Решение (комиссия) №ВЛ/14961/23 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2479/2023 об отказе во включении сведен... от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной психоневрологический диспансер» (ГБУЗ «ОПНД»)

456304, Челябинская область, г. Миасс

ул. Гвардейская, д. 2

ks.opnd@mail.ru, psixdispanser@inbox.ru

 

Индивидуальный предприниматель

Соколов Андрей Викторович

454138, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Куйбышева, 69-43

ubhim174@gmail.com

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23 А, 25 этаж, помещение 1

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2479/2023

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

по делу № РНП-74-410/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2023

В полном объеме решение изготовлено 26.10.2023

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

 

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Областной психоневрологический диспансер» (далее – заказчик, ГБУЗ «ОПНД») о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Соколове Андрее Викторовиче (далее – ИП Соколов А.В., индивидуальный предприниматель, участник закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением ИП Соколова А.В. от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона №ИЭА1 на поставку хозяйственных товаров (мыла, чистящего порошка, освежителя воздуха) (извещение № 0369200026423000092) (далее – аукцион), при дистанционном участии:

- представителя ГБУЗ «Областной психоневрологический диспансер», действующего на основании доверенности от 20.10.2023;

- индивидуального предпринимателя Соколова Андрея Викторовича, действующего на основании паспорта,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 18.10.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Соколове А.В., в связи с уклонением ИП Соколова А.В. от заключения контракта.

Извещение 0369200026423000092 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 29.09.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта – 24 928, 80 рублей.

В соответствии с доводами обращения заказчика ИП Соколовым А.В. в регламентированный срок не был подписан на электронной площадке проект контракта. В связи с этим ИП Соколов А.В. признан уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пояснениям ИП Соколова А.В. контракт не был подписан в регламентированный срок в связи с тем, что 17.10.2023 г. ИП Соколов А.В. находился в командировке в г. Кургане, в связи с поставкой товаров в ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава России.

Вместе с тем, по мнению ИП Соколова А.В. он не уклонялся от заключения контракта, предпринял действия, направленные на заключение контракта с заказчиком.

 

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.

В силу пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Исходя из содержания пункта 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

В силу подпункта «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Согласно материалам дела победителем рассматриваемой закупки признан ИП Соколов А.В. с ценовым предложением 18 500, 00 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 25,79 %).

Протокол подведения итогов определения поставщика размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 09.10.2023.

Заказчиком 11.10.2023 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.

Согласно материалам дела индивидуальным предпринимателем 16.10.2023 на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки) размещен протокол разногласий в части корректировки НДС и заполнения спецификации к контракту.

Заказчиком 17.10.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован доработанный проект контракта.

Вместе с тем, ИП Соколов А.В. 18.10.2023, в регламентированный срок, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

ИП Соколов А.В. 19.10.2023 признан уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, заказчиком 19.10.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован протокол о признании ИП Соколова А.В. уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пояснениям ИП Соколова А.В. регламентированный срок подписания контракта пропущен в связи с командировкой в г. Курган. Индивидуальным предпринимателем 19.10.2023 в адрес заказчика по электронной почте направлено письмо с указанием обстоятельств, воспрепятствовавших подписанию проекта контракта в регламентированный срок.

При этом, индивидуальный предприниматель не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком, готов исполнить рассматриваемый контракт. У участника закупки имеется в наличии необходимый для поставки Заказчику товар (хозяйственные товары).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.

Кроме того, в силу подпункта «б» пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона № 44-ФЗ и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу нанесенному государственному заказчику с учетом соизмеримости допущенного нарушения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2021 N Ф09-2686/21 по делу N А60-11483/2020).

В данном случае, Комиссия считает необходимым отметить, что в силу подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе обязанность по указанию в проекте контракта характеристик предлагаемого участником закупки товара возложена на заказчика, а не на участника закупки. При этом, направление заказчиком участнику закупки проекта контракта, не содержащего указанные характеристики, привело к необходимости формирования индивидуальным предпринимателем протокола разногласий, что, в свою очередь, могло повлиять на срок подписания участником закупки проекта контракта, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен подписать контракт в срок не позднее одного рабочего дня после размещения заказчиком доработанного проекта контракта.

Более того, по мнению судов, необходимо учитывать то, что цена контракта является незначительной в сравнении с совокупным объемом стоимости контрактов ИП Соколова А.В., для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности.

Также необходимо учитывать отсутствие какого-либо существенного вреда от допущенного нарушения интересам заказчика, поскольку контракт по спорной закупке может быть заключен с иным поставщиком. Так, в аукционе участвовало 6 участников, все заявки соответствуют требованиям извещения. 23.10.2023 г. заказчиком размещён проект контракта для подписания вторым участником закупки – ИП Киреевым Олегом Евгеньевичем на сумму 18 975,35 руб.

С учетом того, что ИП Соколов А.В. не отказывался от заключения контракта, о чем может свидетельствовать направление участником закупки протокола разногласий, с учетом готовности участника закупки заключить и исполнить рассматриваемый контракт, а также учитывая несоразмерность санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков и допущенного ИП Соколовым А.В. нарушения, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о не включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Областной психоневрологический диспансер» в отношении индивидуального предпринимателя Соколова Андрея Викторовича (ИНН), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-17082

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "Областной психоневрологический диспансер"
ИНН 7415005680, ОГРН 1027400871410
ИП Соколов Андрей Викторович
ИНН 744810506206, ОГРН 315744800009655
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666