Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ВЛ/7843/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-1173/2023 по делу № 60-ВП/2023 от 16 июня 2023 г.

Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 5 г. Челябинск»

454002, г. Челябинск, ул. Российская, 20

 

ООО Торгово-промышленная компания «Аксиома-Сибирь»

660041, г. Красноярск-41,

пр. Свободный, 66, оф. 406

660099, г. Красноярск-99, а/я 2438

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Комиссия по осуществлению закупок

(извещение № 0369300044523000093)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-1173/2023

по делу № 60-ВП/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО Торгово-промышленная компания «Аксиома-Сибирь» (далее – ООО «ТПК «Аксиома-Сибирь», заявитель) о проведении внеплановой проверки действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку товаров (Ректоскоп для трансанальной эндоскопической микрохирургии/трансанальных эндоскопических операций, оптический) (извещение № 0369300044523000093), в присутствии посредством видеоконференцсвязи (в заседании Комиссии 26.05.2023):

- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 5 г. Челябинск» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., <…>., действующего на основании доверенностей б/н от 24.05.2023;

- представителей Заявителя: <…>., <…>., действующих на основании доверенностей;

- в отсутствие представителей Заказчика и Заявителя на заседании Комиссии 14.06.2023, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 10.05.2023 поступило обращение ООО «ТПК «Аксиома-Сибирь» о наличии признаков нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на поставку товаров (Ректоскоп для трансанальной эндоскопической микрохирургии/трансанальных эндоскопических операций, оптический) (извещение № 0369300044523000093) (далее – закупка).

В соответствии с положениями Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), проведение внеплановой проверки по доводам обращения антимонопольным органом назначено на 26.05.2023.

В соответствии с пунктом 5 Правил в целях получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки продлен на 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного пунктом 5 Правил.

В ходе проведения проверки 26.05.2023, 02.06.2023 в заседании Комиссии объявлялся перерыв.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 27.04.2023 в 13:44.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 170 433,33 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 05.05.2023 09:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369300044523000093 от 10.06.2023 победителем аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 114170181, с предложением о цене контракта 169 581,16 рублей.

Контракт с победителем закупки заключен 22.05.2023.

По мнению Заявителя, в описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования которые ограничивают возможное участие Заявителя в данной закупке:

1) тип механизма фиксации защитной крышки, насадки с корпусом тубуса «Байонет».

По мнению Заявителя, данное обязательное требование не содержится в КТРУ, следовательно, при выборе определенной характеристики заказчик обязан обосновать использование данной характеристики, либо предложить к поставке эквивалент (аналог). Основное назначение механизма фиксации байонет – быстрая фиксация съёмных элементов (крышка, оптическое устройство и т.д.), при этом на соответствующем товарном рынке представлен также и иной механизм фиксации типа «EASY LOCK» – крупномодульная многозаходная резьба, подходящий которая обеспечивает надёжное и быстрое крепление съёмных элементов при повороте от 60 до 100 градусов, без необходимости предварительной ориентации относительно корпуса тубуса.

2) материал корпуса ручки электроизолированной – Полипропилен.

Заявитель считает, что данная характеристика объекта закупки также является излишней, поскольку материал корпуса ручки может быть также изготовлен из иного материала, который должен обеспечивать одну из основных характеристик рукоятки электроизолированной - невозможность поражения электрическим током при использовании.

По мнению Заявителя, указанные характеристики не содержатся в описании товара по КТРУ, и извещением об осуществлении закупки не содержит обоснования использования данных дополнительных характеристик, что не соответствует статье 23 Закона о контрактной системе и пунктам 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145).

Заказчик представил письменные возражения по доводам обращения, в которых указал следующее.

На основании п. 5 письма Минфина № 24-06-05/74463 от 25.08.2020 в случае, если запись каталога не содержит описания товара, работы, услуги, то необходимо самостоятельно установить характеристики объекта закупки.

В связи с отсутствием характеристик и их значений в описании товара, установленных в каталоге товаров, работ и услуг (КТРУ) и необходимостью полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 ФЗ №44-ФЗ Заказчик применяет характеристики для более детального описания потребности Заказчика.

В позицию кода КТРУ 32.50.13.190-00007507 «Ректоскоп для трансанальной эндоскопической микрохирургии/трансанальных эндоскопических операций, оптический» не включены характеристики описания товара, таким образом в описании объекта закупки указаны характеристики, соответствующие потребностям Заказчика.

При этом, Тип механизма фиксации защитной крышки, насадки с корпусом тубуса «Байонет», отличается от иных механизмов фиксации следующими характеристиками:

- быстрая фиксация съёмных элементов (крышка, оптическое устройство, ик т.д.) путем соединения элементов и поворота на 30 градусов, которые можно легко или отстыковать;

- данный крепежный узел легко чистить и качественно стерилизовать;

- при работе хирурга им невозможно повредить перчатки (в отличие от резьбового соединения при закручивании).

У Заказчика в наличии ректоскопы с подобным соединением и взимозаменяемыми рабочими элементами, что способствует сокращению время между операциями, поскольку уменьшается время на стерилизацию;

- подобное крепление сменных элементов тубуса используется большинством отечественных производителей ректоскопов (в том числе, ООО «Линза», ООО «Оптимед», ООО «Кварц») и не является уникальным.

В отношении характеристики «материал корпуса ручки электроизолированной – Полипропилен», содержащейся в описании объекта закупки, Заказчик поясняет, что причинами выбора являются следующие свойства данного материала:

- основное назначение электроизолированного материала - обеспечение невозможности поражения электрическим током врача и пациента во время операции, такими свойствами обладает полипропилен;

- полипропиленовая ручка обладает эргономичными свойствами, не скользит в руке при хвате;

- поддается качественной стерилизации;

Кроме того, Заказчик отмечает, что ручка из полипропилена для тубусов используется большинством отечественных производителей ректоскопов (в том числе, ООО «Линза», ООО «Оптимед», ООО «Кварц»).

В письменных пояснениях Заказчиком представлена сравнительная таблица товаров различных производителей, а именно: Ректоскопы с волоконным световодом Ре-ВС-3 ОАО «Оптимед», Россия, Ректоскоп с волоконным световодом Ре-ВС-02 ЗАО «Линза», Россия, Ректоскоп с волоконным световодом и обтуратором Ре-ВС-20- «Квард», ООО НПФ "КВАРЦ", Россия.

Доводы обращения Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В пункте 5 Правил использования № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции.

При этом, согласно подпункту «г» пункта 10 Правил формирования заказчики обязаны применять информацию, содержащую описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Объектом закупки является Ректоскоп для трансанальной эндоскопической микрохирургии/трансанальных эндоскопических операций, оптический, код по КТРУ 32.50.13.190-00007507, который описание товара не содержит.

В этой связи, в извещении об осуществлении закупки Заказчиком указано «Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: характеристики занесены в связи с отсутствием характеристик в КТРУ».

Описание объекта закупки, в том числе, содержит следующие требования к товару:

- тип механизма фиксации защитной крышки, насадки с корпусом тубуса «Байонет»;

- материал корпуса ручки электроизолированной – Полипропилен.

Из сведений, размещенных в информационно –коммуникационной сети «Интернет», следует, что байонетное крепление (для электрического использования) представляет собой крепежный механизм , состоящий из цилиндрической охватываемой стороны с одним или несколькими радиальными штифтами. , и охватывающий рецептор с соответствующими L-образными прорезями и с пружиной (пружинами), чтобы удерживать две части вместе. Прорези имеют форму заглавной буквы L с засечками.(короткий восходящий отрезок на конце горизонтального плеча); штифт скользит в вертикальное плечо буквы L, вращается вокруг горизонтального плеча, затем пружина слегка толкает вверх в короткую вертикальную «засечку»; разъем больше не может свободно вращаться, если его не надавить на пружину до тех пор, пока штифт не выйдет из «засечки».

При этом, байонетное крепление является стандартным креплением во многих странах мира.

Доказательства идентичности характеристик креплений типа «Байонет» и типа «EASY LOCK», с позиции достижения Заказчиком результата закупки, также, как и доказательств отсутствия объективной потребности Заказчика в медицинском изделии с креплением типа «Байонет», Заявителем в составе обращения, на заседаниях Комиссии не представлены.

Исходя из сведений о физических свойствах полипропилена и полиэтилена (в том числе, марки ТУТнг) Комиссии, не имеющей специальных познаний в данной сфере, невозможно сделать однозначный вывод о соответствии указанных материалов по степени электропроводности.

Доказательства идентичности характеристик полипропилена и полиэтилена марки ТУТнг (Термо Усаживаемая Трубка Не Горючая), с позиции достижения Заказчиком результата закупки, также, как и доказательств отсутствия объективной потребности Заказчика в медицинском изделии с материалом корпуса ручки электроизолированной – полипропилен, Заявителем в составе обращения, на заседаниях Комиссии не представлены.

Заказчиком в материалы дела представлен сравнительный анализ характеристик товаров нескольких производителей.

Доказательства того, что описание объекта закупки, содержащее оспариваемые Заявителем характеристики, соответствует товару единственного определенного производителя, Заявителем в составе обращения, на заседаниях Комиссии не представлены.

Антимонопольный орган также отмечает, что Заявитель заявку на участие в аукционе не подавал, что свидетельствует об отсутствии его материально-правовой заинтересованности.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушений Заказчиком положений законодательства о контрактной системе.

Доводы обращения Заявителя не находят своего подтверждения, не доказаны.

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

Доводы обращения Заявителя не находят своего подтверждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

2023-8884

 

 

Связанные организации

ГБУЗ «ГКБ № 5 г.Челябинск»
ИНН 7447015313, ОГРН 1027402331769
ООО ТПК "Аксиома-Сибирь"
ИНН 2463066115, ОГРН 1042402193460
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666