Решение №АК/17688/21 РЕШЕНИЕ от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По списку

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «22» декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «24» декабря 2021 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии

<...>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее — Администрация) и Обществом с ограниченной ответственностью «Технологический центр» (далее – ООО «Технологический центр») пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Челябинским УФАС России проведена проверка по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Метчелсервис» (далее – ООО «Метчелсервис», Заявитель) о законности присвоения органами местного самоуправления Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ООО «Технологический центр» статуса гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

 

Заявителем представлены документы и следующие письменные пояснения (вх. № 2247/21 от 15.02.2021, вх. № 13338/21 от 27.09.2021).

ООО «Метчелсервис» является управляющей организацией на территории Рощинского сельского поселения.

ООО «Технологический центр» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ООО «Метчелсервис» о взыскании задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.06.2018 по 31.03.2020. При этом, как указывает Заявитель, договор оказания услуг водоснабжения и водоотведения с ООО «Технологический центр» у него не заключен.

Заявитель указывает, что начисление задолженности за оказанные услуги ООО «Технологический центр» осуществляет по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления Рощинского сельского поселения. Однако, в силу положений действующего законодательства, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению относится к регулируемым видам деятельности, установление которых осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В Челябинской области отсутствуют законодательные акты о передаче Рощинскому сельскому поселению полномочий по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение.  

Также Заявитель указывает, что ООО «Технологический центр» не отвечало критериям для наделения органами местного самоуправления статусом гарантирующей организации, поскольку у указанного общества никогда не находились на каком-либо законном основании и не эксплуатировались водопроводно-канализационные сети.

 

Администрацией представлены документы и следующие письменные пояснения (вх. № 4575/21 от 30.03.2021, вх. № 8299-ЭП/21 от 16.06.2021вх. № 10704/21 от 05.08.2021, вх. № 12393-ЭП/21 от 06.09.2021).

В период с 27 июня 2018 года Администрацией велась работа по оформлению права собственности на объекты водоснабжения и водоотведения, а также по актуализации: инвентаризации, составлении и утверждении схемы водоснабжения и водоотведения (в связи с необходимостью определения объекта концессионного соглашения и определения гарантирующего поставщика на территории Рощинского поселения), постановки на кадастровый учет данного имущества и оформления права муниципальной собственности на объекты водоснабжения и водоотведения.

Также Администрация указывает, что проводилась подготовка для проведения аукциона на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являлись сети водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время заключено концессионное соглашение с ООО «Лазурит».

 

 Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) (часть 1 статьи 1).

В силу положений статьи 2 Закона о водоснабжении:

- под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (подпункт 2);

- водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (подпункт 4);

- гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 6).

Статья 6 Закона о водоснабжении закрепляет полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым, в соответствии с частью 1, в том числе относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (подпункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (подпункт 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (подпункт 4) и иные полномочия.

Деятельность гарантирующей организации и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение регламентирована статьи 12 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 названной нормы органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Из части 2 приведенной статьи Закона о водоснабжении следует, что гарантирующая организация:

1) осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

2) эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети;

3) к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 131-ФЗ под органами местного самоуправления понимаются органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14). Указанные вопросы вправе решать органы местного самоуправления сельского поселения (часть 2 статьи 14.1).

Статья 20 Устава Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденного решением Совета депутатов Рощинского поселения от 08 апреля 2020 года № 30 (далее – Устав), устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления Рощинского сельского поселения входят Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Совет депутатов), представительный орган сельского поселения (подпункт 1), глава Рощинского сельского – высшее должностное лицо Рощинского сельского поселения (подпункт 2), Администрация – исполнительно-распорядительный орган Рощинского сельского поселения (подпункт 3).

Совет депутатов является коллегиальным органом сельского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 21 Устава). Полномочия Совета депутатов определены в статье 22 Устава.

Статья 24 Устава определяет, что Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, решение об удалении Главы сельского поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом (пункт 1).

В силу положений пунктов 3, 7 названной статьи Устава, Решения Совета депутатов нормативного характера направляются Главе поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней, который вправе отклонить такие решения.

В предусмотренном случае указанное решение в течение 10 дней со дня принятия возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Отклоненное Главой сельского поселения решение подлежит рассмотрению на очередном или внеочередном заседании Совета депутатов. Если при повторном рассмотрении указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов, оно подлежит подписанию Главой сельского поселения в течение семи дней и обнародованию.

В соответствии с подпунктом 3 статьи 28 Устава Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия Главы сельского поселения определены в пункте 2 статьи 29 Устава, к которым, в числе прочих относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов (подпункт 2); издание в пределах своих полномочий правовых актов (подпункт 3); обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области (пункт 5).

При этом, пункт 2 статьи 29 Устава содержит перечень полномочий Главы поселения как Главы Администрации, в числе которых приобретение и осуществление от имени муниципального образования, Администрации имущественных и иных прав и обязанностей, выступление в суде без доверенности (подпункт 1); обеспечение на территории сельского поселения исполнения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 2); внесение на рассмотрение Совета депутатов проекты правовых актов по вопросам местного значения (подпункт 9); осуществление иных полномочий, установленных законодательством, Уставом, решениями Совета депутатов (подпункт 13).

Исполняя полномочия Главы Администрации, Глава поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления Администрации сельского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также распоряжения Администрации сельского поселения по вопросам организации работы Администрации (пункт 1 статьи 30 Устава).

Согласно пункту 1 статьи 33 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения федеральными законами и законами Челябинской области. Администрацию возглавляет Глава поселения (пункт 3 статьи 33 Устава).

В силу положений пункта 5 статьи 33 Устава Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Челябинской области, Уставом, решениями Совета депутатов, постановлениями и распоряжениями Администрации.

Статья 42 Устава определяет, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением сельского поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

18 мая 2018 года в Администрацию на имя Главы Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области <...> (далее – Глава поселения, <...>) от Общества с ограниченной ответственностью «Рощинская водоканализационная компания» (далее – ООО «РВК»), ранее осуществлявшего на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения, поступило уведомление о прекращении осуществления деятельности по причине задолженности управляющей компании более 10 000 000 рублей, а также населения более 3 000 000 рублей перед ООО «РВК», с указанием о необходимости назначения иной ресурсоснабжающей организации по обслуживанию сетей водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения с целью осуществления бесперебойного обслуживания и предотвращения экологической катастрофы.

28 мая 2018 года Советом депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области третьего созыва (далее – Совет депутатов) принято Решение № 179 «Об утверждении гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения и передаче в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения в виде заключения договора аренды муниципального имущества в отсутствие проведения торгов, с указанием срока действия договора аренды на время проведения конкурсных процедур» (далее – Решение № 179), в соответствии с которым ООО «Технологический центр» утверждено в качестве гарантирующей организации, указанному обществу переданы в эксплуатацию объекты водоснабжения и водоотведения:

- внутриплощадочные сети водопровода, расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино;

- водовод, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, д. Новое Поле;

- канализационная насосная станция № 48, расположенная по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино;

- канализационные сети на жилые дома, расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино;

- напорный коллектор 200*833,5, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино;

- канализационная насосная станция № 5, расположенная по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино.

Пунктом 3 Решения № 179 Главе поселения указано заключить договоры аренды с ООО «Технологический центр», в отношении объектов муниципального имущества Рощинского сельского поселения на срок в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим решением. Контроль исполнения также возложен на Главу поселения (пункт 5 Решения № 179).

Во исполнение Решения № 179, 31 мая 2018 года Главой поселения вынесено Распоряжение № 19 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», согласно которому гарантирующей организацией с 01 июня 2018 года назначено ООО «Технологический центр», а также 01 июня 2018 года Администрацией в лице <...> заключен Договор аренды № 24 объектов муниципальной собственности с ООО «Технологический центр», в соответствии с которым последнему передано имущество, перечисленное в Решении № 179.

Предметом Договора № 24 являются действия Администрации по передаче и принятие ООО «Технологический центр» во временное владение и пользование (аренду), на условиях и в сроки, предусмотренные настоящим договором, недвижимого и движимого имущества, указанного в приложении № 1 к договору (пункт 1.1. Договора).

Имущество передается в аренду с целью обслуживания внутриплощадочных сетей водопровода пос. Рощино, водопровода в д. Новое Поле 3069 м, канализационной насосной станции №48 п. Рощино, канализационной сети на жилые дома пос. Рощино, напорной канализации жилого фонда пос. Рощино, напорного канализационного коллектора 200*833,5 п. Рощино, канализационной насосной станции №5 (пункт 1.2 договора).

Согласно пункту 1.3. Договора он вступает в силу 01 июня 2018 года и действует до 01 мая 2019 года.

Пунктом 1.4 Договора определено, что передаваемое в аренду имущество закреплено за Арендодателем на праве муниципальной собственности.

По Акту приема-передачи, являющемуся Приложением № 1 к Договору № 24, Администрацией передано ООО «Технологический центр» имущество – внутриплощадочные сети водопровода пос. Рощино, Водопровод в д. Новое Поле 3 069 с, Канализационная насосная станция № 48 п. Рощино, Канализационные сети на жилые дома пос. Рощино, Напорная канализация жилого пос. Рощино, Напорный канализационный коллектор 200*833, 5 п. Рощино, Канализационная насосная станция № 5.

10 декабря 2018 года Советом депутатов принято Решение № 188 «О внесении изменений в Решение № 179», в соответствии с которым пункт 5 Решения № 179 изложен в следующей редакции: «Установить тарифы на водоснабжение и водоотведение для ООО «Технологический Центр», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в следующем размере:

 

п/п

Периоды действия тарифа

Тарифы, руб/куб.м.

На питьевую воду

На водоотведение

Без учета НДС

С учетом НДС

Без учета НДС

С учетом НДС

1

С 01.06.2018 по 30.06.2018

29, 23

34, 49

13, 86

16, 36

2

С 01.07.2018 по 31.12.2018

30, 31

35, 77

14, 19

16, 74

3

С 01.06.2019 по 30.06.2019

30, 31

35, 77

14, 19

16, 74

4

С 01.07.2019 по 31.12.2019

31, 49

37, 16

14, 72

17, 37

 

Указанное Решение подписано Председателем Совета депутатов и Главой поселения.

Комиссия, сопоставив тарифы, утвержденные Советом депутатов и Главой поселения для ООО «Технологический центр» на территории Рощинского поселения, с тарифами, утвержденными Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории иных муниципальных образований Сосновского муниципального района Челябинской области, установлено, что тариф установленный органами местного самоуправления является выше обоснованных тарифов, утвержденных Министерством.

Например, тариф на питьевую воду, установленный для ООО «Комфорт», осуществляющего деятельность на территории Долгодеревенского поселения Сосновского района  на первую половину 2019 года установлен в размере 21,61 руб/куб.м (без учета НДС), что на 8,7 рублей меньше, чем тариф, установленный Советом депутатов и Главой поселения для ООО «Технологический центр», на вторую половину 2019 года для ООО «Комфорт» установлен тариф в размере – 22,04 руб./куб. м (без учета НДС), что уже более, чем на 9 рублей меньше, чем тариф, установленный для ООО «Технологический центр».

Для ООО «ЮжУралВодоканал», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района, на первую половину 2019 года установлен тариф в размере 21,37 руб./куб. м (без учета НДС), то есть на 8,94 рублей меньше, чем тариф ООО «Технологический центр», на вторую половину 2019 года – 22,69 руб./куб. м (без учета НДС), то есть  на 8,8 рублей меньше, чем тариф ООО «Технологический центр».

Таким образом, органы местного самоуправления Рощинского поселения не только в отсутствие правовых оснований установили для ООО «Технологический центр» тарифы на водоснабжение, водоотведение, поскольку установление экономически обоснованного тарифа возложено на орган тарифного регулирования, в данном случае Министерство, но и предусмотрели тарифы практически на 30% выше, чем в иных муниципальных образованиях Сосновского муниципального района, тем самым предоставляя Обществу преимущественные условия осуществления деятельности, ввиду получения им дополнительной прибыли.

31 декабря 2018 года к Договору № 24 заключено дополнительное соглашение, из содержания которого следует, что указанный договор расторгнут с 31 декабря 2018 года.

При этом, в отношении муниципального имущества, являющегося предметом Договора № 24, между Администрацией и ООО «Технологический центр» 29 декабря 2018 года заключен Договор аренды № 25 объектов муниципальной собственности, сроком с 01 января 2019 года до 30 ноября 2019 года (пункт 1.3 договора № 25).

Комиссия обращает внимание, что 18 марта 2019 года Прокуратурой Челябинской области по результатам выявления нарушения требований законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и оформления прав на бесхозное имущество Администрации выдано Представление № 57 об устранении нарушений, в ответ на которое Администрация 19 апреля 2019 года сообщила о невозможности расторжения договора, ввиду необходимости ежедневного обслуживания сетей. Вместе с тем, указала на принятие необходимых мер по оформлению прав собственности на бесхозяйное имущество и устранение нарушений законодательства.

02 мая 2019 года между Администрацией и ООО «Технологический центр» вновь заключен Договор аренды № 25 в отношении ранее приведенного недвижимого имущества, сроком с 02 мая 2019 года по 02 апреля 2020 года (пункт 1.3.).

Названный договор, ввиду заключения 30 апреля 2019 года дополнительного соглашения расторгнут 30 апреля 2019 года.

При этом, описанные действия органов местного самоуправления Рощинского поселения уже попадали в поле зрения Челябинского УФАС России.

Так, 27 марта 2019 года Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения заявления Челябинского Регионального Общественного Движения «Комитет водоконтроля» установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выданы следующие предупреждения:

 

09-06/19       Совет депутатов     Принятие решения от 28.05.2018 № 179 о наделении статусом гарантирующей организации и передаче объектов водоснабжения и водоотведения без проведения торгов

10-06/19       Глава Рощинского сельского поселения        Издание распоряжения от 31.05.2018 № 19 о наделении статусом гарантирующей организации

11-06/19       Администрация      Предоставление объектов водоснабжения и водоотведения без проведения торгов по договорам аренды №№ 24, 25 в нарушение части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении

 

Стоит отметить, что указанные лица отчитались об исполнении выданных предупреждений.

Так, с целью исполнения предупреждения, выданного Главе Рощинского поселения, 29 апреля 2019 года Главой вынесено Распоряжение № 40 «Об отмене распоряжения № 19 от 31.05.2018».

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, Администрацией 30 апреля 2019 года, то есть уже на следующий день после исполнения предупреждения, принято Постановление № 54 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым гарантирующей организацией вновь назначено ООО «Технологический центр».

Данные обстоятельства указывают на формальное прекращение действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также свидетельствуют о том, что поведение Администрации имеет целенаправленный характер с целью наделения ООО «Технологический центр» статусом гарантирующей организации.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209). Несмотря на то, что ГК РФ не закрепляет конкретного определения понятия собственника, из общих положений можно прийти к выводу о том, что законный владелец – это лицо, которое фактически владеет имуществом на основании закона или договора.

При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В Российской Федерации факт владения недвижимым имуществом подтверждается государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, которая представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Как следует из представленных документов, в период с 27 июня 2018 года Администрацией велась работа по оформлению права собственности на объекты водоснабжения и водоотведения, а также по актуализации: инвентаризации, составлении и утверждении схемы водоснабжения и водоотведения, постановки на кадастровый учет данного имущества и оформления права муниципальной собственности на объекты водоснабжения и водоотведения.

Так:

- сооружение коммунального хозяйства – водопровод в д. Новое поле на учет Управлением Росреестра по Челябинской области 09 октября 2019 года;

- сооружение канализации – сети водоотведения в п. Рощино принято на учет Управлением Росреестра по Челябинской области 10 октября 2019 года;

- сооружение коммунального хозяйства – сеть водоснабжения – внутриплощадочные сети водопровода п. Рощино принято на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра по Челябинской области) 23 октября 2019 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 229 ГК РФ).

За Администрацией право муниципальной собственности на указанные объекты признано только 16 июня 2021 года, в соответствии с Решением Сосновского районного суда Челябинской области по делу № 2-751/2021.

Таким образом, по состоянию на дату заключения договоров аренды, в соответствии с которыми ООО «Технологический центр» передано имущество  с целью осуществления водоснабжения, водоотведения на территории Рощинского сельского поселения, Администрация не обладала правами на такое имущество, соответственно, не могла распоряжаться им, в том числе заключать договоры, влекущие переход прав владения и (или) пользования.

На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, регулируется положениями статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества  может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, поименованных в указанной норме.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется, в том числе на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила № 67). Согласно пункту 3.1 Правил № 67 заключение договоров аренды в отношении объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 41.1 Закона о водоснабжении.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Законом о водоснабжении.

Таким образом, передача владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется или по договорам аренды или по концессионным соглашениям.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.

Целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Кроме того, статьей 47 Закона о концессионных соглашениях установлен особый перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Учитывая особое регулирование концессионных соглашений, в том числе связанное с государственным регулированием цен (тарифов) на оказание услуг с использованием спорного имущества, проведение торгов с нарушением норм Закона о концессионных соглашениях является нарушением публичных интересов, которое влечет ущемление прав неограниченного круга лиц, в том числе интересов муниципального образования Рощинское сельского поселения Сосновского района Челябинской области

Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, в особенности без проведения торгов, а обязывает орган местного самоуправления проводить торги на право заключения концессионных соглашений в отношении указанных объектов недвижимости, договоры аренды муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения заключены в отсутствие правовых оснований.

Передача муниципального имущества без проведения конкурса конкретному хозяйствующему субъекту в аренду в случаях, когда законодательством предписано обязательное проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения, создает для конкретного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Указанная позиция изложена также в Письме ФАС России от 26.02.2018 № ВК/12509/18 «О направлении разъяснений».

Несмотря на то, что часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (пункт 11), во-первых, предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается, во-вторых, на основании части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на передачу прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, указанные положения не применимы.

  Заключая договоры аренды в отношении объектов водоснабжения, водоотведения без проведения предусмотренных конкурентных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении таких объектов, Администрация предоставила ООО «Технологический центр» право преимущественного доступа к муниципальному имуществу, которое при прочих равных условиях должно было быть осуществлено с учетом требований Закона о защите конкуренции, Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях.

Нормативно-правового обоснования заключения договоров аренды без проведения торгов Администрацией не представлено.   

Изложенное приводит к выводу о том, что Администрация на протяжении длительного времени осознавала, что действия по заключению Договоров аренды с ООО «Технологический центр» и присвоению указанному лицу статуса гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Организация водоснабжения и водоотведения в пределах муниципального образования является одной из важнейших социальных задач органа местного самоуправления, поскольку играет ключевую роль в обеспечении функционирования нормальной жизнедеятельности населения. В силу положений действующего законодательства, такое функционирование не может быть произвольным, а должно быть осуществлено с учетом требований действующего законодательства.

 

В силу положений статьи 31 Закона о водоснабжении услуги холодного водоснабжения и водоотведения относятся к регулируемым видам деятельности, следовательно, тарифы в указанной сфере подлежат регулированию.

При этом, пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоотведении устанавливает, что полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделены органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

На территории Челябинской области органом власти, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (пункт 52 части 8 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300).

Из изложенного следует, что у Совета депутатов отсутствовали полномочия, как на принятие Решения № 179, которым ООО «Технологический центр» присвоен статус гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского поселения, так и по принятию Решения № 188, которым указанному обществу утверждены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Поскольку контроль исполнения Решения № 179 возложен на Главу поселения, а Решение № 188, помимо председателя Совета депутатов, также подписано Главой поселения, указанное должностное лицо в соответствии с возложенными Уставом полномочиями вправе было отказаться от подписания Решения № 188, вернуть оба Решения Совета депутатов, ввиду их несоответствия требованиям действующего законодательства.

Однако, напротив, в развитие правоотношений в сфере водоснабжения и водоотведения Главой приняты Распоряжение № 19 и Постановление № 54.

Указанные действия Администрации привели к тому, что ООО «Технологический центр» стало способным при отсутствии правовых оснований осуществлять на территории Рощинского поселения деятельность в качестве гарантирующей организации в сфере водоотведения, водоснабжения по незаконно установленным тарифам.

ООО «Технологический центр» должно было осознавать, что действия по заключению договоров аренды сетей водоснабжения и водоотведения, осуществление такой деятельности на основании незаконно установленных Советом депутатов и утвержденных Администрацией тарифов противоречит требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, Общество продолжало заключать с Администрацией договоры аренды имущества, необходимого для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Рощинского поселения.

Комиссия обращает внимание, что с 28 мая 2018 года, а также весь 2019 год ООО «Технологический центр» осуществляло деятельность по тарифам, установленным Советом депутатов в нарушение требований законодательства.

В рамках рассмотрения дела Комиссией не установлено, что ООО «Технологический центр» принимало меры по получению законного экономически обоснованного тарифа. Документов и сведений, подтверждающих, что указанное общество обращалось в Министерство тарифного регулирования для установления такого тарифа, в адрес Совета депутатов и Администрации с обращениями о невозможности осуществления деятельности по водоснабжения и водоотведению по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления, не представлено, Комиссией не получено.

Указанное может свидетельствовать о том, что Общество, зная о неправомерности наличия у него прав пользования имуществом, необходимым для оказания услуг по водоснабжения и водоотведению на территории Рощинского поселения, могло понимать, что органом тарифного регулирования будет отказано в установлении тарифов ООО «Технологический центр», в связи с чем продолжало осуществлять деятельность на основании неправомерно установленных тарифов с использованием имущества, переданного без учета требований действующего законодательства.

Вместе с тем, в 2020 году ООО «Технологический центр» обратилось в Министерство тарифного регулирования с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2020 год (вх. № Министерства 1645/03 от 25.02.2020).

При этом, в дополнении к заявлению (вх. № Министерства 6304/03 от 17.06.2020) Общество указывает, что сети водоснабжения и водоотведения, используемые ООО «Технологический центр» поставлены на учет как бесхозные 09.10.2019, что еще раз может являться подтверждением позиции антимонопольного органа о том, что Общество не обращалось в Министерство тарифного регулирования за установлением тарифов, ввиду ненадлежащей передачи прав пользования сетями водоснабжения и водоотведения и обладания ООО «Технологический центр» такой информацией.

Только после признания сетей бесхозными Общество предприняло действия по установлению тарифов на питьевую воду и водоотведение в установленном законом порядке, полагая, что имеет законное право осуществления такой деятельности.

Вместе с тем, Министерство тарифного регулирования по результатам рассмотрения обращения ООО «Технологический центр» об установлении тарифов указало, что Обществом представлены обосновывающие материалы в объеме, не соответствующем пункту 17 раздела IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила).

В соответствии с указанным пунктом Правил, к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе:

- копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица – передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности (подпункт а);

- копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подпункт д);

- расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подпункт е);

- копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования (подпункт о).

Указанные документы ООО «Технологический центр» совместно с заявлением об установлении тарифов не представлены.

Стоит отметить, что Министерство тарифного регулирования в ответе (исх. № 03/2867) также указало на необходимость соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, которой регламентирована передача объектов систем централизованного холодного водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, по концессионному соглашению.

 Помимо этого, Комиссия при рассмотрении дела установила, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Технологический центр» вид экономической деятельности 36.00 Забор, очистка и распределение воды внесен только 24 августа 2020 года. Из указанного следует, что более 2 лет указанное общество осуществляло деятельность без внесения указанного вида в учредительные документы.

 

Комиссией установлено, что 21 января 2021 года Советом депутатов принято Решение № 61 «О назначении гарантирующей организации для водоснабжения п. Рощино», в соответствии с которым такой организацией назначено ООО «Лазурит» с 12 января 2021 года.

На основании указанного Решения Совета депутатов Администрацией 22 января 2021 года издано Постановление № 8/1 «Об отмене гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым Постановление от 30.04.2019 № 54 с 12 января 2021 года отменено.

Относительно организации, осуществляющей водоотведение на территории Рощинского сельского поселения, Администрацией представлены письменные пояснения (вх. № 14535-ЭП/21 от 15.10.2021), из содержания которых следует, что услуги водоотведения на территории Рощинского сельского поселения оказывает Общество с ограниченной ответственностью «СпецТехСтрой» (далее – ООО «СпецТехСтрой») на основании муниципального контракта на оказание услуг по технологическому обслуживанию и содержанию внутриплощадочных сетей и объектов канализации № 1 от 01.08.2021. При этом, Администрацией документов и сведений, подтверждающих оказание ООО «СпецТехСтрой» услуг водоотведения на территории Рощинского поселения, в том числе платежные квитанции, не представлено.

Вместе с тем, предметом названного контракта являются именно услуги по техническому обслуживанию и содержанию внутриплощадочных сетей и объектов канализации, расположенных в Рощинском сельском поселении, а не оказание ООО «СпецТехСтрой» услуг по водоотведению.

Кроме того, ООО «СпецТехСтрой» представило письменные пояснения (вх. № 14454/21 от 14.10.2021), в которых указало, что не заключало контракты (договоры) на оказание коммунальных услуг и не оказывало услуг водоотведения потребителям Рощинского сельского поселения.

Муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» (далее – МУП «ПОВВ») представило в Челябинское УФАС России сведения (вх. № 14550/21 от 15.10.2021), согласно которым между МУП «ПОВВ» и ООО «Технологический центр» сложились фактические отношения по приему сточных вод (очистке) от потребителей Рощинского сельского поселения за период с 01.06.2018 по 31.07.2021; заявлений и документов по вопросу заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения (очистки) для потребителей Рощинского сельского поселения от ООО «СпецТехСтрой» не поступало; на указанной территории гарантирующая организация, осуществляющая водоотведение, в настоящее время отсутствует; оплата за используемый ресурс взыскивается МУП «ПОВВ» в судебном порядке, исходя из фактического использования.

 

Согласно пункту 4 статьи Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который  не  может  быть  заменен  другим  товаром,  или  взаимозаменяемых  товаров  (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации и Общества по заключению антиконкурентного соглашения фактически привели к наделению ООО «Технологический центр» статусом гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «Технологический центр» является 36.0 – «Забор, очистка и распределение воды», дополнительным видом деятельности, в том числе является – 37.00 «Сбор и обработка сточных вод».

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, такие виды экономической деятельности, как забор, очистка и распределение воды (36), сбор и обработка сточных вод (37) относятся к деятельности, предусмотренной разделом Е «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений».

Вид экономической деятельности «забор, очистка и распределение воды» включает в себя:

-  забор, очистку и распределение воды для бытовых и промышленных нужд;

  - забор воды из различных источников, а также ее распределение различными средствами;

  - забор воды из рек, озер, колодцев и т.д.;

 - сбор дождевой воды;

 - очистку воды в целях водоснабжения;

 - очистку воды в промышленных и прочих целях;

 - опреснение морской воды или грунтовых вод для различных целей;

 - распределение воды через распределительные трубопроводы, грузовым автотранспортом или прочими транспортными средствами;

 - деятельность ирригационных систем.

Вид экономической деятельности «сбор и обработка сточных вод» включает в себя:

- обеспечение функционирования коллекторных систем или средств по очистке сточных вод;

 - сбор и транспортировку бытовых или промышленных сточных вод от одного или нескольких пользователей, а также дождевой воды посредством сетей водоотведения, коллекторов, резервуаров и прочих средств (средств для транспортировки сточных вод и т.п.);

 - освобождение и очистку выгребных ям и загрязненных резервуаров, сливов и колодцев от сточных вод;

 - обслуживание туалетов с химической стерилизацией;

 - очистку сточных вод (включая бытовые и промышленные сточные воды, воды из плавательных бассейнов и т.д.) посредством физических, химических и биологических процессов, таких как растворение, экранирование, фильтрование, отстаивание и т.д.;

 - обслуживание и очистку коллекторов и сетей водоотведения, включая прочистку коллекторов гибким стержнем.

 Антимонопольный орган при подготовке приходит к выводу о том, что предмет охвата ОКВЭД 36.00 и 37.00 более широкий, нежели предмет рассматриваемого дела, в связи с чем не может быть принят в полном объеме в качестве продуктовых границ рассматриваемого товарного рынка.

Основной целью деятельности гарантирующей организации является осуществление водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, рассматриваемые действия Администрации и ООО «Технологический центр» с учетом классификаторов видов экономической деятельности, характера заключенного соглашения, фактически осуществляемой Обществом деятельности привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке водоснабжения и водоотведения.

Учитывая изложенное, в целях рассмотрения настоящего дела, продуктовыми границами рынка являются рынок водоснабжения и водоотведения.

Географические границы товарного рынка: Рощинское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области.

Временной интервал исследования определен периодом с 28 мая 2018 года по 01 августа 2021 года.

 

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Из указанных положений следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения, в том числе в устной форме между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.

В рассматриваемом случае совокупный анализ поведения ответчиков по делу, а также имеющиеся в материалах дела письменных доказательств позволяет сделать вывод о заключении антиконкурентного соглашения между Администрацией и ООО «Технологический центр» и его реализации.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что взаимосвязанные действия Ответчиков были направлены на обход установленной процедуры назначения гарантирующей организации в сфере водоснабжения, водоотведения, с целью недопуска на этот рынок иных организаций и назначения в качестве такой организации непосредственно ООО «Технологический центр» на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, что, в свою очередь, может привести к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

 

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России 21 октября 2021 года принято Заключение об обстоятельствах дела № 074/01/16-1240/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № АК/14242/21 от 27.10.2021) и Определение об отложении рассмотрения дела № 074/01/16-1240/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № АК/14243/21 от 27.10.2021), в соответствии с которым лицам, участвующим в рассмотрении настоящего дела, предложено, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, представить в Челябинское УФАС России, в том числе пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 074/01/16-1240/2021 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Администрацией в материалы настоящего дела представлены возражения на Заключение об обстоятельствах дела № 074/01/16-1240/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 15998-ЭП/21 от 16.11.2021), суть которых сводится к следующему.

1. На момент определения ООО «Технологический центр» в качестве гарантирующей организации права муниципальной собственности на сети водоснабжения и водоотведения не имелось, следовательно, у Администрации отсутствовала возможность заключить концессионное соглашения.

2. Администрация указывает, что сразу после регистрации права собственности на имущество, был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения, а правоотношения с ООО «Технологический центр» прекращены и 30 октября 2020 года заключено концессионное соглашение с ООО «Лазурит».

3. Из возражений также следует, что полномочия по проверке получения (неполучения) гарантирующей организацией тарифов и обоснованности его размера на Администрацию не возлагаются, в связи с чем орган местного самоуправления не имел возможности осуществить проверку установленного для ООО «Технологический центр» тарифа.

4. Также Администрация в возражениях делает акцент на то, что за время работы с 01 июня 2018 года ООО «Технологический центр» зарекомендовало себя исключительно с положительной стороны: в Рощинском сельском поселении улучшилась работа по вопросу водоснабжения и водоотведения, уменьшились потери, были заменены пожарные гидранты, перебоев в поставке водоснабжения и водоотведения не наблюдалось, аварийные ситуации устранялись в кратчайшие сроки, жалоб от жителей и сведений об ухудшении оказания услуг за время осуществления указанным обществом деятельности не поступало.

На основании указанного Администрация считает безосновательным утверждение о заключении антиконкурентного соглашения между Администрацией и ООО «Технологический центр».

 

Комиссия, изучив доводы, изложенные Администрацией в возражении на Заключение, считает, что они не могут быть рассмотрены в качестве подтверждения отсутствия в его действиях нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

1. Отсутствие оформленного в надлежащем порядке права муниципальной собственности само по себе не может являться законным основанием для заключения договоров аренды в отношении таких объектов и наделения ООО «Технологический центр» статусом гарантирующего поставщика.

Комиссия пришла к выводу о нарушении антимонопольного законодательства не только на основании заключения договора, а установила, что действия Администрации носили не единичный характер, на допущенные нарушения ранее указывал и антимонопольный орган посредством выдачи предупреждений, и прокуратура путем обращения с исковым заявлением о признании договора аренды недействительным.

Кроме того, позиция Комиссии о несоответствии требованиям антимонопольного законодательства действия по передаче бесхозяйных объектов подтверждается практикой антимонопольных органов, а также судов (например, дело № А58-9468/2019).

2. Несмотря на то, что между Администрацией и ООО «Лазурит» 30 октября 2020 года заключено концессионное соглашение, Комиссия считает указанный довод не может свидетельствовать об отсутствии нарушения Закона о защите конкуренции.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, концессионное соглашение заключено исключительно в отношении объектов водоснабжения, услуги водоотведения вплоть до 01 августа 2021 года на территории Рощинского поселения оказывало ООО «Технологический центр», в том числе, ввиду осуществления Администрацией ранее совершенных действий и фактического предоставления такой возможности.

3. Комиссия не оспаривает довод Администрации об отсутствии у нее полномочий по осуществлению проверки тарифов на водоснабжение и водоотведение, напротив, обращает внимание на то, что Администрация полномочиями по утверждению такого тарифа не обладала.

При этом, несмотря на то, что тарифы для ООО «Технологический центр» были утверждены Распоряжением Совета депутатов, указанное Распоряжение также подписано Главой поселения.

4. Комиссия также отклоняет довод о качественном оказании ООО «Технологический центр» услуг и отсутствия жалоб со стороны жителей, поскольку не является доказательством отсутствия нарушения антимонопольного законодательства и не свидетельствует о законности действий Ответчиков.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации и ООО «Технологический центр» по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Иных документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в Заключении, в адрес Челябинского УФАС России, в том числе от ООО «Технологический центр», не поступило.

 

Таким образом, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности принятие Главой поселения Распоряжения № 19 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», заключения между Администрацией и ООО «Технологический центр» 01 июня 2018 года Договора аренды № 24 объектов муниципальной собственности, Договора аренды № 25 от 29.12.2018 и дополнительных соглашений к указанным договорам, Договора аренды № 25 от 02.05.2019, Договора аренды № 26 от 03.04.2020, а также еще 8 договоров по истечении срока последнего названного договора аренды, подписания Главой поселения Решения Совета депутатов 10.12.2018 № 188 «О внесении изменений в Решение № 179», которым в отсутствие правовых оснований ООО «Технологический центр» утверждены тарифы на питьевую воду и водоотведение, принятие Администрацией 30 апреля 2019 года Постановления № 54 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым гарантирующей организацией избрано ООО «Технологический центр», и иное, Комиссия приходит к выводу о заключении между Администрацией и ООО «Технологический центр» антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. 

 

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

30 октября 2020 года Администрацией заключено Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения, находящихся в Рощинском сельском поселении с Обществом с ограниченной ответственностью «Лазурит» (далее – ООО «Лазурит»).

21 января 2021 года Советом депутатов принято Решение № 61 «О назначении гарантирующей организации для водоснабжения п. Рощино», в соответствии с которым такой организацией назначено ООО «Лазурит» с 12 января 2021 года.

На основании указанного Решения Совета депутатов Администрацией 22 января 2021 года издано Постановление № 8/1 «Об отмене гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым Постановление от 30.04.2019 № 54 с 12 января 2021 года отменено.

Распоряжением Главы Рощинского поселения от 29.04.2019 № 40 «Об отмене распоряжения № 19 от 31.05.2018» отменено Распоряжение Главы сельского поселения от 31.05.2018 № 19.

Кроме того, документов и сведений, подтверждающих, что ООО «Технологический центр» в настоящее время продолжает осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией не получено, сторонами не представлено, в связи с чем основания для выдачи предписаний Ответчикам о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение, заключенное между Администрацией Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и ООО «Технологический центр», которое выразилось, в том числе в:

- принятии Главой Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области  Распоряжения от 31 мая 2018 года № 19 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения»,

- подписании Главой Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области  Решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области  10.12.2018 № 188 «О внесении изменений в Решение № 179», которым в отсутствие правовых оснований ООО «Технологический центр» утверждены тарифы на питьевую воду и водоотведение,

- принятии Администрацией Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области 30 апреля 2019 года Постановления № 54 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым гарантирующей организацией избрано ООО «Технологический центр»,

- заключении между Администрацией Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области  и ООО «Технологический центр» договоров аренды муниципального имущества, необходимого для осуществления деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения и дополнительных соглашений к таким договорам, несмотря на судебное решение о признании первоначального договора аренды недействительным и иное, что, в свою очередь, может привести к ограничению конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Администрации и ООО «Технологический центр» предписание, предусмотренное статьей 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                 <...>

 

      

       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия  в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>8 (351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны