Решение №АК/9028/22 решение от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
454091, г. Челябинск, ул. Свободы, 153а
info@ro74.fss.ru

zakazchik@ro74.fss.ru

 

ООО «ИНТЕХПОИНТ»
443070, Самарская обл , г. Самара,

ул. Партизанская, д. 17, оф. 403
ooointexpoint@gmail.com

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2020/2022 (№ РНП-74-336/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2022

В полном объеме решение изготовлено 28.07.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного учреждения  Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о включении сведений об ООО «ИНТЕХПОИНТ», о его участнике и лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку в 2022 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000122000015), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей Государственного учреждения  Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) <..>., действующих на основании доверенностей от 01.02.2022 № 12, от 01.02.2022 № 14;

- представителя ООО «ИНТЕХПОИНТ» (далее — общество, ООО «ИТП», поставщик) <...>, действующего на основании доверенности от 02.03.2020 № 6,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «ИТП» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку в 2022 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000122000015) (далее – аукцион, закупка).

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 17.02.2022 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 400 000,00 рублей.

Согласно представленным документам 11.03.2022 заказчик и общество заключили контракт № 116 по цене 61 246 000,00 рублей.

Заказчиком 01.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 18.07.2022.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам,

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 13.1 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 01.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 04.07.2022 указанное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок.

Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 18.07.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 18.07.2022.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и ООО «ИТП» 11.03.2022 посредством электронного документооборота заключен контракт № 116 на поставку в 2022 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (реестровый номер № 1745101690522000086) (далее – контракт).

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Согласно пункту 1.1 контракта «В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: телевизоров с телетекстом (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Челябинскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар».

Пунктом 1.5 контракта установлено, что в календарном плане указываются периоды (этапы) поставки товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, в том числе сроки, количество и стоимость товара.

В соответствии с календарным планом (Приложение № 3 к контракту) предусмотрены периоды (этапы) поставки на 2022 год: по 15 апреля 2022 года.

Согласно пункту 3.3.1 поставщик обязан обеспечить поступление товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом.

Как следует из пояснений представителей заказчика и содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с разделом 4 контракта заказчиком осуществлена выборочная проверка поставляемого товара, по результатам которой подписан акт выборочной проверки от 11.04.2022 б/н, согласно которому 100шт. товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, соответствуют условиям контракта и подлежат передаче для выдачи получателям. Таким образом, заказчик принял товар в полном объеме, согласно условиям контракта.

В силу пункта 5.1. контакта поставка товара получателям осуществляется поставщиком после получения от заказчика реестра получателей товара. Поставка товара получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения поставщиком реестра получателей товара.

Заказчик 11.04.2022 передал поставщику реестр получателей товара от 11.04.2022 №1 на поставку получателям 100шт. товара (письмо от 11.04.2022 №01-44/08-3092). Следовательно, с учетом положений пункта 5.1. контракта срок поставки товара получателям не позднее 11.05.2022.

Поставщик письмом от 15.04.2022 представил отчетную документацию, подтверждающую поставку 89 шт. товара на сумму 1 108 940 рублей 00 копеек.

В отношении непоставленных 11 шт. товара поставщик письмом от 11.05.2022 №7/05 уведомил заказчика об обнаружении дефектов в предполагаемом к поставке товаре.

Представители заказчика на заседании Комиссии отметили, что до настоящего времени:

- в нарушение подпункта 3.3.1 пункта 3.3. контракта недопоставленные 11 шт. товара для осуществления выборочной проверки заказчику не представлены, информация о поступлении недопоставленного товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, в адрес регионального отделения Фонда не поступала;

- поставщиком нарушен пункт 5.1. контракта, в силу которого поставка товара получателям не должна превышать 30 календарных дней со дня получения поставщиком реестра получателей товара (реестр в отношении 100 получателей получен поставщиком 11.04.2022);

- поставщик не предоставил документов, иных доказательств, подтверждающих осуществление им действий, предусмотренных контрактом, в отношении недопоставленных 11 шт. товара.

В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, установленных контрактом, в полном объеме письмом от 25.05.2022 № 01-44/04-4842 заказчик потребовал от поставщика в срок не позднее 3 июня 2022 года обеспечить поступление недопоставленного товара (11 шт.) в субъект Российской Федерации (в Челябинскую область), поставить товар всем получателям, указанным заказчиком в реестре получателей товара от 11.04.2022 № 1, предоставить отчетную документацию, подтверждающую поставку товара всем получателям, указанным в реестре получателей товара от 11.04.2022 № 1 (направлено 25.05.2022 по адресу электронной почты ooointexpoint@gmail.com, 26.05.2022 направлено заказным письмом, почтовый идентификатор 80099472830334, 01.06.2022 письмо «вручено адресату почтальоном»).

В ответ на указанное требование заказчика о допоставке товара, поставщик письмом от 03.06.2022 № 15/06 известил о невозможности поставить 11 шт. товара: «приобрести рассматриваемую модель телевизора в количестве 11 штук не представляется возможным, т.к. она отсутствует у продавцов».

Заказчик письмом от 06.06.2022 № 01-44/04-5285 вновь потребовал от поставщика исполнить обязательства, установленные контрактом, а именно, в срок не позднее 30.06.2022 обеспечить поступление недопоставленного товара (11 шт.) в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, по наименованию и в количестве определенные календарным планом (с учетом ранее поставленного получателям товара и оплаченного заказчиком в количестве 89 шт. на сумму 1 108 940 руб. 00 коп.), проинформировать заказчика о поступлении вышеуказанного товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, для проведения заказчиком выборочной проверки поставляемого товара, обеспечить беспрепятственный доступ к товару для подтверждения факта наличия товара на складе поставщика; поставить товар всем получателям, указанным заказчиком в реестре получателей товара от 11.04.2022 № 1; предоставить отчетную документацию, подтверждающую поставку товара всем получателям, указанным в реестре получателей товара от 11.04.2022 № 1 (направлено 07.06.2022 по адресу электронной почты ooointexpoint@gmail.com, 07.06.2022 направлено заказным письмом, почтовый идентификатор 80087173725165, 14.06.2022 письмо «вручено адресату почтальоном»).

Также данным письмом заказчик указал, что отсутствие конкретной модели телевизора у продавцов не является основанием для неисполнения обязательств по контракту в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ.

Представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что 11 телевизоров направлены в авторизованный сервисный центр для получения заключения и возможности устранения выявленного дефекта. По состоянию на 03.06.2022 заключение в адрес поставщика не поступало. Без данного заключения у поставщика нет возможности обратиться к производителю за заменой данной партии товара. Приобрести рассматриваемую модель телевизора в количестве 11 штук не представляется возможным, так как она отсутствует у продавцов.

Поставщиком 10.06.2022 получено письмо от ООО «Технотрейд», согласно которому замена телевизоров Erisson 32LM8050T2 в количестве 11 штук будет произведена в июле 2022 года. Также в письме указывалось на то, что возможны задержки прихода товара ввиду наличия логистических проблем по доставке товара из Калининградской области (место нахождения производителя).

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание ООО «ИТП», что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность (статья 2 ГК РФ).

Между тем, антимонопольный орган не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, поскольку в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения поставщиком существенных условий контракта о сроке поставки товара, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у поставщика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении контракта. Обществом исполнена большая часть обязательств по контракту, относительно непоставленной части товара представлена переписка, свидетельствующая о намерении поставить товар в июле 2022 года.

С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «ИТП», о его участнике и лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также недобросовестного поведения общества, направленного на уклонение от исполнения контракта.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Государственным учреждением  Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕХПОИНТ» (ИНН 6311171715), о его участнике и лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

2022-9741

 

 

Связанные организации

ООО "ИТП"
ИНН 6311171715, ОГРН 1176313032169
ГУ - Челябинское РО Фонда социального страхования Российской Федерации
ИНН 7451016905, ОГРН 1027402317854