Решение №ВЛ/5655/22 решение по делу № 220-ж/2022 от 18 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение по делу № 220-ж/2022

 

Управление по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района

457200, Челябинская область,

с. Варна,

пер. Кооперативный, 31/А

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Автодоркомплект»

454012, г. Челябинск,

ул. Копейское шоссе, д. 23

 

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва,

пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9,

эт. 1, пом. I, комн. 2

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369300207122000050)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-1198/2022

по делу (№ 220-ж/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Автодоркомплект» (далее – ООО «Автодоркомплект», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку экскаватора (извещение № 0369300207122000050), в присутствии:

- представителей Управления по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района (далее – Управление по имуществу, заказчик) «<…>», действующих на основании распоряжения № 604-р от 11.08.2008, доверенности б/н от 12.05.2022;

- представителей ООО «Автодоркомплект» «<…>», действующих на основании доверенности № 19-ю от 11.05.2022.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 05.05.2022 поступила жалоба ООО «Автодоркомплект» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку экскаватора (извещение № 0369300207122000050) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 28.04.2022 в 12:39.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку экскаватора 18 550 000,00 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (№ 0369300207122000050) от 11.05.2022.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «Автодоркомплект», совокупности установленных заказчиком характеристик приобретаемого товара соответствуют только модели иностранного производства (экскаватор JCB). Под данное описание не подходит ни одна единица техники российского происхождения, что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона.

Представители Управления по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района с доводами жалобы ООО «Автодоркомплект», не согласились, пояснили, что закупка признана несостоявшейся. Заказчик в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) при описании объекта закупки указал дополнительную информацию в части характеристик товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ). Управление по имуществу определило требования к закупаемому товару таким образом, чтобы повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Как следует из содержания подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, по итогам закупки заказчик формирует проект контракта, который должен содержать, в том числе, информацию о характеристиках товара, предлагаемого к поставке, из заявки участника закупки, с которым заключается контракт.

Извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0369300207122000050 объект закупки определен как поставка экскаватора.

Описанием объекта закупки выступает Приложение № 1 к проекту контракта, являющему Приложением № 2 к извещению о закупке.

Спецификация на поставку экскаватора представляет собой таблицу, содержащую информацию о наименовании товара (экскаватор); функциональных, технических, качественных и других характеристиках объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; показатели, значение которых не может измениться и показатели, требующие указания точного значения. Так, в числе прочих характеристик, максимальная скорость экскаватора должна составлять не менее 28 км/ч; глубина копания должна быть не менее 6м. Данные показатели в соответствии с инструкцией по заполнению заявки полежат конкретизации участником закупки. Кроме того, экскаватор должен быть укомплектован многофункциональным 7-дюймовым цветным дисплеем, климат-контролем, гидравлической линией для подключения гидромолота, сиденьем оператора пневмоподвесным с подогревом.

Представители заявителя отметили, что максимальная скорость не является характеристикой, влияющей на технико-эксплуатационные характеристики экскаватора. Так, основным назначением экскаватора является разработка грунтов.

Представители заказчика, в свою очередь, на доводы заявителя возразили и указали, что экскаватор необходим для осуществления работ, связанных с копанием траншей, колодцев, водопровода, а максимальная скорость экскаватора определена заказчиком поскольку необходимо выполнять заявки с сельских поселений, находящихся на расстоянии до 90 км от села Варна. Тем самым чем выше максимальная скорость и глубина копания у экскаватора, тем быстрее и качественнее будет осуществляться выполнение работ в Варненском районе.

Комиссия Антимонопольного органа отмечает, что заявителем не представлено доказательств соответствия установленным заказчиком характеристикам к приобретаемому товару исключительно машин иностранного производства. В свою очередь, заказчиком не произведен сравнительный анализ продукции (машин и оборудования), свидетельствующий о приобретении товара, характеристики которого соответствовали бы продукции нескольких производителей. Так, ни заявителем, ни заказчиком, не произведен анализ рынка, позволяющий однозначно утверждать, что, во-первых, совокупности характеристик соответствует только иностранный товар, во-вторых, что установленные характеристики влияют на работы, для осуществления которых используется машина и наличие исключительно установленных характеристик будет удовлетворять потребности заказчика.

Таким образом, довод жалобы заявителя не находит подтверждения, является недоказанным.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее –Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0369300207122000050 установлен код позиции КТРУ 28.92.20.000-00000004 (экскаватор).

При этом, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, код позиции КТРУ формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Позиция КТРУ 28.92.20.000-00000004 (согласно сведениям, размещенным в ЕИС) включена в КТРУ 20.04.2022, дата начала обязательного применения позиции каталога 20.05.2022. Согласно справочной информации, указанной в ЕИС, ОКПД2 по такой позиции КТРУ соответствуют значения классификатора 28.92.26.110 (экскаваторы самоходные одноковшовые); 28.92.27.110 (экскаваторы многоковшовые самоходные), и все это соответствует подгруппе 28.92.2 (машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки).

КТРУ установлены следующие характеристики товара (не являющиеся обязательными для применения): вид дополнительного и рабочего оборудования; вид ходовой части; возможность подключения навесного гидрооборудования; длина рукояти; климатическое исполнение; колесная формула; наличие отопителя; наличие системы кондиционирования; номинальная грузоподъемность; номинальная мощность двигателя; объем ковша; тип двигателя; тип экскаватора; трансмиссия; эксплуатационная масса.

Следовательно, установленные заказчиком характеристики к товару, подлежащие конкретизации участником закупки в составе заявки: максимальная скорость, глубина копания отсутствуют в КТРУ и обоснование необходимости использования информации о них должно включаться заказчиком в описание товара. Но в описании объекта закупки рассматриваемого электронного аукциона такое обоснование Управлением по имуществу не включено.

Таким образом, заказчик в нарушение частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 в описание приобретаемого товара не включил обоснование необходимости использования дополнительной информации в части установления требования к максимальной скорости и глубине копания экскаватора.

 

2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Требование о наличии в содержании заявки на участие в закупке для участия в конкурентном способе предложения участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, регламентировано подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Выбранный заказчиком для объекта рассматриваемой закупки по позиции КТРУ не включен в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, запрет на допуск которых установлен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Указанное обстоятельство повлекло за собой неприменение заказчиком национального режима в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, поскольку в Перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд коды по ОКПД2 28.92.26 (Экскаваторы одноковшовые и ковшовые погрузчики самоходные с поворотом кабины на 360° (полноповоротные машины), кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков), 28.92.27 (Экскаваторы и одноковшовые погрузчики самоходные прочие; прочие самоходные машины для добычи полезных ископаемых) содержатся, а установленный заказчиком код позиции КТРУ 28.92.20.000-00000004 – нет.

Тем самым требование о национальном режиме в извещении рассматриваемой закупки не установлено, однако указание на предоставление в составе заявки на участие в электронном аукционе номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции содержится в Приложении № 5 к извещению о закупке «Требованиях к содержанию и составу заявки, и инструкции по ее заполнению», что свидетельствует о несоответствии извещения о закупке требованиям пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.

 

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является одним из методов посредством применения которых заказчиком определяется и обосновывается начальная (максимальная) цена контракта.

Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги. Так, Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Методические рекомендации).

Раздел III Методических рекомендаций устанавливает требования к определению НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Так, например, в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет») (пункт 3.7.1 Методических рекомендаций).

Необходимо отметить, что заказчиком в материалы дела не представлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам. Согласно пояснениям представителей Управления по имуществу запросы осуществлялись в ходе телефонных разговоров и не подлежали документированию.

Следовательно, однозначно сделать вывод о соблюдении заказчиком требований Методических рекомендаций, о сопоставимости озвучиваемого запроса требованиям к товару, установленным в описании объекта рассматриваемой закупки не представляется возможным, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Кроме того, при изучении представленных заказчиком в материалы дела коммерческих предложений, которые были использованы Управлением по имуществу для формирования НМЦК, Комиссией Челябинского УФАС России обнаружено, что к поставке тремя хозяйствующими субъектами предложены экскаваторы JCB.

Указанное обстоятельство, а также факт признания рассматриваемой закупки несостоявшейся по причине отклонения комиссией по осуществлению закупок единственной заявки заявителя по жалобе на участие в электронном аукционе, предложившего экскаватор российского производства с характеристикой максимальной скорости 20 (пункт 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе), косвенно может свидетельствовать о нарушении заказчиком положения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Автодоркомплект» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку экскаватора (извещение №0369300207122000050) неподтвержденными, недоказанными, в связи с чем, необоснованными.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 1, 2 статьи 33, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 43, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-6066

 

 

Связанные организации

АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
Управление по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района
ИНН 7428007395, ОГРН 1047413000040
ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ"
ИНН 7449075036, ОГРН 1087449001364