Определение №11633/04 Дело № 074/01/10-2192/2020 от 23 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАО «Челябоблкоммунэнерго»
454084, Челябинская область, г. Челябинск,
ул. Кожзаводская, д. 2а, каб. 62
ИП <….>
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 074/01/10-2192/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
22 сентября 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/10-2192/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) <….>.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по итогам рассмотрения заявления ИП <…>, являющейся собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, на действия АО «Челябоблкоммунэнерго» по вопросу начисления платы за услуги теплоснабжения, не исходя из показаний приборов учета, установленных в нежилых помещениях, выявило признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдало АО «Челябоблкоммунэнерго» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 2/2020 от 30.03.2020.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
АО «Челябоблкоммунэнерго» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ИП <…>. о взыскании задолженности по договору № 690 от 22.04. в размере 91586 руб. 26 коп., в том числе: суммы основного долга за потребленную тепловую энергию за период с 01.06.2017 по 30.04.2018 в размере 87198 руб. 82 коп.; пени за период с 11.07.2018 по 23.07.2018 в размере 4387 руб. 44 коп.; пени в соответствии с п.9.4 ст. 15 № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», п. 14 ст. 155 ЖК РФ на сумму основного долга -87198 руб. 82 коп., по день фактического исполнения судебного решения.
13.03.2019 ИП <…> подала встречное исковое заявление к АО «Челябоблкоммунэнерго» о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.06.2017 по 30.06.2019 в размере 51 307 руб. 48 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, за период с 29.11.2018 по 19.11.2019 в размере 3 112 руб. 42 коп., а также о понуждении АО «Челябоблкоммунэнерго» произвести перерасчет за излишне начисленную тепловую энергию за спорный период и на основании п. 7 ст. 175 ЖК РФ произвести снижение задолженности по внесению платы за коммунальные услуги за будущие периоды на сумму штрафа в размере 56 541 руб. 30 коп. до уплаты штрафа в полном объеме.
В обоснование заявленных исковых требований, ИП <…> указала на неосновательное обогащение АО «Челябоблкоммунэнерго» в связи с неверным расчетом объема тепловой энергии, который был оплачен в полном объеме.
Как следует из материалов судебного дела, между АО «Челябоблкоммунэнерго» и ИП <…> заключен договор от 22.04.2013 № 690 на теплоснабжение (далее – Договор), согласно которому Общество обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию до точки поставки, а потребитель обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплачивать использованную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии.
Объектами теплоснабжения по Договору между сторонами являются принадлежащие ИП <…> на праве собственности:
- нежилое помещение площадью 116,1 кв.м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Кожевникова, д. 4 (далее – помещение, расположенное по ул. Кожевникова);
- нежилое помещение площадью 297,3 кв.м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Славы, д. 5А (далее – помещение, расположенное по пр. Славы).
Помещение, расположенное по ул. Кожевникова, не оборудовано индивидуальным прибором учета, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, д. 4, оборудован общедомовым прибором учета, что подтверждается материалами судебного дела.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 5А, также оборудован общедомовым прибором учета, при этом помещение ИП Оньковой Н.Ю. в этом многоквартирном доме оборудовано индивидуальным прибором учета, который в спорный период (с 01.06.2017 по 30.06.2019) находился в исправном состоянии, срок поверки не истек, показания ежемесячно передавались ИП <…> теплоснабжающей организации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги регламентирован Приложением № 2 к Правилам № 354.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу № А76-24161/2018 установлено, что при расчете стоимости тепловой энергии, поставленной в помещение, расположенное по пр. Славы, в спорный период, подлежит применению формула 3(3) приложения № 2 к Правилам № 354, с учетом того, что многоквартирный дом оборудован общим прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу № А76-24161/2018 в удовлетворении первоначальных исковых требований АО «Челябоблкоммунэнерго» к ИП <..> отказано, исковые требования ИП <…> удовлетворены частично.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу № А76-24161/2018 АО «Челябоблкоммунэнерго» обжаловало его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что расчет по формуле 3(1) Правил № 354 в помещении, расположенном по пр. Славы, не может быть применен, поскольку примененная в справочном расчете формула предусмотрена для случаев, когда многоквартирный дом оборудован общим прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, тогда как в рассматриваемом случае все помещения многоквартирного дома были оборудованы индивидуальными приборами учета и доказательств обратного суду не было представлено.
Также, апелляционным судом установлено, что при вводе в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 5А, данный дом был оборудован исправным, допущенным в установленном порядке в эксплуатацию общим прибором учета тепловой энергии, все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме также были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, судами установлено, что при расчете стоимости тепловой энергии, поставленной в помещение, расположенное по пр. Славы, должна применяться формула 3(3) Правил № 354.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу № А76-24161/2018 оставлено без изменений, апелляционная жалоба АО «Челябоблкоммунэнерго» - без удовлетворения.
Письмом от 20.08.2020 исх. № 3362/12 АО «Челябоблкоммунэнерго» сообщило, что согласно материалам дела Общество применяло показания индивидуальных приборов учета ИП <…> (по нежилым помещениям в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 5А) и применяло показания общедомового прибора учета по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, д. 4, где у ИП <…> нет индивидуальных приборов учета.
Таким образом, предупреждение, выданное АО «Челябоблкоммунэнерго» Челябинским УФАС России, в добровольном порядке Общество не исполнило.
Действия АО «Челябоблкоммунэнерго» по навязыванию условий договора, невыгодных для ИП <…> в части расчета платы за услуги теплоснабжения, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного издан приказ Челябинского УФАС России от 22.09.2020 № 106 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 074/01/10-2192/2020 к рассмотрению на 26 октября 2020 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 318.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 074/01/10-2192/2020 в качестве:
Ответчика: АО «Челябоблкоммунэнерго», 454084, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Кожзаводская, д. 2а, каб. 62;
Заявителя: ИП <…>.
3. АО «Челябоблкоммунэнерго» представить в Челябинское УФАС России в срок до 20 октября 2020 года:
3.1) письменные пояснения об основаниях неисполнения предупреждения Челябинского УФАС России с нормативным и документальным обоснованием;
3.2) копию действующего договора теплоснабжения, заключенного между АО «Челябоблкоммунэнерго» и ИП <….>, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями к данному договору;
3.3) правовое обоснование начисления платы за услуги теплоснабжения, не исходя из показаний приборов учета, установленных в нежилых помещениях;
3.4) иные сведения и материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.
Председатель Комиссии <…>