Решение б/н РЕШЕНИЕ от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоСервис»

ул. А. Костылева, д. 3, г. Бакал, Саткинский район, Челябинская область, 456900

teploservisbakal@gmail.com

 

Администрация Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области

ул. Ленина, д. 13, г. Бакал, Саткинский район, Челябинская область, 456900

finbak@mail.ru

 

Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Бакала»

ул. Андрея Костылева, д. 3, г. Бакал, Саткинский район, Челябинская область, 456901

mupukgkhbakal@yandex.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «УралЭнергоДевелопмент»

ул. Андрея Костылева, д. 3, стр. 3, г. Бакал, Саткинский район, Челябинская область, 456901

uedbakal@gmail.com

 

Муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис» Бакальского городского поселения

ул. Ленина, д. 13, оф. 1, г. Бакал, Саткинский район, Челябинская область, 456900

teploservisbakal@gmail.com

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «03» марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «15» марта 2021 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии

       <...>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

       <...>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

       <...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация), Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Бакала» (далее – МУП «УК ЖКХ г. Бакал», Предприятие) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее – ООО «Теплосервис», Заявитель) с заявлением на действия Администрации, выразившееся в лишении Заявителя статуса единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) и присвоении такого статуса МУП «УК ЖКХ г. Бакал».

 

Заявителем представлены документы и следующие письменные пояснения (вх. № 16496 от 23.11.2020, вх. № 18122 от 18.12.2020, вх. № 393/21 от 15.01.2021).

ООО «Теплосервис» в пояснениях указало, что по рассматриваемому в рамках настоящего дела вопросу неоднократно направляло в адрес Администрации запросы о разъяснении, в том числе факта передачи котельных а. Иркускан и п. Рудничное, лишении Заявителя статуса ЕТО и наделении таким статусом Предприятия и иное. Однако ни на один из таких запросов от Администрации в адрес ООО «Теплосервис» ответы не поступали, в связи с чем Общество вынуждено было обратиться с жалобой в Саткинскую городскую прокуратуру.

Только после вынесения представления Саткинской городской прокуратурой Администрацией направлены ответы на часть запросов Заявителя, которые фактически не разъясняют основания принятых в отношении ООО «Теплосервис» решений о лишении его статуса ЕТО, указывая, что оснований для отмены Постановлений, которыми ООО «Теплосервис» было лишено указанного статуса, соответственно, Предприятие наделено, отсутствуют, при этом, не указывая конкретных норм действующего законодательства. 

Также в пояснениях Заявителя содержится указание на неоднократное совершение Администрацией и МУП «УК ЖКХ г. Бакал» действий, направленных на присвоение Предприятию статуса ЕТО, в частности повторные действия Администрации по изданию Постановлений относительно лица, которое наделяется статусом ЕТО, актуализация схемы с нарушением предусмотренных законодательством требований, что фактически также указывает на направленности смены лица, обладающего статусом ЕТО.

Также ООО «Теплосервис» указывает, что обращения потребителей по вопросу лишения его статуса ЕТО и наделения таким статусом МУП «УК ЖКХ г. Бакал» в его адрес не поступали, ввиду принятия Обществом оперативных мер по обращению в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Администрации с одновременным направлением ходатайств о принятии судом обеспечительных мер, что не допустило фактического вступления в силу и реализации принятых решений, в связи с чем на права и обязанности потребителей это не смогло повлиять.

   

Администрацией представлены документы и следующие письменные пояснения (вх. № 16475 от 23.11.2020, вх. № 554/21 от 19.01.2021,вх. № 2166/21 от 15.02.2021).

Между Администрацией и МУП «Теплосервис» 01 февраля 2018 года заключен договор № 3 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплосервис» Бакальского городского поселения», в который дополнительными соглашениями № от 06.02.018, № 2 от 01.04.2018, № 3 от 31.05.2018, № 4 от 10.01.2019, № 5 от 24.01.2019, № 6 от 20.08.2019, № 7 от 30.06.2020 вносились изменения в части закрепления и исключения имущества. В настоящее время указанный договор не действует, имущество изъято и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «УК ЖКХ г. Бакал».

Работа управляющих и ресурсоснабжающих организаций на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области  по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2020-2021 велась согласно графику работ таких организаций. В целях мониторинга проведенных названными организациями мероприятий по подготовке к отопительному периоду проведены совещания при Главе Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, в процессе которых руководители отчитались о проделанной работе, результаты которых протокольно не оформлялись. Дорожная карта проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2020-2021 на территории поселения не утвреждалась.

В адрес Администрации от Предприятия 16 ноября 2020 года поступило заявление о присвоении статуса ЕТО, в связи с передачей ему на праве хозяйственного ведения котельных поселков Иркускан и Рудничное.

В связи с изменением зоны деятельности ЕТО (передача котельных поселков Иркускан и Рудничное МУП «УК ЖКХ г. Бакал») возникла необходимость внесения дополнительного вида экономической деятельности МУП «УК ЖКХ г. Бакал», а именно: 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование».

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18 ноября 2014 года по делу № А76-28213/2014 возбуждено производство по делу о банкротстве МУП «УК ЖКХ г. Бакал». В соответствии с Решением суда по указанному делу Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство.

26 октября 2016 года, в связи с погашением всех требований кредиторов производство по делу о признании МУП «УК ЖКХ г. Бакал» банкротом прекращено.

МУП «УК ЖКХ г. Бакал» 25 марта 2020 года обратилось в адрес Администрации с письмом о дополнении видов осуществляемой деятельности 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование».

01 апреля 2020 года данное Предприятие обратилось в Администрацию с заявление о наделении имуществом, необходимым для осуществления теплоснабжения на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области.

Как указывает Администрация основанием для лишения ООО «Теплосервис» статуса ЕТО и наделение таким статусом МУП «УК ЖКХ г. Бакал» послужило изменение зоны деятельности ЕТО (передача котельных поселков Иркускан и Рудничное МУП «УК ЖКХ г. Бакал»).

Также из пояснений Администрации следует, что в связи с передачей на праве хозяйственного ведения котельных поселков Иркускан и Рудничное Предприятию, были изменены границы зоны деятельности ЕТО, актуализирована Схема теплоснабжения, Постановлением Администрации № 100 от 15.07.2020 МУП «УК ЖКХ г. Бакал» присвоен статус ЕТО, что и послужило основанием для обращения Предприятия в адрес Министерства с заявлением об утверждении единого среднеотпускного тарифа на территории Бакальского городского поселения Сатксинксого муниципального района Челябинской области.

При этом, ООО «Теплосервис» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области о признании недействительным Постановления Администрации № 100 (дело № А76-20835/2020). Ввиду отмены Администрацией указанного Постановления путем принятия Постановления № 140 от 15.10.2020, рассмотрение судебного дела прекращено.

Вместе с тем, Постановлением Администрации № 141 от 15.10.2020 ООО «Теплосервис» признано утратившим статус ЕТО, а теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям предложено подать заявки о присвоении статуса ЕТО. Однако, ООО «Теплосервис», не согласившись с вынесенным Администрацией Постановлением № 141 от 15.10.2020, вновь обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании его недействительным (дело № А76-44876/2020). Ввиду отмены Администрацией указанного Постановления путем принятия Постановления № 203 от 17.12.2020, рассмотрение судебного дела прекращено.

Постановлением Администрации от 19.11.2020 № 157 утверждена актуализированная Схема, статус ЕТО присвоен МУП «УК ЖКХ г. Бакал» на основании Постановления Администрации № 158 от 19.11.2020. Администрацией приняты меры по отмене указанных Постановлений путем вынесения Постановлений от 17.12.2020 №№ 301 и 2020, ввиду обращения ООО «Теплосервис» с заявления в Арбитражный суд Челябинской области (дело № А76-48679/2020).

Как указывает Администрация, на сегодняшний день МУП «УК ЖКХ г. Бакал» осуществляет выработку тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии (котельные) «Интернат», «Калининская», «Северная», «Центральная» для ООО «Теплосервис», который является поставщиком тепловой энергии потребителям Бакальского поселения.

 

Предприятием представлены документы и следующие письменные пояснения (вх. № 16573 от 24.11.2020, вх. № 323/21 от 14.01.2021).

Между МУП «УК ЖКХ г. Бакал» и Обществом с ограниченной ответственностью «УралЭнергоДевелопмент» (далее – ООО «УралЭнергоДевелопмент») заключен договор аренды имущества № б/н от 01.04.2020, на основании которого переданы котельные в аренду Предприятию, в связи с чем в информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц внесено дополнение об осуществлении МУП «УК ЖКХ г. Бакал» видом деятельности 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование». При этом, Предприятие в пояснениях указывает, что внесение изменений в Устав в части дополнения указанным видом деятельности не требуется.

Предприятие деятельность по производству пара, распределению пара и горячей воды осуществляет с апреля 2020 года.

С целью установления тарифов на осуществление деятельности по теплоснабжению на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области МУП «УК ЖКХ г. Бакал» неоднократно обращалось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство), по результатам рассмотрения которых принято окончательное решение, оформленное письмом Министерства от 30.11.2020 № 07/6636 (выписка из Протокола заседания Правления Министерства от 27.11.2020 № 54), о том, что представленные Предприятием документы не могут рассматриваться как предложение об установление цен (тарифов) на тепловую энергию.

Предприятие указывает, что на сегодняшний день осуществляет выработку тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии «Интернат», «Калининская», «Северная», «Центральная» для ООО «Теплосервис», который является поставщиком тепловой энергии потребителям Бакальского городского послания Саткинского муниципального района Челябинской области.

Также МУП «УК ЖКХ г. Бакал» указывает, что им было подано заявление в Министерство на установление тарифа на тепловую энергию на коллекторах четырех котельных, по результатам рассмотрения которых Постановлением Министерства от 17.12.2020 № 63/4 установлены тарифы на теплоноситель, вырабатываемый МУП «УК ЖКХ г. Бакал» и поставляемый ООО «Теплосервис», Постановлением Министерства от 17.12.2020 № 63/9 установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии МУП «УК ЖКХ г. Бакал».

 

Муниципальным унитарное предприятие «Теплосервис» Бакальского городского поселения (далее – МУП «Теплосервис») представлены документы и письменные пояснения (вх. № от 16574 от 24.11.2020, вх. № 326/21 от 14.01.2021), суть которых сводится к следующему.

У МУП «Теплосервис» договорные отношения с ООО «Теплосервис» и ООО «УралЭнергоДевелопмент» отсутствуют.

Заключенный между Администрацией и МУП «Теплосервис» договор № 3 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.02.2018 не действует, имущество изъято и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «УК ЖКХ г. Бакал».

Изъятие имущества у МУП «Теплосервис» и передача его на праве хозяйственного ведения МУП «УК ЖКХ г. Бакал» осуществлено с целью снижения задолженности перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов, наличию у МУП «УК ЖКХ г. Бакал» достаточных ресурсов для подготовки к отопительному сезону и содержанию имущества.

Между МУП «УК ЖКХ г. Бакал» и МУП «Теплосервис» 01 июля 2020 года заключен договор № б/н аренды имущества, закрепленного за МУП «УК ЖКХ г. Бакал» на праве хозяйственного ведения.

 

Арбитражным управляющим Шабановой Евгенией Викторовной, являющейся конкурсным управляющим Общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоДевелопмент» (далее – ООО «УралЭнергоДевелопмент») представлены письменные пояснения (вх. № 2747/21 от 25.02.2021).

Договорные отношения между ООО «УралЭнергоДевелопмент» и МУП «Теплосервис» отсутствуют.

Договор поставки тепловой энергии и теплоносителя от 08.12.2017 № 2, заключенный с ООО «Теплосервис», прекратил действие 20 апреля 2020 года. С указанного времени правоотношения с указанным Обществом у ООО «УралЭнергоДевелопмент» отсутствуют.

Между ООО «УралЭнергоДевелопмент» и МУП «УК ЖКХ г. Бакал» существуют договорные отношения, связанные с передачей в аренду Предприятию четырех блочно-модульных котельных (БМК «Интернат», БМК «Калининская», БМК «Северная», БМК «Центральная»). Договор аренды заключен 01 апреля 2020 года, имущество передано в аренду по акту приема-передачи 20 апреля 2020 года.

Основаниями для заключения договора аренды имущества с Предприятием являются протоколы оперативных совещаний от 19.02.2020, 25.02.2020, 05.03.2020, в рамках проведения которых Администрацией определено Предприятие, с которым должен быть заключен договор аренды имущества должника.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 в рамках дела о банкротстве ООО «УралЭнергоДевелопмент» установлены требования Акционерного общества «РИАБАНК» (далее – АО «РИАБАНК») подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника как обеспеченное залогом имущества должника: имущественного комплекса – котельных г. Бакала: БМК «Интернат», БМК «Калининская», БМК «Северная», БМК «Центральная».

Согласно части 4 статьи 18.1 Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), должник вправе передавать в аренду имущество, являющееся предметом залога, только с согласия  кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога.

ООО «УралЭнергоДевелопмент» от АО «РИАБАНК» получено согласие на передачу предмета залога в аренду МУП «УК ЖКХ г. Бакал».

В настоящее время, в соответствии с Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.12.2020 по делу № А76-4035/2018 продлен срок конкурсного производства, открытого в отношении ООО «УралЭнергоДевелопмент», до 09 июня 2021 года.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

15 июля 2020 года Администрацией принято 2 Постановления, которые подписаны Главой Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области:

1) № 99 «О лишении статуса на территории Бакальского городского поселения ООО «Теплосервис»;

2) № 100 «О присвоении статуса ЕТО на территории муниципального образования Бакальское городское поселение МУП «УК ЖКХ г. Бакал».

Указанные Распоряжения размещены в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») на официальном сайте Администрации (admbakal.ru) 16 июля 2020 года.

Из содержания Постановлений следует, что основанием для лишения Заявителя статуса ЕТО и наделения таким статусом Предприятия послужило изменение зоны деятельности ЕТО.

Комиссия, изучив вопрос осуществления и организации теплоснабжения на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, установила следующее.

1. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 названного Закона ЕТО – теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус ЕТО в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Критерии и порядок определения ЕТО установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения решением главы местной администрации городского поселения – в отношении городских поселений с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.

Правилами установлен порядок определения ЕТО, включающий, в том числе такие процедуры как:

- подача лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, в орган местного самоуправления поселения, уполномоченный на разработку схемы теплоснабжения, заявки на присвоение организации статуса ЕТО с указанием зоны (зон) ее деятельности (пункт 5);

- размещение органом местного самоуправления сведений о принятых заявках на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникацион6ной сети «Интернет» в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на присвоение организации статуса ЕТО (пункт 5(1).

Пункт 6 Правил устанавливает, что в случае если в отношении одной зоны деятельности ЕТО подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности ЕТО, то статус ЕТО присваивается указанному лицу.

Критерии присвоения статуса ЕТО закреплены в пункте 7 Правил, для определения которых органы местного самоуправления при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения. Так, к указанным критериям относятся:

- владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;

- размер собственного капитала;

- способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Согласно пункту 8 Правил, в случае если заявка на присвоение статуса ЕТО подана организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус ЕТО присваивается данной организации. При этом, показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа.

13 апреля 2018 года Советом депутатов Бакальского городского поселения Челябинской области принято Решение № 171 «Об актуализации и утверждении Схемы теплоснабжения Муниципального образования «Бакальского городского поселения» Саткинского района Челябинской области до 2027 года», которым утверждена указанная схема (далее – Схема теплоснабжения), а также ООО «Теплосервис» присвоен статус ЕТО в системе теплоснабжения Бакальского городского поселения.

Из представленных материалов следует, что при разработке Схемы по состоянию на 23 августа 2017 года в адрес Администрации подана 1 заявка на присвоение статуса ЕТО на территории муниципального образования «Бакальское городское поселение» от ООО «Теплосервис».

Таким образом, с учетом приведенных норм статус ЕТО присвоен ООО «Теплосервис» как организации, подавшей единственную заявку.

Администрацией на основании статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), Распоряжения  Администрации от 24.05.2016 № 113/1-р «О возможности заключения концессионного соглашения на объекты имуществ, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Бакальского городское поселение», Протокола рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц № 1-К от 13.07.2016, 05 августа 2016 года принято Распоряжение Администрации от 05.08.2016 № 183-р «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов системы теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Бакальского городского поселения», в соответствии с которым принято решение заключить концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения Бакальского городского поселения с ООО «Теплосервис» без проведения конкурса.

С учетом указанного Распоряжения Администрации 16 августа 2016 года заключено Концессионное соглашение № 1 в отношении сетей теплоснабжения на территории города Бакала (далее – Концессионное соглашение № 1) между Администрацией и ООО «Теплосервис».

 Согласно пункту 1 Концессионного соглашения № 1 предметом соглашения является обязанность концессионера (ООО «Теплосервис») за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных Соглашением обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию имущества, составляющего систему теплоснабжения, неразрывно связанное с ними имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концессионеру (подпункт а); а также осуществление теплоснабжения, с использованием объекта соглашения и иного имущества, а концендент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности (подпункт б).

При этом Концессионное соглашение № 1 определяет, что под объектом концессионного соглашения понимается система теплоснабжения на территории г. Бакала и неразрывно связанное с ней имущество, предназначенное для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего Соглашения.

Приложением № 1 к Концессионному соглашению № 1 являются сведения о составе и описании, в том числе технико-экономические показатели объектов имущества в составе объекта соглашения, состоящие более чем из 50 пунктов.

Пункт 7 Концессионного соглашения № 1 устанавливает, что оно действует до 31 декабря 2030 года.

Заявитель указывает, что обеспечивает бесперебойное теплоснабжение потребителей Бакальского городского поселения, осуществляет все возложенные на общество как ЕТО обязанности, имеет долгосрочное право владения сетями теплоснабжения, а также значительный размер собственного капитала (более 69 млн. рублей). Иными лицами, участвующими в деле, документов, подтверждающих обратное, не представлено, Комиссией при рассмотрении дела таких документов не получено.

Таким образом, ООО «Теплосервис», до принятия Администрацией спорных Постановлений, было наделено статусом ЕТО на законных основаниях, надлежащим образом осуществляло свою деятельность.

2. С 2018 года до возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства на территории Бакальского городского поселения изменения в Схему не вносились, новая Схема не утверждалась.

Комиссия, рассмотрев Постановления Администрации №№ 99 и 100, а также наличие у органа местного самоуправления достаточных правовых оснований для их принятия, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 17 названного Закона устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают также полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении (пункт 4.2 части 1).

Организация в границах Бакальского городского поселения теплоснабжения также предусмотрена Уставом Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, утвержденным Решением Бакальского городского Совета депутатов Саткинского района Челябинской области от 2 августа 2002 № 5 (подпункт 4 пункта 2 статьи 9; подпункт 13 части 1 статьи 41).

Таким образом, ввиду того, что в силу требований действующего законодательства органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по организации теплоснабжения, а также ввиду того, что данные полномочия также закреплены в Основном законе поселения, Администрация обязана обеспечивать на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района организацию теплоснабжения с учетом требований действующего законодательства, включая положения Закона о теплоснабжении, Правил.

Следовательно, решение вопроса о наделении или лишении организации, в данном случае ООО «Теплосервис», статуса ЕТО, должно осуществляться Администрацией с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

Стоит отметить, что помимо критериев и порядка определения ЕТО Правилами закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых организация может утратить статус ЕТО (пункт 13).

Так, определено, что организация может лишиться статуса ЕТО в следующих случаях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус ЕТО, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус ЕТО;

принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус ЕТО, банкротом;

прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

несоответствие организации, имеющей статус ЕТО, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;

подача организацией заявления о прекращении осуществления функций ЕТО.

С учетом приведенных норм, организация, наделенная статусом ЕТО в установленном законом порядке, сохраняет его в каждой отдельной зоне деятельности до тех пор, пока не будет установлено наличие одного из обстоятельств, приведенных в пункте 13 Правил.

Комиссия приходит к выводу о том, что закрепленный перечень является закрытым, расширенному толкованию не подлежит и не устанавливает в качестве основания для лишения организации статуса ЕТО изменение зоны деятельности.

Комиссией не установлено наличие судебных решений о взыскании задолженности, а также наличие решений антимонопольных органов о нарушении антимонопольного законодательства, обстоятельств, свидетельствующих о том, что ООО «Теплосервис» находится в процессе реорганизации, банкротства, а также несоответствие критериям, предусмотренным Правилам, Ответчиками в рамках рассмотрения дела такие документы также не представлены. Кроме того, Заявитель указывает, что зона его деятельности осталась неизменной.

С учетом изложенного, Комиссия считает, что Администрацией в нарушение положений пункта 13 Правил вынесено Постановление № 99, которым принято решение о лишении ООО «Теплосервис» статуса ЕТО, что фактически ограничивает право указанного лица, получившего данный статус в предусмотренном законом порядке, осуществлять предусмотренную деятельность.

Поскольку ООО «Теплосервис» было лишено статуса ЕТО с одновременным определением в качестве ЕТО Предприятия, Комиссия в таких действиях Администрации усматривает нарушение при издании ненормативных актов при выборе ЕТО.

Принятие Администрацией Постановления № 99, которым Заявитель лишился статуса ЕТО, при несоблюдении порядка, предусмотренного пунктами 5, 6, 8, 13 Правил, фактически свидетельствует о вмешательстве органа местного самоуправления  в конкурентную среду посредством использования административных инструментов, имеющих для ООО «Теплосервис» негативный характер.

3. Администрацией искусственно созданы условия, при которых изменилась зона деятельности МУП «УК ЖКХ г. Бакала» путем наделения данного Предприятия имуществом – котельными, необходимым для осуществления деятельности по теплоснабжению.

16 ноября 2004 года создано МУП «УК ЖКХ г. Бакала». 04 июля 2018 года утвержден Устав МУП «УК ЖКХ г. Бакала» в новой редакции на основании Распоряжения Администрации № 149-р «Об утверждении Устава МУП «УЖКХ» в новой редакции» (далее – Устав).

В соответствии с Уставом учредителем и собственником Предприятия является муниципальное образование «Бакальское городское поселение» в лице Администрации (пункт 3).

Согласно пункту 9 Устава, Предприятие осуществляет свою деятельность в целях:

1) удовлетворение потребностей населения и прочих потребителей в жилых услугах;

2) извлечение прибыли.

При этом, основными видами деятельности предприятия являются (предметом деятельности предприятия):

1) строительные работы;

2) управление эксплуатацией жилого фонда;

3) управление эксплуатацией нежилого фонда;

4) деятельность по обслуживанию зданий и территорий;

5) начисление и сбор платежей от собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений за предоставленные, в том числе и сторонним организациям услуги;

6) осуществление монтажа и технического обслуживания приборов учета тепловой и электрической энергии, водоснабжения и водоотведения;

7) выполнение работ по внешнему обустройству и озеленению территорий;

8) деятельность по благоустройству ландшафта.

 Перепрофилирование деятельности допускается только с разрешения Учредителя (пункт 12).

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – Выписка из ЕГРЮЛ) основным видом деятельности Предприятия является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. 13 апреля 2020 года внесены изменения, в части добавления в дополнительные виды деятельности сведений о таком виде деятельности как производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (при этом в Устав изменения с 2018 года, в том числе дополнение данным видом деятельности внесены не были).

Таким образом, до 2020 года МУП «УК ЖКХ г. Бакала» деятельность, связанную с осуществлением теплоснабжения на территории Бакальского городского поселения, не осуществляло.

Кроме того, установлено, что Предприятием длительное время какая-либо экономическая деятельность не осуществлялась вообще.

Установлено, что еще 14 ноября 2014 года Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – ОАО «Газпром газораспределение Челябинск») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании МУП «УК ЖКХ г. Бакала» банкротом (дело № А76-28213/2014).

На основании Определения Арбитражного суда от 26 октября 2016 года Производство по делу № А76-28213/2014 о признании несостоятельным (банкротом) МУП «УК ЖКХ г. Бакала» прекращено, в связи с погашением всех требований кредиторов органами местного самоуправления – Управлением земельными и имущественными отношениями Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области и Администрации за счет средств муниципальной казны, а также бывшего руководителя должника.

08 июля 2019 года на основании Распоряжения Администрации № 133-р «О ликвидации муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Бакал», в связи с нецелесообразностью продолжения деятельности предприятия принято решение о его ликвидации в течение 4 месяцев со дня вступления в силу Распоряжения, а также утвержден состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации МУП «УК ЖКХ г. Бакала».

10 февраля 2020 года принято Постановление Администрации № 18 «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального баланса МУП «УК ЖКХ г. Бакал», которым утвержден промежуточный ликвидационный баланс, председателю ликвидационной комиссии поручено подготовить документы для уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 18 по Челябинской области о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, начиная с 2014 года, Предприятие показывало отрицательные результаты осуществления своей экономической деятельности, что, в том числе повлекло погашение задолженности, образовавшейся у Предприятия перед кредиторами, за счет средств бюджета органов местного самоуправления, в связи с чем Администрацией было принято необходимое и обоснованное решение о ликвидации такого Предприятия.

Комиссия отмечает, что еще по состоянию на 10 февраля 2020 года в отношении Предприятия было принято решение о его предстоящей ликвидации, утвержден промежуточный ликвидационный баланс.

Несмотря на указанное, 18 марта 2020 года Администрацией путем издания Распоряжения № 49-р «Об отмене ликвидации МУП «УК ЖКХ г. Бакала» принято решение об отмене ликвидации Предприятия, прекращении полномочий ликвидационной комиссии, назначении        <...> директором МУП «УК ЖКХ г. Бакал», решение о назначении директором которого принято отдельным Распоряжением № 50/1-р «О назначении на должность директора МУП «УК ЖКХ г. Бакал»        <...>.

Приведенное свидетельствует о намеренном принятии Администрацией мер по возобновлению Предприятием деятельности, что в совокупности с иными действиями Ответчиков указывает на направленность наделения МУП «УК ЖКХ г. Бакала» статусом ЕТО и лишения данного статуса ООО «Теплосервис», при отсутствии правовых оснований на принятие указанных решений.

4. Как ранее указано, МУП «УК ЖКХ г. Бакала» деятельность по осуществлению теплоснабжения ранее не осуществляло.

В этой связи Комиссия обращает внимание на совместные действия Предприятия и Администрации по расширению оказываемых МУП «УК ЖКХ г. Бакала» видов экономической деятельности за счет дополнения установленного в его учредительных документах перечня.

МУП «УК ЖКХ г. Бакала» 25 марта 2020 года обратилось с письмом на имя Главы Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области о внесении дополнительного вида экономической деятельности 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха», рассмотрев которое Главой Бакальского городского поселения подписано Распоряжение от 27.03.2020 № 61-р «О внесении дополнительного вида экономической деятельности в МУП «УК ЖКХ г. Бакал». Соответствующая запись внесена в Выписку из ЕГРЮЛ 13 апреля 2020 года.

Стоит отметить, что в соответствии с подпунктом а пункта 3 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618, одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, в том числе является сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Во исполнение указанного, 27 декабря 2019 года принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон № 485-ФЗ), введен общий запрет создания и осуществления деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках, а также чёткий перечень исключений из этого правила.

Так, в соответствии с Законом № 485-ФЗ не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу названного Закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01 января 2025 года. При этом, в случае непринятия таких решений или неисполнения принятых решений такие унитарные предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

По мнению Комиссии, при условии, что МУП «УК ЖКХ г. Бакал» до 27 марта 2020 года не осуществляло деятельность, относящуюся к исключению в соответствии с Законом № 485-ФЗ и Законом о защите конкуренции, а его основным видом деятельности являлось управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, то есть осуществляло деятельность на конкурентном рынке, Администрацией должны были быть приняты меры по разработке плана мероприятий, в том числе включающего положения о ликвидации или реорганизации МУП «УК ЖКХ г. Бакал».

 Однако Администрация, напротив, осуществила действия, включая внесение сведений о таком виде деятельности как производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование, относящемся к сфере деятельности естественных монополий, тем самым, предоставив Предприятию преимущественные условия осуществления деятельности, поскольку при иных условиях, Предприятие подлежало бы ликвидации или реорганизации.

5. Одновременно с действиями Администрации по отмене процедуры ликвидации Предприятия, расширении перечня видов деятельности, осуществляемых МУП «УК ЖКХ г. Бакал», орган местного самоуправления параллельно проводил деятельность по наделению Предприятия имуществом, необходимым для возможности осуществления деятельности по теплоснабжению на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, тем самым искусственно изменяя границы Схемы.

По состоянию на дату разработки и утверждения Схемы на территории Бакальского городского поселения деятельность, связанную с оказанием услуг по теплоснабжению, помимо ООО «Теплосервис» осуществляли и иные хозяйствующие субъекты, а именно: Общество с ограниченной ответственностью «УралЭнергоДевелопмент» (далее – ООО «УралЭнергоДевелопмент»), Муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис» Бакальского городского поселения (далее – МУП «Теплосервис»).

28 февраля 2018 года ООО «Теплосервис» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании ООО «УралЭнергоДевелопмент» несостоятельным (банкротом), 17 апреля 2018 года в отношении указанного лица введена процедура – наблюдение; 18 октября 2018 года Арбитражным судом Челябинской области в полном объеме изготовлено решение о признании ООО «УралЭнергоДевелопмент» несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, которое в соответствии с Определением суда от 03 декабря 2020 года продлено до 09 июня 2021 года (судебное дело № А76-4035/18).

Порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

 В соответствии с частью 1 статьи 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой. При этом, как следует из статьи 109 Закона о банкротстве, продажа имущества должника является одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, признанного банкротом и осуществляемой исключительно путем проведения торгов, что обуславливает обязательность реализации имущества только таким способом в случае принятия соответствующего решения собранием (комитетом) кредиторов либо арбитражным управляющим.

Порядок проведения торгов при процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).

Согласно части 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

25 февраля 2020 года при первом заместителе Главы Саткинского муниципального района <...> проведено оперативное совещание по вопросу деятельности ООО «УралЭнергоДевелопмент» по обеспечению жителей и предприятий Бакальского городского поселения теплоснабжением и горячим водоснабжением в рамках конкурсного производства.

По результатам проведения указанного совещания, в том числе принято решение о рассмотрении Главой Бакальского городского поселения вопроса о приеме в аренду имущественного комплекса ООО «УралЭнергоДевелопмент»  по целевому назначению и обеспечению сохранности имущества на период до окончания процедуры конкурсного производства на МУП «Теплосервис», оценить реальную возможность организации такой деятельности, а также возможные негативные последствия для бюджета муниципального образования в случае принятия указанного решения.

Из указанного следует, что органами местного самоуправления еще по состоянию на конец февраля 2020 года вопросы об осуществлении МУП «УК ЖКХ г. Бакала» теплоснабжения на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, а также о передаче имущественного комплекса ООО «УралЭнергоДевелопмент» Предприятию, не только не рассматривались, но и не были предложены для обсуждения.

 Вариант передачи имущественного комплекса, принадлежащего ООО «УралЭнергоДевелопмент», обсуждался исключительно в отношении МУП «Теплосервис».

Вместе с тем, уже 01 апреля 2020 года между ООО «УралЭнергоДевелопмент» и МУП «УК ЖКХ г. Бакала» заключен Договор аренды имущества, в соответствии с пунктом 1.1. которого Арендодатель (Общество) обязуется предоставить Арендатору (Предприятие) (во владение и пользование) имущественный комплекс, в составе топливно-энергетического комплекса, перечень и техническое состояние которого определены в Акте приема-передачи имущества (Приложение № 1 к настоящему договору), а Арендатор обязуется принять Имущество и оплачивать арендную плату на условиях и в порядке, установленном в Договоре; целевое назначение для использования предаваемого по договору имущества определено как «выработка тепловой энергии для обеспечения физических и юридических лиц на территории города Бакала БГП Челябинской области теплоснабжением и горячим водоснабжением по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам)» (пункт 1.2.).

Пункт 4.2. Договора устанавливает, что он считается заключенным сроком до момента государственной регистрации перехода прав собственности на имущество, являющееся предметом настоящего договора, указанное в пункте 1.1.

Указанное явилось возможным ввиду принятия решения о дополнении осуществляемых Предприятием видов деятельности.

На момент принятия настоящего Заключения Комиссией установлено, что 22 января 2021 года в сети «Интернет» на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (https://bankrot.fedresurs.ru) в отношении ООО «УралЭнергоДевелопмент» размещена информация о результатах торгов, проведенных с 14.01.2021 по 21.01.2021, посредством публичного предложения, на электронной площадке Акционерного общества «Российский аукционный дом» в отношении Имущественного комплекса – котельных, г. Бакал, согласно которой торги признаны состоявшимися, победителем определено Общество с ограниченной ответственностью «Нефтехимавтоматика-С» (ИНН 5506176287), с предложенной ценой – 38 800 000.00 рублей.

6. Параллельно с указанной выше работой органа местного самоуправления и Предприятия, Администрацией, как собственником муниципального имущества, предприняты действия по изъятию имущества у МУП «Теплосервис» и дальнейшем закреплении его на праве хозяйственного ведения за МУП «УК ЖКХ г. Бакала».

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях), имущество унитарного предприятия формируется, в том числе  за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

01 февраля 2018 года между Администрацией и МУП «Теплосервис» заключен Договор № 3 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, предметом которого являлась передача Администрацией указанному Предприятию в целях организации ведения хозяйственной деятельности, с учетом Устава и в соответствии с предметом и основными видами деятельности предприятия в хозяйственное ведение и закрепление за последним муниципального имущества, в отношении которого Администрация осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по владению, пользованию и распоряжением этим имуществом (пункт 1.1). Остаточная стоимость имущества 13 597 412 рублей 37 копеек (пункт 1.2. Договора).

Из пояснения сторон, Администрации, МУП «УК ЖКХ г. Бакала», МУП «Теплосервис» следует, что имущество, закрепленное Администрацией на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплосервис», изъято и передано МУП «УК ЖКХ г. Бакала» с целью снижения задолженности перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов, а также ввиду наличия у МУП «УК ЖКХ г. Бакала» достаточных ресурсов для подготовки к отопительному сезону на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области и содержанию имущества.

Вместе с тем, установленными обстоятельствами опровергается данный факт, поскольку МУП «УК ЖКХ г. Бакала» до 2020 года деятельность, связанную с оказанием услуг по теплоснабжению, не осуществляло, следовательно, не обладало достаточным опытом для организации и обслуживанию большого количества имущества.

Вместе с тем, 01 апреля 2020 года Предприятие обратилось в адрес Администрации о закреплении за МУП «УК ЖКХ г. Бакала» имущества для осуществления теплоснабжения на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, что вновь указывает на отсутствие у Предприятия опыта, материальных и технических возможностей для преступления к осуществлению такой деятельности.

Примечательно, что на 01 апреля 2020 года в учредительные документы, в частности Выписку из ЕГРЮЛ, соответствующие изменения о дополнении таким видом деятельности, как 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха», не содержали. Как указано ранее, соответствующие изменения зарегистрированы уполномоченным органом и внесены только 13 апреля 2020 года.

На основании указанного, между Администрацией и МУП «УК ЖКХ г. Бакал» заключен Договор № 8/20 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «УК ЖКХ г. Бакал» 01 июля 2020 года, на основании которого Администрацией передано Предприятию в целях организации и ведения хозяйственной деятельности на основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также статей 294-295 ГК РФ, Уставом Предприятия и в соответствии с предметом и основными видами его деятельности в хозяйственное ведение муниципального имущества (Приложение № 1 перечень муниципального имущества, к Распоряжению Администрации № 132/2-р от 01.07.2020).

Имущество, переданное Предприятию на основании названного договора, включает в себя муниципальное имущество остаточной стоимостью 13 597 412 рублей 37 копеек, в том числе блочно-модульную котельную, расположенную в п. Иркускан, что полностью соответствует перечню имущества, которое ранее было закреплено за МУП «Теплосервис» и в дальнейшем было изъято Администрацией.

Комиссия считает, что принятие Администрацией Решения об изъятии у МУП «Теплосервис» муниципального имущества произведено с единственной целью – наделения им МУП «УК ЖКХ г. Бакала» для возможности осуществления им ранее несовершаемой деятельности, вязанной с теплоснабжением на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, что, в том числе позволило в дальнейшем наделить МУП «УК ЖКХ г. Бакала» статусом ЕТО, обосновывая фактическое изменение зоны деятельности ЕТО.

При этом, как указано в пункте 1.1. Договора, данное имущество передано Предприятию для организации и ведения хозяйственной деятельности в соответствии с основными видами деятельности Предприятия.

Как следует из Выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Предприятия является 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе».

Однако, указанный вид деятельности не требует для его осуществления Предприятием владение на каком-либо праве имуществом, необходимым для обеспечения населения и организаций теплом.

С учетом изложенного, рассматриваемые действия привели к созданию для МУП «УК ЖКХ г. Бакала» преимущественного доступа к осуществлению деятельности на рынке теплоснабжения городского поселения Бакал, а также к ограничению прав на осуществление такой деятельности ООО «Теплосервис», до 15 июля 2020 года  имевшего статус ЕТО и соответствующего требованиям Правил.

7. Помимо несоответствия требованиям Правил, о неправомерности и невозможности вынесения Постановлений №№ 99 и 100, которыми ООО «Теплосервис» лишено статуса ЕТО и МУП «УК ЖКХ г. Бакала» наделено указанным статусом соответственно, свидетельствует также следующее.

7.1. Спорные Постановления, принятие которых привело к нарушению прав ООО «Теплосервис» и предоставлению преимущественного доступа МУП «УК ЖКХ г. Бакала» к осуществлению деятельности по теплоснабжению на территории Бакальского городского округа Саткинского муниципального района Челябинской области в качестве лица, обладающего специальным статусом ЕТО, приняты 15 июля 2020 года и подписаны Главой поселения лично.

Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, по состоянию на данную дату <...>, являющийся Главой Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области  находился в очередном оплачиваемом отпуске, о чем в материалах настоящего дела имеется Приказ (распоряжение) Администрации о предоставлении отпуска работнику от 03.07.2020 № 72 лс I, в соответствии с которым Главе Бакальского поселения <...> предоставить отпуск на 12 календарных дней с 13.07.2020 по 24.07.2020.

Кроме того, 08 июля 2020 года Администрацией принято Распоряжение № 139-р «О возложении обязанностей», согласно которому на период очередного отпуска Главы Бакальского городского поселения        <...> исполнение обязанностей Главы возложено на заместителя Главы Бакальского городского поселения по жилищно-коммунальному хозяйству, межведомственному взаимодействию Карандашова Дмитрия Владимировича с 13.07.2020 по 24.07.2020.

Таким образом, находясь в очередном отпуске, Глава поселения        <...> не мог принимать правовые решения, в том числе, связанные с организацией теплоснабжения на территории муниципального образования.

Также стоит отметить, что фактическое исполнение обязанностей Главы его заместителем во исполнение Распоряжения от 08.07.2020 № 139-р 15 июля 2020 года подтверждается осуществление властно-распорядительных полномочий, а именно подписание актов Администрации, принятых указанного числа, например, Постановление Администрации от 15.07.2020 № 141-р «О сокращенной продолжительности рабочего дня» (подписано        <...>).

Несмотря на то, что МУП «УК ЖКХ г. Бакала» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, его учредителем является Администрация, в связи с чем, направление Предприятием в адрес ООО «Теплосервис» уведомления о присвоении Предприятию статуса ЕТО с приложением Проекта договора от 15.07.2020 № 18 на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя с приложениями, может свидетельствовать о том, что представителям Предприятия такое решение было известно заранее, в связи с чем им был заблаговременно подготовлен и проект договора с указанием на новый статус Предприятия.

В данном случае, Комиссия приходит к выводу о том, что в совместных и скоординированных действиях Администрации и Предприятия усматривается направленность на  создание последнему преимущественных условий осуществления деятельности, что приводит к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, в частности ООО «Теплосервис», осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

7.2. ООО «Теплосервис», не согласившись с решением Администрации о лишении его статуса ЕТО и наделении таким статусом Предприятие, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным Постановлений №№ 99, 100 (дело № А76-20835/2020), производство по которому прекращено, ввиду издания 15 октября 2020 года Администрацией в процессе рассмотрения данного дела Постановления № 139 «Об отмене постановления Администрации Бакальского городского поселения «О лишении статуса ЕТО на территории Бакальского городского поселения – ООО «Теплосервис» от 15.07.2020 № 99» и Постановления № 140 «Об отмене постановления Администрации Бакальского городского поселения «О присвоении статуса ЕТО на территории муниципального образования Бакальское городское поселение МУП «УК ЖКХ г. Бакала» от 15.07.2020 № 100».

Указанное обстоятельство могло быть рассмотрено Комиссией в качестве устранения Администрацией нарушения и восстановления ранее действовавшего положения, однако в день принятия решения об отмене Постановлений №№ 99, 100, путем издания Постановлений №№ 139, 140, Администрация вновь признает ООО «Теплосервис» утратившим статус ЕТО на территории Бакальского городского поселения, о чем выносит Постановление № 141, в котором также содержится предложение о подаче теплоснабжающим и (или) тепло сетевым организациям заявок о присвоении статуса ЕТО.

Заявителем вновь избрана форма защиты своих прав и законных интересов путем обращения в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании Постановления от 15.10.2020 № 141 недействительным (дело № А76-44876/2020). Определением от 28.12.2020 производство по делу прекращено, ввиду издания 17.12.2020 Администрацией Постановления № 203, которым отменено Постановление № 141.

Необходимо также отметить, что, пытаясь соблюсти требования Правил, Администрацией 19 ноября 2020 года Постановлением № 157 утверждена актуализированная схема теплоснабжения, Постановлением № 158 статус ЕТО присвоен Предприятию.

Вместе с тем, после обращения Заявителя в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями о признании названных актов недействительными (дело № А76-48679/2020), Администрацией приняты меры по их отмене, в соответствии с принятием Постановлений от 17.12.2020 №№ 201, 2020 об отмене Постановлений №№ 157, 158, соответственно.

Принимая во внимание неоднократные, повторные действия Администрации по изданию актов, в соответствии с которыми ООО «Теплосервис» лишается статуса ЕТО, а МУП «УК ЖКХ Г, Бакала» таким статусом наделяется, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Администрации имеют систематических характер и направлены исключительно для создания обстоятельств, способствующих продлению осуществления Предприятием деятельности в качестве ЕТО на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».

Не являются доказательствами наличия конкурентных отношений исключительно сведения о видах деятельности, включенные в ЕГРЮЛ, поскольку хозяйствующие субъекты при выборе видов осуществляемой деятельности не связаны указанными перечнями.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, антимонопольный орган установил, что Предприятию на период с 2021 по 2025 годы установлены тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, и тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии, ООО «Теплосервис» установлены тариф на теплоноситель, поставляемый потребителям, тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также тариф на тепловую энергию, вырабатываемую МУП «УК ЖКХ г. Бакала» и поставляемую Обществом потребителям Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района.

В силу положений статьи 15 Закона о теплоснабжении:

- потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1);

- определенная схемой теплоснабжения ЕТО обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (пункт 1 части 2);

- ЕТО обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (часть 3);

- Теплоснабжающие организации, в том числе ЕТО, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (часть 4).

Из указанного следует, что основной целью деятельности ЕТО является передача тепловой энергии или теплоносителя потребителям. 

В данном случае, Заявитель и Ответчик осуществляют аналогичные виды деятельности, как в соответствии с учредительными документами, так и в соответствии с имеющимися в материалах дела документами и не оспариваются последними.

Учитывая изложенное, в целях рассмотрения настоящего дела, продуктовыми границами рынка является рынок поставки тепловой энергии и теплоносителя потребителям.

Географические границы товарного рынка: Бакальское городское поселение Саткинского муниципального района Челябинской области.

Временной интервал исследования определен периодом с 18 марта 2020 года по 28 января 2021 года.

Описанные обстоятельства также указывают, что Администрацией была создана видимость изменения зоны действия ЕТО с целью лишения Заявителя указанного статуса и присвоения Предприятию, не осуществлявшего до рассматриваемых действий деятельности по теплоснабжению, при этом фактически предусмотренная законодательством процедура не была соблюдена.

В рассматриваемом случае, действия МУП «УК ЖКХ г. Бакал» и Администрации направлены на обход установленной Правилами процедуры выбора ЕТО, в том числе с целью вытеснения ООО «Теплосервис» с рынка теплоснабжения города Бакал, и назначения в качестве ЕТО Предприятие, что указывает на ограничение конкуренции на заявленном рынке.

Рассматриваемые действия привели к созданию для МУП «УК ЖКХ г. Бакал» преимущественного доступа к осуществлению деятельности на рынке теплоснабжения Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, а также к ограничению возможности осуществления ООО «Теплосервис» в пределах указанной территории деятельности в таком статусе, полученном в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. При этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из указанных положений следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения, в том числе в устной форме между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.

В рассматриваемом случае совокупный анализ поведения ответчиков по делу, а также имеющиеся в материалах дела письменные доказательства позволяют сделать вывод о заключении антиконкурентного соглашения между, Администрацией и МУП «УК ЖКХ г. Бакал» и его реализации.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что взаимосвязанные действия Ответчиков были направлены на обход установленной Правилами процедуры выбора ЕТО с целью недопуска на этот рынок иных теплоснабжающих, теплосетевых организаций, лишения ООО «Теплосервис» данного статуса и назначения в качестве ЕТО непосредственно МУП «УК ЖКХ г. Бакал» на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области и привели к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения.

 

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Комиссией 28 января 2021 года принято Заключение об обстоятельствах дела № 074/01/16-2443/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и Определением об отложении рассмотрения дела № 074/01/16-2443/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 28 января 2021 года лицам, участвующим в деле, предложено, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 074/01/16-2443/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Лица, участвующие в деле, пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства не представили.

Администрацией, МУП «УК ЖКХ г. Бакал» заявлены ходатайства в письменной форме о рассмотрении дела № 074/01/16-2443/2020, назначенного, в соответствии с Определением об отложении рассмотрения дела № 074/01/16-2443/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № ЕР/1053/21 от 01.02.2021) на 03 марта 2021 года на 15 часов 00 минут. Иные лица, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания Комиссии, явку законных представителей и (или) представителей с надлежащим образом оформленной доверенностью не обеспечили, ходатайств о рассмотрении в их отсутствие, либо об отложении рассмотрения настоящего дела, не заявляли.

 

По мнению Комиссии, с учетом имеющихся в деле № 074/01/16-2443/2020 о нарушении антимонопольного законодательства материалов, в частности представленных Заявителем, рассмотренные действия Администрации и МУП «УК ЖКХ г. Бакал», которые являются нарушением антимонопольного законодательства, могли повлечь снижение необходимой валовой выручки ООО «Теплосервис».

Заявителем представлен расчет тарифа при условии утраты им статуса ЕТО.

 

№ п/п

Показатели

Наличие статуса ЕТО, действующий тариф на тепловую энергию ООО «Теплосервис» в 2020 г.

Отсутствие статуса ЕТО

Отклонение

1

Средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности)*, руб./Гкал

1 067, 71

0

- 1 067, 71

2

Удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче тепловой энергии, руб./Гкал

767, 07

767, 07

0, 00

3

Расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя*, руб./Гкал

22, 99

0

- 22, 99

4

Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, руб./Гкал

1 857, 77

767, 07

- 1 090, 70

5

Объем полезного отпуска тепловой энергии, тыс. Гкал

98, 85646

98, 85646

0,00

6

Необходимая валовая выручка ООО «Теплосервис», тыс. руб.

183 652, 72

75 829, 82

- 107 822, 90

 

Таким образом, рассмотренные в рамках настоящего дела действия Администрации и МУП «УК ЖКХ г. Бакал», направленных на заключение антиконкурентного соглашения, могли привести к снижению необходимой валовой выручки ООО «Теплосервис» более чем на 107 миллионов рублей.

 

Таким образом, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности принятие решения об отмене ликвидации МУП «УК ЖКХ г. Бакала» путем издания Распоряжения от 18.03.2020 № 49-р, изъятие имущества, необходимого для оказания услуг по обеспечению потребителей тепловой энергией в п. Иркускан и п. Рудничное, у МУП «Теплосервис» и закрепление его за МУП «УК ЖКХ г. Бакала», которое в соответствии с Уставом не вправе осуществлять деятельность, связанную с оказанием услуг теплоснабжения (Договор № 8/20 от 01.07.2020), путем принятия Распоряжения от 01.07.2020 № 132/2-р, заключение МУП «УК ЖКХ г. Бакала» договора аренды с ООО «УралЭнергоДевелопмент», неоднократное вынесение Постановлений о лишении ООО «Теплосервис» статуса ЕТО и присвоении такого статуса МУП «УК ЖКХ г. Бакала» соответственно, в том числе подписание Постановлений такого содержания №№ 99, 100 от 15.07.2020 Главой Бакальского городского поселения, при условии нахождения его в очередном оплачиваемом отпуске, направление 15 июля 2020 года МУП «УК ЖКХ г. Бакала» письма в адрес ООО «Теплосервис» о необходимости заключения с ним договора и иное, приводит к выводу о том, что названные действия Администрации и МУП «УК ЖКХ г. Бакала» были направлены на присвоение Предприятию статуса ЕТО, что приводит к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения городского поселения Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области и свидетельствуют о заключении между Администрацией и МУП «УК ЖКХ г. Бакала» антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. 

 

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Несмотря на то, что Администрацией и МУП «УК ЖКХ г. Бакал» в пояснениях указано, что в настоящее время на территории Бакальского поселения Предприятие осуществляет выработку тепловой энергии для ООО «Теплосервис», которое, в свою очередь, является поставщиком тепловой энергии для потребителей Бакальского поселения, Комиссией в рамках рассмотрения настоящего дела установлено неоднократное совершение Администрацией действий по лишению ООО «Теплосервис» статуса ЕТО и наделению таким статусом Предприятия, что указывает на возможную угрозу подобного поведения Администрации в будущем.

На основании изложенного, с целью предотвращения продолжения Администрацией противоправного поведения, связанным с присвоением статуса ЕТО, Комиссия считает необходимым в данной ситуации выдать органу местного самоуправления предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение, заключенное между Администрацией и МУП «УК ЖКХ г. Бакал», которое могло привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке теплоснабжения городского поселения Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Администрации выдать предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                 <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

      

       <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия  в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена административная ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

8 (351) 265-93-79

04.03.2021

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны