Решение №8161/04 Жалоба признана обоснованной от 21 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГУП «ПО «Маяк»

456784, Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, 31

nmklepatova@po-mayak.ru

ООО ПО «Уральский металлургический холдинг»

454090, г. Челябинск, пр. Ленина, 35, оф. 504

tender@uralmetallholding.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/07/3-888/2019

18 июня 2019 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председатель Комиссии: Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии: Копылов Станислав Александрович – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Ясиненко Елена Васильевна - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 074/07/3-888/2019 ООО ПО «Уральский металлургический холдинг» на действия ФГУП «ПО «Маяк» при проведении закупки на право заключения договора на поставку сосудов коаксильных (извещение № 31907850848), в присутствии представителя ФГУП «ПО «МАЯК»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ПО «Уральский металлургический холдинг» на действия ФГУП «ПО «Маяк» при проведении закупки на право заключения договора на поставку сосудов коаксильных (извещение № 31907850848).

Податель жалобы обжалует положения закупочной документации в части не установления Заказчиком требований к участникам о предоставлении лицензии на изготовление оборудования для ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения.

Согласно доводам жалобы Заказчик в пункте 12.1 Раздела 12 Технического задания установил класс безопасности продукции по НП-016-05-3Н.

По мнению подателя жалобы, учитывая, что закупаемая продукция Заказчиком относится к объектам использования атомной энергии, то участник, участвующий в рассматриваемой закупке, должен обладать определенной лицензией на ее изготовление.

Также податель жалобы указывает, что в пункте 10 извещения о проведении закупки и в пункте 3.2 проекта договора указаны ссылки на НП-071-06, утратившие силу в связи с утверждением новых норм и правил – НП-071-18.

ФГУП «ПО «Маяк» с доводами жалобы не согласно, представило письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе.

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно частям 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, до окончания срока подачи заявок с жалобой в антимонопольный орган может обратиться любой хозяйствующий субъект, имеющий намерение принять участие в закупке.

Дата окончания срока подачи заявок – 30.05.2019, жалоба ООО ПО «Уральский металлургический холдинг» поступила в антимонопольный орган 29.05.2019 (до окончания срока подачи заявок).

Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган ООО ПО «Уральский металлургический холдинг» соблюдены, заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика.

  1. Челябинским УФАС России установлено, что закупаемая Заказчиком продукция относится к элементам объекта использования атомной энергии 1, 2, 3 классов безопасности и такая продукция является оборудованием конструирование и изготовление которого подлежит лицензированию.

В пункте 5.1 Технического задания (том 2 Закупочной документации) установлено, что сосуды должны соответствовать требованиям ОСТ 95 10439-2002 и комплекта документации согласно Ф20.10.229.000. Приемка сосудов будет осуществляться согласно планам качества по НП-071-18, согласованным с Покупателем.

В планах качества в пункте «Приемочная инспекция», в столбце «РКД (ППР), ПТД, ПКД, СТП, содержащие требования» прописано требование наличия лицензии на изготовление оборудования ЗН класса безопасности в соответствии с НД и ФЗ.

Таким образом, Заказчиком установлено требование о предоставлении лицензии на изготовление продукции использования атомной энергии, предоставляемой участником при поставке продукции.

Вместе с тем, закупка осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами, юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 № 1352 (далее - Положение), участниками, принять участие в закупке могут только субъекты малого и- среднего предпринимательства.

При этом, участниками закупки могут являться поставщики продукции, не осуществляющие изготовление оборудования ЗН класса безопасности, а осуществляющие только ее реализацию. Реализация объектов использования атомной энергии не является лицензируемым видом деятельности.

В связи с чем, Заказчик правомерно не установил требование о наличии лицензии к участнику закупки, Заказчиком установлены только требование к продукции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положением регламентирующим закупочную деятельность ФГУП «По «Маяк» является Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом») (далее – ЕОСЗ).

Требования к участникам при проведении закупок с начальной (максимальной) ценой договора до 200 млн. руб. с НДС (включительно), участниками которых могут быть только субъекты МСП установлены в соответствии с подразделом 1.6 Приложения № 10 к ЕОСЗ «Методика установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадий)». В данном разделе отсутствует возможность установления требований к изготовителям. Таким образом, право Заказчика требовать у участника закупки лицензию изготовителя на момент подачи заявок ЕОСЗ не предусмотрено.

  1. Согласно пункту 10 извещения в редакции 1 цена договора включает в себя все расходы, в том числе расходы на транспортировку, услуги уполномоченной организации по оценке соответствия изготовленной продукции в соответствии с НП-071-06, доставку до места назначения, страхование, упаковку, экспедирование, полный комплект технической документации, уплату таможенных пошлин, налогов, других обязательных платежей.

Приказом Ростехнадзора от 16.03.2018 № 111 нормы и правила НП-071-06 признаны утратившими силу в части регулирования правоотношений, связанных с изготовлением и поставкой оборудования, изделий, а также комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на атомные станции, сооружения и комплексы с исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами.

Довод подателя жалобы об указании Заказчиком в извещении и проекте договора норм и правил, утративших силу является обоснованным.

Вместе с тем, указание Заказчиком в закупочной документации ссылки на нормы и правила, утратившие силу, является технической ошибкой Заказчика, не приведшей к нарушению принципов проведения закупки и к нарушению законных прав и интересов участников закупки, что подтверждается фактическими действиями Заказчика после выявления данной технической ошибки.

Челябинским УФАС России установлено, что в адрес Заказчика поступил запрос о разъяснении положений закупочной документации, а именно следующего содержания: «В Техническом задании на поставку сосуда коаксильного имеется ссылка на НП-071-06, утратившие силу. Прошу актуализировать ссылку на нормы и правила или разъяснить необходимость применения указанных НП».

Заказчик в ответ на поступивший запрос разъяснил, что в закупочную документацию внесены соответствующие изменения.

Запрос о разъяснении документации и ответ Заказчика размещены на сайте ЕИС, Заказчиком внесены изменения в закупочную документацию (извещение о внесения изменений № 2), продлены сроки приема заявок.

В связи с чем, права и законные интересы подателя жалобы действиями Заказчика по указанию в редакции № 1 закупочной документации недействующих норм и правил не нарушены, допущенная техническая ошибка Заказчика была устранена им самостоятельно, Заказчиком внесены соответствующие изменения в закупочную документацию, продлен срок приема заявок на срок, установленный требованиями Закона о закупках.

Оснований для выдачи предписания у Челябинского УФАС России не имеется.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО ПО «Уральский металлургический холдинг» на действия ФГУП «ПО «Маяк» обоснованной.

Председатель Комиссии А.А. Козлова

Члены Комиссии С.А. Копылов

  1. Е.В. Ясиненко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны