение (комиссия) №ВЛ/15398/23 решение от 8 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

решение

 

ООО ТК «Викинги»
445045, Самарская обл., г. Тольятти,

ул. Громовой, д. 51А
436606@mail.ru

 

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства»
454080, г. Челябинск, Свердловский пр., д. 56
uprdor74@sural.fad.ru

orgzip@yandex.ru

Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
115114, г. Москва, ул. Кожевническая, 14, стр. 5
ko@roseltorg.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369100028423000019)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2530/2023 (№ 455-ж/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «02» ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «08» ноября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ТК «Викинги» на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку автотранспортного средства для нужд ФКУ Упрдор «Южный Урал» (извещение № 0369100028423000019), в присутствии:

- представителя ООО ТК «Викинги» (далее – заявитель) <...>, действующего на основании доверенности от 12.05.2021;

- представителей Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» (далее — заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 26.12.2022 №№ 55, 56,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 27.10.2023 поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку автотранспортного средства для нужд ФКУ Упрдор «Южный Урал» (извещение № 0369100028423000019) (далее – запрос котировок, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.10.2023, изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме — 18.10.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта 1 855 000,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки заключен.

Согласно доводам жалобы заявитель указывает на следующее.

1) Заказчик в нарушение статей 33, 42 Закона о контрактной системе неправомерно включил в проект контракта технические характеристики объекта закупки, ранее не указанные в извещении о закупке. Указанные действия заказчика влекут за собой причинение материального вреда победителю запроса котировок, поскольку участник вынужден поставить заказчику товар с более улучшенными техническими характеристиками, чем товар соответствующий характеристикам, указанным в извещении.

2) Если позиция заявителя, изложенная в разделе 1 жалобы, не соответствует действующему законодательству, тогда действия комиссии заказчика по допуску заявки заявителя неправомерны. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе заявка участника подлежит отклонению в том случае, если информация и документы, предусмотренные извещением, не представлены в составе заявки или не соответствуют извещению.

Как указано в разделе 1 жалобы, заявитель в заявке указал технические характеристики объекта закупки, соответствующие описанию объекта закупки, отраженном в Приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме. В заявке ООО ТК «Викинги» не отражены технические характеристики объекта закупки, указанные заказчиком в Приложении № 1 и Приложения №2 проекта контракта.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.

1) Извещение о проведении закупки состоит не только из Приложения № 2 (Описание объекта закупки), но также содержит Приложение № 4 (Проект контракта, включая Техническое задание и Спецификацию) и Приложение № 3 (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению). Указанные приложения размещены одновременно в составе одного извещения и у участников закупки была возможность ознакомиться со всеми документами в составе закупки.

В составе заявки участника закупки (ООО ТК «ВИКИНГИ») представлено согласие на поставку товара в полном соответствии с требованиями документации, включая требования, содержащиеся в технической части документации о запросе котировок. Данный факт подтверждает осведомленность участника закупки с условиями поставки и комплектацией товара уже на момент подачи заявки.

Заявитель подписал проект контракта, тем самым подтвердил свою осведомленность с условиями контракта и готовность поставки товара на условиях предусмотренных условиями контракта, согласно пункту 1.1. которого указано, что поставщик обязуется поставить заказчику автомобиль с характеристиками, указанными в Спецификации (Приложение №1), и комплектации, указанными в Техническом задании (Приложении №2), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

2) В пункте 2 раздела 1 Приложения № 3 к извещению (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке) указано, что заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки. В пункте 2.6. раздела 2 того же Приложения № 3 обозначено, что требования к показателям товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, установлены в описании объекта закупки (то есть в Приложении № 2 к извещению). Следовательно, члены единой комиссии заказчика, при рассмотрении заявок и принятии решения действовали в соответствии с требованиями извещения и в полном соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- проект контракта.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования каталога).

Пунктом 1 Правил формирования каталога установлено, что настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.

Согласно пункту 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается следующая информация:

а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

д) справочная информация:

коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);

и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Пунктом 2 Правил использования каталога предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);

документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Предметом рассматриваемой закупки является поставка автотранспортного средства.

Как следует из извещения, закупаемый заказчиком товар отнесен к позиции КТРУ 29.10.20.000-00000012.

В извещении об осуществлении закупки (раздел Объект закупки) заказчик с использованием характеристик, включенных в позицию КТРУ 29.10.20.000-00000012, установил описание объекта закупки.

В качестве приложения к извещению о проведении запроса котировок предусмотрено Приложение № 2 «Описание объекта закупки», в котором характеристики закупаемого товара установлены заказчиком в соответствии с характеристиками, указанными в извещении, сформированном посредством единой информационной системы.

Как следует из содержания пункта 2.6 раздела 2 Приложения № 3 к извещению (Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке), требования к показателям товара, поставляемого заказчику, установлены в описании объекта закупки.

В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявку заявителя, пришла к выводу о ее соответствии, в части представленных характеристик о товаре, требованиям извещения о проведении запроса котировок. В связи с чем в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, информацию, предусмотренную подпунктами «а», «б», «г», «е» и «п» пункта 1, подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Таким образом, информация о характеристиках товара включается в проект контракта исходя из конкретизированных в заявке участником закупки значений характеристик товара, указанных заказчиком при описании объекта закупки в извещении, сформированном посредством функционала единой информационной системы.

Комиссия Челябинского УФАС России относительно пояснений заказчика о том, что проект контракта, размещенный в единой информационной системе одновременно с публикацией извещения, также содержит характеристики товара, в соответствии с которыми должен быть поставлен товар, отмечает следующее.

Во-первых, указанные пояснения противоречат пункту 2 раздела 1, пункту 2.6 раздела 2 Приложения № 3 к извещению (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению), согласно которым требования к показателям товара, поставляемого заказчику, установлены в описании объекта закупки, то есть в Приложении № 2 к извещению (письменные пояснения от 01.11.2023 № 01-11/4989).

Во-вторых, исходя из положений статьей 42, 50, 51 Закона о контрактной системе, пункта 2 Правил использования каталога, пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, описание объекта закупки при наличии соответствующей позиции КТРУ отражается в извещении об осуществлении закупки, сформированном посредством единой информационной системы.

При этом в силу подпункта «а» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, если информация, содержащаяся в электронных документах, сформированных без использования единой информационной системы, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

В рассматриваемом случае информация о характеристиках товара, указанная в Техническом задании (Приложение № 2 к государственному контракту), и не соответствующая характеристикам товара, отраженным в извещении о проведении запроса котировок, сформированном посредством единой информационной системы, не имеет приоритета и не может быть отнесена к описанию объекта закупки. В связи с чем и заявки участников закупки рассмотрены комиссией по осуществлению закупок на предмет их соответствия извещению, в части описания объекта закупки, а не проекту контракта.

Отражение заказчиком требований к характеристикам закупаемого товара в иных документах, не предназначенных для целей описания объекта закупки, не позволяет достоверно определить объект закупки, его характеристики и может ввести потенциальных участников в заблуждение и, как следствие, ограничению количества участников закупки.

Пояснения заказчика о том, что в Техническом задании (Приложение № 2 к государственному контракту) указаны дополнительные характеристики закупаемого товара, не предусмотренные позицией КТРУ, как отмечено ранее Комиссией антимонопольного органа, противоречат законодательству о контрактной системе, поскольку такие дополнительные характеристики также должны находить отражение в извещении об осуществлении закупки, сформированном посредством единой информационной системы.

Довод заказчика о том, что при опубликовании в единой информационной системе извещения в соответствии с позицией КТРУ подгружается лишь ограниченное количество характеристик, не соответствует действительности, поскольку единой информационной системой предусмотрена возможность редактирования характеристик товара при отсутствии необходимых сведений в КТРУ путем введения дополнительной информации. При этом введенные значения сохраняются в редактируемых сведениях об объекте закупки.

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на обязанность заказчика включить в описание товара обоснование необходимости использования дополнительной информации, не указанной в КТРУ (пункт 6 Правил использования каталога).

Необходимо отметить, что дополнительная информация о характеристиках товара, не предусмотренных позицией КТРУ, может быть включена заказчиком в описание объекта закупки за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил использования каталога.

С учетом изложенного, действия заказчика нарушают часть 1 статьи 34, пункт 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

При этом Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что заключение контракта не на условиях заявки участника закупки, а также извещения, в части описания объекта закупки, обусловлено неправомерными действиями заказчика, выразившимися в установлении требований к характеристикам закупаемого товара в приложении к извещению, не предназначенному для описания объекта закупки (проект контракта), что не соответствует пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ТК «Викинги» на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку автотранспортного средства для нужд ФКУ Упрдор «Южный Урал» (извещение № 0369100028423000019) обоснованной в части заключения контракта не на условиях заявки победителя закупки, извещения (описания объекта закупки), в остальной части — необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42, части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт по итогам закупки заключен.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-17426

 

 

Связанные организации

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства»
ИНН 7451189048, ОГРН 1027402903637
ООО ТК "Викинги"
ИНН 6321051752, ОГРН 1036301067879
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666