Решение (комиссия) №АК/9833/24 решение по делу № 269-ж/2024 от 8 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение по делу № 269-ж/2024

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница»

454048, г. Челябинск,

ул. Воровского 70

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454087, г. Челябинск,

ул. Калинина, 21

 

Акционерное общество «МедЛига»

191187, г. Санкт-Петербург,

вн. тер. г. муниципальный округ

Литейный округ

ул. Чайковского, 4-93

 

Электронная торговая площадка АО «ТЭК-Торг»

119021, г. Москва,

ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1455/2024

по делу № 269-ж/2024

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2024 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Акционерного общества «МедЛига» (далее – АО «МедЛига», заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети (извещение № 0869200000224005787), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» (далее – ГБУЗ «ЧОКБ», заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей б/н от 09.01.2024, от 07.05.2024;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченное учреждение) «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 18 от 10.10.2023, 01 от 19.01.2024;

- представителей АО «МедЛига» «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 30/2024/МЛ, 31/2024/МЛ, 32/2024/МЛ от 01.07.2024

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 26.06.2024 поступила жалоба АО «МедЛига» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети (извещение № 0869200000224005787) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 18.06.2024 в 18:37.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 625 000,00 рублей.

Протокол подачи ценовых предложений от 26.06.2024.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11,24 %.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0869200000224005787 от 26.06.2024.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы АО «МедЛига», осуществляя закупку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878), заказчик неправомерно при описании объекта закупки не только указал дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в соответствующей позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), но и в извещении о закупке не установил Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236). Также заявитель посчитал, что не указав в Приложении № 1 к извещению о закупке к какому датчику относятся показатели мультичастотной технологии, минимальной/максимальной частоты сканирования, апертуры, глубины сканирования, активных функций на датчике; какими датчиками планируется исследовать гинекологию и кардиологию и, наоборот, указав чрезмерные требования к оборудованию (пакеты программ и расчетов; специализированные режимы визуализации) заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки, нарушил пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. При этом, заявитель в жалобе изложил просьбу о проведении проверки соблюдения заказчиком Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее - Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014) по закупленному медицинскому оборудованию в 2022, 2023 и 2024 году.

Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы АО «МедЛига» не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, указали, что заказчик описал товар в строгом соответствии с позицией КТРУ, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Из описания объекта закупки следует, что программное обеспечение, обеспечивающее функционал закупаемого заказчиком медицинского оборудования, является встроенным программным обеспечением и не выступает самостоятельным объектом закупки, в связи с чем, обязанность установления запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 у заказчика отсутствовала. Показатели мультичастотной технологии, минимальной/максимальной частоты сканирования, апертуры, глубины сканирования, активных функций на датчике относятся к датчику конвексному. Кроме того, потребность многопрофильной клиники предопределяет функционал сканера, а именно: наличие программ «гинекология» и «кардиология», наличие специализированных режимов для детей, включая новорожденных. Установленные опции и специализированные режимы не являются излишними.

Считают жалобу заявителя необоснованной.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.1. Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из содержания подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки регламентированы статьей 42 Закона о контрактной системе. Так, в силу пунктов 5, 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе; информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; проект контракта должны содержаться в извещении об осуществлении закупки.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0869200000224005787 следует, что заказчиком приобретается система ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети. Код позиции КТРУ - 26.60.12.132-00000036. Установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Комиссия, проанализировав извещение о закупке, установила, что характеристики товара в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы, указаны в строгом соответствии с позицией КТРУ - 26.60.12.132-00000036.

Вместе с тем, Приложением № 1 к извещению является файл «Описание объекта закупки», включающий наименование, значение, обоснование характеристики, количество (шт) товара, изложенные в табличной форме.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что содержания Приложения № 1 к извещению в части указанной информации не является идентичным содержанию извещения о закупки в части указания информации, включенной в позицию КТРУ. Так, например, наименование характеристики «дополнительные устройства», помимо указания соответствующего значения характеристики: «разветвитель портов для датчиков (для лаптопа и планшета)»; «батарея автономного питания»; «мобильная тележка (для лаптопа и планшета)», которые в соответствии с «Инструкцией по заполнению характеристик в заявке» (указана в извещении о закупке попозиционно) не могут изменяться участником закупки, в Приложении № 1 к извещению дополнена графой «обоснование характеристики» и содержанием: «для одновременного подключения 3-х датчиков, как на стационарном аппарате»; «для обеспечения автономной работы УЗ-сканера без подключения к сети»; «для повышения мобильности и пациентооборота» соответственно. Указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии описания объекта закупки, содержащемуся в отдельном файле описанию объекта закупки, сформированному в структурированном извещении об аукционе, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Но, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанное положение Приложения № 1 к извещению не только не указано в извещении о закупке, сформированном в структурированном виде, но и отсутствует в проекте контракта как условие исполнения контракта, а, следовательно, не может являться обязательством стороны по контракту. Кроме того, содержания заявок участников рассматриваемой закупки, позволяет прийти к выводу, что предложения о поставке товара сформированы в строгом соответствии с характеристиками, содержащимися в извещении об осуществлении закупки.

Учитывая, что законодательство о контрактной системе не ограничивает включение в состав извещения требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а извещение об осуществлении закупки, сформированное заказчиком с использованием единой информационной системы, содержит информацию, предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, заявителем в обоснование своих доводов не представлено доказательств, свидетельствующих об установленных заказчиком чрезмерных требованиях к оборудованию, невозможности осуществлять исследования датчиками, указанными в извещение, указанное обстоятельство не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов жалобы.

Следовательно, довод жалобы заявителя в части неправомерного описания объекта закупки является несостоятельным.

 

1.2. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).

Из пояснений представителя заказчика, данных на заседании Комиссии, следует, что наличие в реестре российского программного обеспечения программного обеспечения, соответствующего требованиям заказчика, возлагает обязанность на заказчика установить запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить, что пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее – реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее – программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 для целей применения пункта 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Тем самым, обязанность заказчика установить запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 зависит не от нахождения программного обеспечения в реестре российского программного обеспечения, а от обстоятельства, когда объектом осуществления закупки является поставка программного обеспечения, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программное обеспечение.

Принимая во внимание, что объектом рассматриваемой закупки является поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети и проектом контракта рассматриваемой закупки не предусмотрено, что в результате исполнения контракта в указанную систему подлежит установке программное обеспечение, довод жалобы заявителя о неправомерном не установлении в извещении о закупке запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, является несостоятельным.

 

2. Относительно соблюдения заказчиком требований Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заявителя, что заказчик самостоятельно оценивает возможность обеспечения минимальной доли закупок, предусмотренной статьей 30.1 Закона о контрактной системе, с учетом планируемых в течение текущего календарного года закупок. Положения указанной нормы не обязывают заказчика приобретать в текущем отчетном году во всех закупках исключительно оборудование с характеристиками, соответствующими только российскому товару.

Более того, органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 определено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 положения настоящего постановления о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок применяются заказчиками при подготовке таких отчета и обоснования с 1 января 2022 г.

Следовательно, оценка действиям заказчика в части исполнения требований Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 может быть дана, во-первых, исключительно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, во-вторых, в следующем после осуществления закупки году.

Учитывая, что в рамках рассмотрения доводов жалобы по конкретной закупке Комиссия не обладает полномочиями по проверке соблюдения закупок заказчиков, осуществляемых, в том числе, в текущем календарном году, рассмотрение доводов жалобы в отношении возможного нарушения заказчиком Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 не может быть осуществлено.

Заявителю разъясняется право самостоятельно обратиться в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок, с приложением соответствующих доказательств в обоснование своих доводов.

Более того, заявку на участие в закупке заявитель не подавал, доказательств нарушения действиями (бездействием) ГБУЗ «ЧОКБ» прав и законных интересов участников закупки не представлено.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу АО «МедЛига» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети (извещение № 0869200000224005787) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

А.А. Козлова

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

2024-11038

 

 

Связанные организации

АО "МЕДЛИГА"
ИНН 7840098139, ОГРН 1217800168266
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ГБУЗ "ЧОКБ"
ИНН 7453013642, ОГРН 1027403900039