Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-2336/2023 об отсутствии оснований для ... от 9 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-2336/2023 об отсуствии  оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «05» октября 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) рассмотрев обращение ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» (далее — Заявитель) вх. № 12796-ЭП/23 о 27.09.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Красремпутьмаш» (ИНН 2462055150) в связи с не исполнением обязательств по договору на выполнение работ по изготовлению контроллера видеостены ЕКДФ.466219.045 (извещение № 32312099354), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Красремпутьмаш» в связи с не исполнением обязательств 2023-15749 2 по договору на выполнение работ по изготовлению контроллера видеостены ЕКДФ.466219.045 (извещение № 32312099354). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» провело открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению контроллера видеостены ЕКДФ.466219.045. 03.05.2023 между ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» и ООО «Красремпутьмаш» заключен договор на выполнение работ по изготовлению контроллера видеостены ЕКДФ.466219.045 (далее — Договор). Согласно пунктами 4.2.1,4.2.2, 4.2.22 Договора, 1.11 приложения № 4, 3.1. приложения № 5к Договору подрядчик обязался: - выполнить работу в полном соответствии с условиями и требованиями Договора и представить Заказчику ее результат предусмотренные Договором сроки; - разработать в полном объеме, согласовать и передать документацию на товар в порядке и на условиях, указанных в Приложении № 4 к договору, в том числе в течении 30 календарных дней с даты подписания договора передать Заказчику и Генподрядчику ТЗ на отдельные технические средства или программно-технические средства; - в течении 20 рабочих дней с даты заключения договора, но не позже чем за 20 дней до начала изготовления оборудования обеспечить разработку и согласование с Заказчиком, Гензаказчиком и Генподрядчиком Программы обеспечения качества (далее - ПОК) в сотвествии с требованиями НП-090-11 «Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии», РД 1.1.2.29.0960-2015 «Порядок согласования и утверждения программ обеспечения качества и руководств по качеству». Заказчик указывает, что конечным сроком выполнения работ по договору является 04.09.2023. По состоянию на 17.08.2023 подрядчик: - не разработал не согласовал с Заказчиком, Гензаказчиком и Генподрядчиком ПОК; - не разработал, не передал Заказчику и Генподрядчику ТЗ на ТС или ПТС; - не приступил к изготовлению контролера видеостены ЕКДФю466219.045. Указанные обстоятельства свидетельствовали Заказчику о том, что подрядчик в срок 04.09.2023 не окончит работы. В связи с чем, ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» в одностороннем порядке расторгло Договор с ООО «Красремпутьмаш» виду ненадлежащего исполнения последним своих обязательств. Согласно уведомлению об одностороннем отказе от договора от 17.08.2023 № 12-91- 00-2/1397 договор считается расторгнутым с момента получения подрядчиком уведомления. Таким образом, Договор считается расторгнутым с 05.09.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании (почтовый идентификатор 80097387495969). ООО «Красремпутьмаш» опровергает доводы Заказчика о том, что им не выполнены работы по Договору. В своих пояснениях антимонопольному органу указывает на выполнение ряда работ необходимых для исполнения Договора, также указывает на то, что Заказчиком неверно определен срок окончания работ по Договору (04.09.2023), предприятием не учтена статья 9.1 ЕОСЗ ГК Росатом. Подрядчиком неоднократно направлялись письма с проектами ПОК для согласования и вопросам разработки ПОК, Заказчиком в согласовании ПОК было отказано. 2023-15749 3 Проект ТЗ обществом направлен ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина», Заказчик отказал в согласовании ТЗ. С пояснениями представлены копии писем, подтверждающих позицию подрядчика, также представлены паспорта на оборудование, обзор содержимого и упаковка готового изделия контроллер видеостены ЕКДФ.466219.045. ООО «Красремпутьмаш» полагает, что им были совершены все действия, необходимые для исполнения своих обязательств по договору, в связи с чем общество обратилось с иском о признании незаконным решения Заказчика об одностороннем отказе от договора в Арбитражный суд Челябинской области, дело № А76-28965/2023. Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что в отношении ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации введены политические или экономические санкции и (или) иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера. В соответствии в пунктом 28 Указа президента Украины от 05.02.2023 № 57/2023 в отношении ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» введены санкции. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального 2023-15749 4 органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила) установлено, что в случае расторжения договора по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган: а) сведения, предусмотренные пунктами 3 - 8 перечня, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня; б) копию решения суда о расторжении договора. Поскольку датой расторжения договора является 05 сентября 2023 года, а обращение ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» в адрес Челябинского УФАС России подано 27 сентября 2023 года, т. е. на 16 рабочий день, то обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Красремпутьмаш» направлено в Челябинское УФАС России с нарушением сроков, предусмотренных Правилами. 2. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что 2023-15749 5 применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков согласно статье 5 Закона о закупках является не только наличие введенных санкций в отношении Заказчика, но и одновременно факт расторжения договора в связи с существенным нарушением условий и возложенных обязательств по заключенному договору при его исполнении подрядчиком. Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Ограничения в экономической деятельности, вводимые на основании части 2 статьи 5 Закона о закупках в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в реестр недобросовестных поставщиков, имеют признаки публично-правовой ответственности, в обязательный предмет доказывания по настоящему спору входят обстоятельства, однозначно свидетельствующие о недобросовестном поведении подрядчика, выразившемся в умышленных действиях, направленных на уклонение от исполнения договора. Вопрос ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств (выполнения работ по договору (как одно из условий включения субъекта в РНП) является предметом рассмотрения в Арбитражном суде. Кроме того, на заседании Комиссии подрядчик настаивал на неправомерном требовании, установленном в договоре о разработке программы обеспечения качества. Указанный вопрос подлежит выяснению в суде. Определением Верховного Суда РФ от 07.03.2017 № 301-КГ17-341 по делу № А79- 2181/2016 установлено, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В силу наличия неразрешенного спора (дело № А76-28965/2023) по признанию одностороннего отказа от договора от 17.08.2023 № 12-91-00-2/1397 незаконным, основанием для которого послужили незаконченные работы (ненадлежащее исполнение), 2023-15749 6 Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в настоящее время в материалах обращения доказательств о недобросовестном поведении ООО «Красремпутьмаш», выразившимся в существенном нарушении условий договора, повлекшие односторонний отказ от договора. По состоянию на 05.10.2023 включение сведений ООО «Красремпутьмаш» в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года при наличии недоказанности факта существенного нарушения условий договора подрядчиком будет носить формальный характер и не будет отвечать принципу справедливости, если судом односторонний отказ от исполнения договора будет признан незаконным. При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России в настоящее время не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО «Красремпутьмаш» в реестр недобросовестных поставщиков. ФГУП «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» вправе обратиться с обращением о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Красремпутьмаш» после вынесения решения судом (вступление в законную силу) о законности одностороннего отказа от договора от 17.08.2023 № 12-91-00-2/1397. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «Красремпутьмаш» (662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Комсомольская, д. 24, пом. 9, ОГРН 1172468027874, дата присвоения ОГРН 26.04.2017, ИНН 2462055150, КПП 245201001) в реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны