Предостережение №АК/2068/21 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ № 01-07/201 О НЕДОПУСТИМОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙС... от 20 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главное управление Федеральной
службы исполнения наказаний по
челябинской области
ул. III Интернационала, д. 116,
г. Челябинск, 454091
gufsin@74.fsin.gov.ru

 

 

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ № 01-07/201
О НЕДОПУСТИМОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ
ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В связи с размещением в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на
официальном сайте Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по
челябинской области (далее — ГУ ФСИН России по Челябинской области)
https://74.fsin.gov.ru информации о преимуществах закупки у единственного поставщика,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее –
Челябинское УФАС России) на основании статьи 25.7 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предостерегает
ГУ ФСИН России по Челябинской области от совершения планируемых действий в связи с
тем, что такое поведение может привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции.
Указанная позиция антимонопольного органа основана на следующем.
Специалистами Челябинского УФАС России в рамках осуществления полномочий
за соблюдением требований антимонопольного законодательства при проведении осмотра
официального сайта ГУФСИН России по Челябинской области https ://74 . fsin . gov . ru
установлено размещение в разделе «Производственная деятельность» информации
следующего содержания: «ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!», «Основные
направления деятельности» «Металлобработка», «Деревообработка», «Продукты питания»,
«Легкая промышленность», «Сельское хозяйство» далее присутствуют активные кнопки
«Каталог продукции», «Прайс-лист», «Производственные возможности», «Образец
типового договора».
Ниже приведена информация:
«Наши преимущества!
1
2021-2445
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» с учре-
ждениями УИС возможно заключение контрактов, как с единственным поставщиком.
Закупка у единственного поставщика позволит:
- заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
-минимизировать риск нарушения процедуры заключения контракта (например
из-за возникновения технических сбоев);
- предотвратить отвлечение значительных ресурсов на проведение процедуры
заключения контракта;
- сократить время и упростить процедуру закупки по сравнению с конкурент-
ными способами определения поставщика.»,
а также далее размещена контактная информация Главного управления и подведом-
ственных ему исправительных учреждений.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд
в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров,
работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок,
предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,
регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на
положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего
Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные
в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других
федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать
настоящему Федеральному закону.
Целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономи-
ческого пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения по-
требностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, ка-
чества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возмож-
ностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд
заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обес-
печение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупо-
треблений.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридиче-
ских лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организаци-
онно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения
капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на
стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или
несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника
закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с
положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)
установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с пла-
ном-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муници-
пальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах
лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).
Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция
при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовест-
ной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления луч-
ших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их
должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий,
участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о
контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к
необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о
контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказ-
чиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения
извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государ-
ственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муници-
пальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направ-
ления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
и завершаются заключением контракта.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при
осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя).
Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполни-
телей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются конкурсы, аукционы,
запрос котировок, запрос предложений.
Законодатель определяет конкурентные способы определения поставщиков (подряд-
чиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к кон-
курентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволя-
ет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия ис-
полнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции
между участниками закупки.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что
заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому
лицу. При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных
способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предло-
жений) заказчик не проводит.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ
определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответ-

ствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совер-
шать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к кон-
курентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет
принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим такое намерение, и
предложить лучшие условия исполнения контракта и (или) наименьшую цену контракта,
что исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик во всех
случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением слу-
чаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан
проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ,
услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации,
либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом госу-
дарственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением слу-
чаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложе-
ний, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с уче-
том требований названного закона.
При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказ-
чик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров,
работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполни-
теля) определены в статье 93 Закона о контрактной системе, в том числе пункт 11 части 1
названной нормы предусматривает возможность осуществления закупки у единственного
поставщика в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осу-
ществляются учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы, в том
числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уго-
ловно-исполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвер-
жденным Правительством Российской Федерации.
Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщи-
ком (подрядчиком, исполнителем) не должно восприниматься им как произвольные дей-
ствия, а, напротив, отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повы-
шение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,
предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защи-
те конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполни-
тельной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, орга-
нам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов орга-
нам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных
или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центрально-
му банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять дей-
ствия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению,
устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами слу-
чаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности
запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-
либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в от-
ношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных
видов товаров;
2) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих
субъектов, которые предоставляют такие товары;
3) создание дискриминационных условий.
Несмотря на то, что действующее законодательство предусматривает возможность
заключения контракта с исправительными учреждениями как с единственным поставщи-
ком, указанная возможность не должна быть использована заказчиками с целью обхода
проведения конкурентных процедур.
По мнению антимонопольного органа, размещение ГУ ФСИН России по Челя-
бинской области информации о возможности заключения контрактов на основании поло-
жений пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с использованием выра-
жений: «Наши преимущества!», «Закупка у единственного поставщика позволит… мини-
мизировать риск нарушения процедуры… сократить время и упростить процедуру закупки
по сравнению с конкурентными способами определения поставщика…» нивелирует значи-
мость проведения конкурентных способов закупки, содержит сравнительную характери-
стику негативной окраски в отношении необходимых и законных способов осуществления
закупки, что способно повлечь со стороны потенциальных заказчиков сделать выбор в
пользу закупки у единственного поставщика в то время, как законодательно установлен
приоритет конкурентных способов.
ГУ ФСИН России по Челябинской области не имеет правовых оснований определять
общие условия обращения товаров на каком-либо товарном рынке.
Необходимо отметить, что осуществление закупки на основании положений статьи
93 Закона о контрактной системе является правом заказчика, однако при нормальных усло-
виях осуществления закупочных процедур заказчику необходимо сделать выбор в пользу
осуществления таких закупок конкурентным способом.
Особенный характер заключения контракта с исправительными учреждениями как с
единственным поставщиком также находит свое отражение в письме Министерства эконо-
мического развития Российской Федерации от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что
осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основа-
нии статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная нор-
ма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесо-
образности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, ис-
полнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
В рассматриваемом случае информация, присутствующая на официальном сайте ГУ
ФСИН России по Челябинской области не содержит отсылки, что возможность заключения
контракта на основании положений пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной си-
стеме, может быть реализована только в исключительных случаях. Напротив, приводя
сравнение с конкурентной процедурой, ГУ ФСИН России по Челябинской области в вы-
игрышном свете описывает процедур заключения контракта с исправительными учрежде-
ниями как с единственным поставщиком.
Таким образом, действия ГУ ФСИН России по Челябинской области по размещению
в сети «Интернет» на официальном сайте https ://74 . fsin . gov . ru информации приведенного
содержания о преимуществах закупки у единственного поставщика могут быть рассмотре-
ны антимонопольным органом как нарушение положений части 1

статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могут привести к ограничению конку-
ренции путем принятия решения заказчиками о способе осуществления закупки путем за-
ключения контрактов с исправительными учреждениями как с единственным поставщи-
ком, в случаях, когда действующим законодательством предусмотрено проведение таких
закупок конкурентным способом.
Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган направляет в письменной форме предостережения о
недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам
хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или
муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, публично заявляющим о
планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к
нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции в целях
предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган
направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа
исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении
государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда
предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые
могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Пункт 2.1. названной нормы устанавливает, что основанием для направления
предостережения должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,
организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
государственного внебюджетного фонда является информация о планируемых таким
должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению
антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для
возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В данном случае, основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного
законодательства или выдачи предупреждения у Челябинского УФАС России отсутствуют,
в связи с чем считаю необходимым в данной ситуации выдать предостережение ГУ ФСИН
России по Челябинской области о недопустимости нарушения части 1 статьи 15 Закона о
защите конкуренции.
Руководитель                                                                   А.А. Козлова
Исп.<...>
тел.8(351) 265-93-79 вн.074-170
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны