Решение №2628/05 РЕШЕНИЕ по жалобе № № 074/10/18.1-361/2020 от 11 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по жалобе № № 074/10/18.1-361/2020
05 марта 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
.... – руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
.... – начальник отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; .... – главный специалист - эксперт отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу гражданина на действия организатора торгов ООО «Максона» при проведении по продаже имущества, обращенного в собственность государства, извещение №270120/8968420/01, лоты №1-16 (далее – торги), в отсутствие представителей заявителя, организатора торгов, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - Росимущество), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба гражданина (вх. № 2424 от 25.02.2020) на действия организатора торгов ООО «Максона» при проведении торгов по продаже имущества, обращенного в собственность государства, извещение №270120/8968420/01, лоты №1-16.
В жалобе заявитель указывает, что при проведении торгов отсутствовала регистрация заявок участников, организатор торгов не уведомлял участников о приеме и регистрации заявок, не опубликован протокол поступления, рассмотрения заявок и результатов торгов, цена имущества является необоснованно низкой.
ООО «Максона» направило в адрес антимонопольного органа пояснения по доводам, изложенным в жалобе, указав, что заявки принимались организатором торгов по адресу электронной почты maksona74@mail.ru в период с 28.01.2020 по 10.02.2020.
В пояснениях также указано, что на официальном сайте www.torgi.gov.ru отсутствует техническая возможность размещения протокола, принятого по результатам торгов.
Изучив доводы жалобы, пояснения организатора торгов, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, определен Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица (организаторов торгов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанное Положение содержит порядок реализации имущества стоимостью 10 тысяч рублей и менее, а также стоимостью свыше 10 тысяч рублей.
При этом, подробный порядок реализации имущества, стоимостью менее 10 тысяч рублей утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития России от 02.08.2017 № 396 «Об утверждении Порядка реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, оценочная стоимость которых составляет 100 тыс. рублей и менее» (далее – Приказ №396).
Приказ № 396 устанавливает правила реализации движимого имущества (за исключением акций, долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, оценочной стоимостью 100 тыс. рублей и менее в электронной форме.
Таким образом, при реализации имущества стоимостью от 10 до 100 тысяч рублей применяется Порядок, утверждённый Постановлением Правительства № 909 (в соответствии с иерархией нормативно-правовых актов), а при реализации имущества стоимостью менее 10 тысяч рублей применяется Приказ № 396 в части, не противоречащей Порядку, установленному Постановлением № 909.
Росимущество своим поручением от 26.12.2019 № 17095 поручило ООО «Максона» осуществить процедуру реализации имущества, обращенного в собственность государства.
ООО «Максона» 27.01.2020 опубликовало информационное сообщение о продаже имущества на сайте www.torgi.gov.ru извещение №270120/8968420/01.
Дата начала подачи заявок: 28.01.2020.
Дата окончания подачи заявок: 10.02.2020.
Согласно протоколу окончания приема и регистрации заявок от 11.02.2020 №1 на участие в торгах поступило следующее количество заявок.
№ лота |
Цена продажи имущества |
Количество поданных заявок |
Дата и время поступления первой заявки |
Дата и время регистрации первой заявки |
1 |
214 |
14 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
2 |
100 |
3 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
3 |
100 |
3 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
4 |
86 |
25 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
5 |
86 |
28 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
6 |
86 |
25 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
7 |
86 |
27 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
8 |
86 |
26 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
9 |
86 |
26 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
10 |
75 |
30 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
11 |
45 |
28 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
12 |
45 |
28 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
13 |
150 |
24 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
14 |
75 |
28 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
15 |
75 |
27 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
16 |
150 |
23 |
28.01.2020 в 00.23 |
28.01.2020 в 10.00 |
В силу пункта 5 Порядка реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет 10 тыс. рублей и менее, осуществляется путем продажи лицу, подавшему заявку на участие в реализации имущества первым.
Протоколом окончания приема и регистрации заявок от 11.02.2020 №1 победителем по всем лотам признана ...., которая первой направила в адрес организатора торгов свою заявку.
- В силу пункта 12 Приказа № 396 заявки подлежат обязательной регистрации продавцом или организатором реализации в журнале приема заявок, который ведется в бумажном и электронном виде, с соблюдением последовательности поступления заявок на электронную почту, адрес которой указан в соответствующем информационном сообщении о реализации имущества, с указанием порядкового номера, наименования юридического лица (фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) физического лица), подавшего заявку, даты и точного времени (с точностью до секунды) их поступления с приложением подтверждающей указанную информацию распечатки из электронной почты.
Заявка считается поданной с момента ее регистрации в журнале приема заявок (пункт 13 Приказа № 396).
Пунктом 14 Приказа № 396 определено, что подтверждение регистрации заявки направляется продавцом или организатором реализации в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты претендента.
Согласно пункту 16 Приказа № 396 решение о приеме или отказе в приеме заявки, а также о реализации имущества принимается Продавцом или организатором торгов на следующий рабочий день после окончания срока приема заявок, указанного в соответствующем информационном сообщении о реализации имущества, и оформляется соответствующим протоколом.
В силу пункта 24 Приказа № 396 не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о реализации имущества покупателю, Продавец или организатор реализации размещает информационное сообщение об итогах реализации имущества на официальных сайтах, а также направляет претенденту, признанному покупателем имущества, на указанный в заявке данного претендента адрес электронной почты уведомление о признании его покупателем имущества с предложением подписать договор купли-продажи имущества в установленные сроки.
Совокупное толкование пунктов 16 и 24 Приказа № 396 позволяет прийти к выводу, что на сайте www.torgi.gov.ru публикуется информационное сообщение об итогах реализации имущества.
При этом, пунктом 23 Приказа № 396 определено, что в протоколе об итогах реализации имущества указываются:
- сведения обо всех поступивших заявках в объеме сведений, предусмотренных пунктом 11 Приказа № 396, а также места нахождения юридического лица (места жительства физического лица), подавших заявку;
- наименование и место нахождения юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и место жительства физического лица), чья заявка была подана первой.
Из материалов дела следует, что заявитель направил по адресу электронной почты ООО «Максона» и Росимущества заявки, что подтверждается соответствующими скриншотами, однако не получил ни от организатора торгов, ни от Росимущества соответствующее уведомление о регистрации заявок в нарушение пункта 14 Приказа № 396.
Более того, исходя из протокола окончания приема и регистрации заявок в нарушение пункта 12 Приказа № 396 заявки заявителя вообще не были зарегистрированы.
Также из материалов дела следует, что в нарушение пункта 24 Приказа № 396 протокол об итогах реализации имущества не размещен на сайте torgi.gov.ru, что исключило возможность участников закупки ознакомиться с результатами торгов.
Довод ООО «Максона» о том, что соответствующий протокол не размещен на сайте www.torgi.gov.ru в связи отсутствием технической возможности размещения протокола, не может быть принят во внимание, поскольку организатор торгов не представил в антимонопольный орган доказательства, подтверждающие указанный довод (скриншоты, свидетельствующие об отсутствии возможности размещения соответствующей информации, обращения в техническую поддержку сайта).
ООО «Максона», как профессиональный организатор торгов, не обеспечил возможность участников торгов ознакомиться в полном объеме с результатами торгов.
Вместе с тем, довод о том, что на сайте www.torgi.gov.ru не опубликован протокол поступления и регистрации заявок, является не обоснованным, поскольку законодательство не вменяет организатору торгов обязанность опубликования соответствующей информации.
Таким образом, доводы жалобы гражданина являются обоснованными в части неуведомления участника о регистрации его заявок, а также неопубликования на сайте torgi.gov.ru протокола об итогах реализации имущества.
- В силу пункта 23 Приказа № 396 в протоколе об итогах реализации имущества указываются:
- сведения обо всех поступивших заявках в объеме сведений, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, а также места нахождения юридического лица (места жительства физического лица), подавших заявку;
- наименование и место нахождения юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и место жительства физического лица), чья заявка была подана первой.
В свою очередь пунктом 11 Приказа № 396 определено, что заявка составляется на русском языке и должна содержать следующие сведения:
- наименование, организационно-правовую форму, адрес места нахождения, почтовый адрес юридического лица;
- фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии), адрес места нахождения, почтовый адрес индивидуального предпринимателя;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места фактического проживания и регистрации физического лица;
- номер контактного телефона, адрес электронной почты, на который будут направляться Продавцом или организатором реализации уведомления о результатах рассмотрения заявки;
- согласие на обработку и хранение персональных данных для физических лиц;
- согласие на приобретение и оплату имущества по начальной или сниженной цене продажи имущества и иные условия приобретения, указанные в информационном сообщении о реализации имущества;
- согласие на заключение договора купли-продажи имущества, проект которого прилагается к информационному сообщению о реализации имущества;
- согласие на получение имущества после его полной оплаты в порядке и сроки, которые установлены договором купли-продажи имущества.
Вместе с тем, в нарушение пункта 23 Приказа № 396 протокол об итогах реализации имущества от 11.02.2020 №1 не содержит информацию об адресах мест нахождения, почтовых адресах юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о том, содержит ли заявка информацию о согласии на обработку и хранение персональных данных для физических лиц, на приобретение и оплату имущества по начальной или сниженной цене продажи имущества и иные условия приобретения, указанные в информационном сообщении о реализации имущества, на заключение договора купли-продажи имущества, проект которого прилагается к информационному сообщению о реализации имущества, на получение имущества после его полной оплаты в порядке и сроки, которые установлены договором купли-продажи имущества.
- Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 1041, определено, что функции по определению начальной цены продажи, размера задатка, утверждение формы заявки, величины повышения начальной цены, существенных условий договора купли-продажи имущества, утверждение проекта договора купли-продажи имущества, определение условий аукционов и их изменение, подписание договора купли-продажи имущества, назначение уполномоченного представителя осуществляются исключительно продавцом.
Пунктом 6 Приказа № 396 определены также иные полномочия, которые не могут быть переданы продавцом организатору торгов:
- установление начальной цены продажи имущества, а также определяет цену продажи имущества на каждом этапе снижения (далее - сниженная цена продажи имущества) при реализации имущества в соответствии с настоящим Порядком;
- утверждение электронную форму заявки на участие в реализации имущества;
- организация подготовки и размещение информационных сообщений о реализации имущества и ее итогах;
- расчеты с покупателем;
- обеспечение передачи имущества покупателю.
Из материалов дела следует, что извещение о проведении торгов опубликовано ООО «Максона», а не Росимуществом.
Таким образом, в действиях Росимущества содержится нарушение организации проведения торгов, предусмотренного пунктом 6 Приказа № 396, в части передачи ООО «Максона» функций по размещению информационных сообщений о реализации имущества и ее итогах.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать доводы жалобы гражданина на действия организатора торгов ООО «Максона» при проведении по продаже имущества, обращенного в собственность государства (извещение №270120/8968420/01), обоснованной в части неуведомления участника о регистрации его заявок, а также неопубликования на сайте torgi.gov.ru протокола об итогах реализации имущества.
- Признать в действиях ООО «Максона» нарушения порядка проведения торгов, предусмотренного пунктами 12, 14, 23, 24 Порядка реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, оценочная стоимость которых составляет 100 тыс. рублей и менее, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 02.08.2017 № 396.
- Признать в действиях Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях нарушение организации проведения торгов, предусмотренного пунктом 6 Порядка реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, оценочная стоимость которых составляет 100 тыс. рублей и менее, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 02.08.2017 № 396.
- Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства не выдавать, поскольку договор по результатам торгов заключен.
- Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц производства по делам об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии ...
Члены Комиссии ...
...
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.