Решение №ВЛ/1551/22 решение от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

ООО «Легенда»
454084, г. Челябинск, ул. Каслинская,

д. 77, оф. 301/2
legenda174@inbox.ru

Областное государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Челябинской области»
454092, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77
operator-perevozok74@mail.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-276/2022 (№ РНП-74-71/2022)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Легенда», о его директоре и участнике, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (извещение № 0869500001521000117), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» (далее - заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 10.01.2022 № 2, от 10.01.2022 № 1;

- представителя ООО «Легенда» (общество, подрядчик) <...>, действующего на основании доверенности от 11.01.2022 № 1,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «Легенда» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (извещение № 0869500001521000117) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 13.01.2022 заказчик и общество заключили контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением № 1 к контракту, по цене 8 159 941,30 рублей.

Как следует из содержания обращения заказчика, общество к исполнению контракта не приступило, нарушив при этом сроки выполнения работ, установленные контрактом, в связи с чем решением от 24.01.2022 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 08.02.2022.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 12.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 24.01.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 25.01.2022 размещено в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах».

Представители заказчика на заседании Комиссии отметили, что лично под расписку решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вручить не удалось, поскольку местонахождение ООО «Легенда» по адресу: 454084, г. Челябинск, ул. Каслинская, д. 77, оф. 301/2, указанному в контракте, не установлено в ходе выезда сотрудников заказчика, что подтверждается служебной запиской от 13.01.2022 № б/н, а также сведениями карты-справочника 2ГИС.

По указанной причине заказным письмом по данному адресу решение заказчика об одностороннем расторжении контракта не направлялось.

Между тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заказчика на положения пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, которые предусматривают, в том числе направление решения заказчика об одностороннем расторжении контракта заказным письмом по адресу, указанному в контракте.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указал:

«Из толкования положений части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта должно быть совершено как посредством извещения непосредственно исполнителя наиболее оперативным образом (почтой заказным письмом с уведомлением, а также с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих оперативность уведомления), так и посредством размещения решения в единой информационной системе.

При этом по смыслу указанной статьи для возникновения гражданско-правовых последствии в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Таким образом, общество, которому было доставлено от заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по почте, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. Государственный (муниципальный) контракт считается расторгнутым по смыслу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений».

Более того, согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 08.02.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта», при этом дата расторжения указана 05.02.2022.

Вместе с тем, поскольку заказчиком не получены:

- расписка о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

- подтверждение о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, либо получение заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом),

то датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения.

Исходя из того, что в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» решение об одностороннем отказе размещено заказчиком 25.01.2022, то датой надлежащего уведомления общества по истечении пятнадцати дней является 10.02.2022.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу 22.02.2022.

Однако на дату заседания Комиссии в единой информационной системе исполнение контракта прекращено, размещена информация о расторжении контракта.

С учетом изложенного, процедура одностороннего отказа от исполнения контакта заказчиком проведена с нарушением законодательства о контрактной системе.

Необходимо отметить, что подпунктом «а» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «Легенда» 13.01.2022 заключен государственный контракт № 15 АВ (42, 43, 212)/2022 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта «Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (далее – работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением № 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 1.8 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«1.8. Срок выполнения работ:

начало выполнения работ – с 10.01.2022 г.;

окончание выполнения работ – 31.03.2022 г. (включительно)».

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что «Не позднее, чем за 3 рабочих дней до установленного Контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик составляет и направляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт наличия транспортных средств согласно приложению № 9 к Контракту в двух экземплярах. К указанному Акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у Подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям Контракта».

В соответствии с пунктом 5.4 контракта «Подрядчик обязан подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных Контрактом работ, не позднее, чем за 2 рабочих дня до дня начала их выполнения».

Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.01.2022 следует, что основанием принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта является нарушение сроков выполнения работ, установленных контрактом. По состоянию на 24.01.2022 подрядчик к выполнению обязательств по контракту не приступил. Не представил подтверждение наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта, не получил карты маршрута. В связи с чем заказчик со ссылкой на пункт 2 статьи 715 ГК РФ отказался в одностороннем порядке от исполнения контракта.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Между тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что с учетом фактических обстоятельств дела, а именно: начало выполнения работ по контракту с 10.01.2022, дата заключения контракта — 13.01.2022, приступить своевременно к выполнение работ объективно не представляется возможным.

Заказчиком в материалы дела представлена переписка с ООО «Легенда», в том числе письма общества от 14.01.2022, от 18.01.2022.

Так, 14.01.2022 общество направило в адрес заказчика решение об одностороннем расторжении контракта со ссылкой на статьи 719, 783 ГК РФ, указав при этом, что подрядчик при подаче заявки не предполагал возникновения обстоятельства, очевидно препятствующего началу выполнения обязанностей в срок, предусмотренный контрактом. Учитывая невозможность переноса срока начала выполнения работ в рамках Закона о контрактной системе, дальнейшее применение к подрядчику штрафных санкций за просрочку выполнения обязательств ООО «Легенда» приняло решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Согласно статье 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Вместе с тем, заключение контракта (13.01.2022) после 10.01.2022 (начало выполнения работ) не свидетельствует о нарушении заказчиком своих обязательств, в том числе предусмотренных 719 ГК РФ, более того, принимая решение об участие в закупке, а также заключая контракт по итогам такой закупки, общество согласилось на условия аукционной документации в части сроков исполнения обязательств по контракту.

Ко всему прочему, в силу части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

С учетом изложенного, сделать однозначный вывод о наличии оснований для принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со ссылкой на 719 ГК РФ не представляется возможным.

Однако решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено заказчиком 14.01.2022 вх. № 130, не оспорено в судебном порядке и не отменено подрядчиком, исходя из содержания письма от 18.02.2022, вступило в силу 25.01.2022.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, в том числе нарушение заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Легенда», о его директоре, участнике.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Областным государственным казенным учреждением «Организатор перевозок Челябинской области» об ООО «Легенда» (ИНН 7451441650), о его директоре, участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

2022-1652

 

 

Связанные организации

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»
ИНН 7451450693, ОГРН 1207400010421
ООО "Легенда"
ИНН 7451441650, ОГРН 1197456021245