Решение №5556/04 Отсутствие оснований для включения сведений в РНП от 15 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Афалина Техно»
454010, г. Челябинск, Копейское шоссе,
д. 50, офис 5
adp@afalina74.ru
ФГУП «Приборостроительный завод»
456080, Челябинская область,
г. Трехгорный, ул. Заречная, д. 13
psz@inf.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
№ 074/07/5-1036/2020
об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков
13 мая 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <…>;
Члены Комиссии: <…>;
<…>,
рассмотрев обращение Федерального государственного унитарного предприятия «Приборостроительный завод» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Афалина Техно» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения аукциона на право заключения договора на поставку комплекта кранов мостовых (извещение № 32008865469), в присутствии представителя ООО «Афалина Техно», в отсутствие представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Приборостроительный завод», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение Федерального государственного унитарного предприятия «Приборостроительный завод» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Афалина Техно»: 454010, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 50, офис 5, ИНН 7449134891.
Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Приборостроительный завод» провело аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекта кранов мостовых (извещение № 32008865469).
В соответствии с протоколом по подведению итогов по открытому аукциону в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекта кранов мостовых для нужд ФГУП «Приборостроительный завод» от 13.03.2020 победителем Закупки признано ООО «Афалина Техно».
В соответствии с пунктом 19 Извещения о проведении закупки срок заключения договора в течение 20 рабочих дней, но не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП итогового протокола.
Заказчик в течение 7 рабочих дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте и ЭТП направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке в исходный проект договора, прилагаемый к закупочной документации.
Лицо, с которым заключается договор, в случае отсутствия разногласий по проекту договора, направленному Заказчиком, обязано разместить с использованием программы аппаратных средств ЭТП подписанный со своей стороны договор в течение 7 рабочих дней со дня направления указанного договора.
Однако, ООО «Афалина Техно» не направило подписанный договор на поставку комплекта кранов мостовых ФГУП «Приборостроительный завод» в указанный срок, установленный Извещением о проведении закупки.
На основании изложенного, ФГУП «Приборостроительный завод» обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением о включении сведений об ООО «Афалина Техно» в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО «Афалина Техно» не согласно с доводами ФГУП «Приборостроительный завод» об уклонении победителя от заключения договора, направило письменные пояснения.
Согласно пояснениям, ООО «Афалина Техно» является официальным представителем ООО ПКФ «Еврокран».
С 25.03.2020 ООО ПКФ «Еврокран», в связи с признанием факта распространения короновирусной инфекции COVID-19 и исполнением Указа Президента Российской Федерации № 206 от 25.03.2020, перешло на дистанционный режим работы, работа осуществляется в особом режиме и согласовывается по факту поступления заказов.
С 10.03.2020 произошло существенное повышения стоимости оборудования в связи с увеличением курса валют. Повышение цены на продукцию на 25%.
Также, ООО ПКФ «Еврокран» не планирует в 2020 году оформление лицензии и разрешительных документов для проектирования и изготовления мостовых кранов, козловых кранов и грузозахватных приспособлений для объектов Росатома, которые проектируются и изготавливаются в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии (НП-043-18).
Согласно пояснениям ООО «Афалина Техно», договор в пунктах 4.3, 4.4 и техническое задание в подразделе 1.3, 1.4 не соответствуют положениям изначального договора и технического задания, установленных в Документации о закупке.
ООО «Афалина Техно» готово исполнить договор по первоначальному техническому заданию, установленному в Документации о закупке, а именно: поставить краны в общепромышленном исполнении, однако, исполнение, которое Заказчик требует по договору, ведет к существенному удорожанию цены.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.
Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Обращение ФГУП «Приборостроительный завод» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Афалина Техно» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211.
Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание Заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям ООО «Афалина Техно» в договоре и в техническом задании есть противоречия, которые невозможно однозначно толковать.
В соответствии с подразделом 1.3 технического задания этапы разработки (изготовления) не предусмотрены.
В соответствии с подразделом 1.4 технического задания документы для разработки (изготовления) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 4.3 договора поставщик обеспечивает предоставление Покупателю следующих документов:
- товарная накладная в 2-х экз.;
- счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- акт приема-передачи оборудования (Приложение № 3) в 2-х экз.;
- паспорт крана;
- комплектовочная ведомость;
- паспорт тали электрической;
- руководство по монтажу и эксплуатации - по ГОСТ 2.601;
- заверенную поставщиком копию сертификата соответствия крана грузоподъемного требованиям Технического Регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;
- заверенную поставщиком копию декларации соответствия тали электрической требованиям Технического Регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;
- официальное письмо с указанием названия и адреса сервисного центра в пределах Российской Федерации, силами которого будет осуществляться гарантийное обслуживание поставляемого оборудования;
- заверенные предприятием-изготовителем копии документов об аккредитации сервисного центра либо заверенное предприятием-изготовителем письменное согласие указанного сервисного центра на осуществление гарантийного обслуживания поставляемого оборудования;
- другие документы согласно техническому заданию.
В соответствии с пунктом 4.4 договора для подготовки к монтажу и подключению поставляемого оборудования Поставщик обязуется выслать в адрес ФГУП «Приборостроительный завод» в течение 20 дней с момента подписания договора следующую документацию на русском языке:
1) Чертёж с габаритными размерами (ширина, длина, высота) оборудования с учетом опций приобретаемых заказчиком.
Чертёж должен включать всё вспомогательное оборудование, при его наличии.
На чертеже должны быть указаны точки подвода энергоносителей с привязкой к габаритам оборудования, коммуникационные связи между всеми элементами основного и вспомогательного оборудования.
2) Требования по монтажу оборудования. В данных необходимо уточнить вид установки. Указать массу оборудования. Указать массу основного и вспомогательного оборудования.
3) Данные по энергоносителям.
- электроэнергия, показатели: сила тока (А), суммарная мощность (кВт), рабочее напряжение (В/Гц), число фаз, сечение и материал проводников, количество жил, допустимые сетевые колебания напряжения (%).
4) Требования к окружающей среде должны включать следующие показатели (при эксплуатации и хранении): диапазон температур в помещении (t°), диапазон влажности воздуха (в %), допустимые перепады температуры, требования к вентиляции.
5) Данные по поднимаемым и переносимым грузам, включающие показатели: максимальная и минимальная масса груза.
6) Требования к высоте крана при монтаже оборудования, с предоставлением схемы строповки.
7) Инструкции по эксплуатации, обслуживанию оборудования, паспорт электрические схемы.
Один из участников закупки обратился к Заказчику с вопросом о разъяснении Документации, а именно: к какой группе исполнения относятся краны.
Согласно ответу № 33 о предоставлении информации в разъяснении Документации, Заказчик сообщает, что в соответствии с опросными листами краны отнесены к группе общепромышленных кранов по НП-043-11.
Однако, как указывает Заявитель, данные краны относятся к атомной промышленности.
Заказчиком было направлено ходатайство о рассмотрении обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Афалина Техно» без участия представителя ФГУП «Приборостроительный завод».
Письменные объяснения Заказчиком не были представлены.
Учитывая противоречивое и неоднозначное толкование положений технического задания и договора, у ООО «Афалина Техно» имеются риски ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
Таким образом, вина ООО «Афалина Техно» в уклонении от заключения договора по результатам проведения аукциона на право заключения договора на поставку комплекта кранов мостовых (извещение № 32008865469), Комиссией Челябинского УФАС России не установлена.
Также, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что в условиях сложившейся ситуации, связанной с пандемией COVID-19, отсутствуют объективные основания включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Афалина Техно», поскольку это повлечет «подавление» со стороны антимонопольного органа хозяйственной деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства, что является недопустимым в условиях сложившейся ситуации в стране.
Принимая во внимание указанные факты, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках,
РЕШИЛА:
Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения ООО «Афалина Техно» (454010, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 50, офис 5, ИНН 7449134891) в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>