Решение (комиссия) б/н заключение от 14 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-263/2024 об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков 14 февраля 2024 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев обращение АО «Сигнал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТК Маш» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку втулок по чертежу в рамках исполнения государственного контракта (извещение № 32313145917), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение АО «Сигнал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТК Маш» в связи с уклонением 2024-2544 2 от заключения договора по результатам проведения закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку втулок по чертежу в рамках исполнения государственного контракта (извещение № 32313145917). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. АО «Сигнал» провело закрытый запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку втулок по чертежу в рамках исполнения государственного контракта (извещение № 32313145917). В соответствии с протоколом № 2280 от 17.01.2024, опубликованным на ЭТП 17.01.2024, закупочная комиссия приняла решение заключить договор с ООО «ТК Маш». АО «Сигнал» руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее — Положение о закупке). Разделом 20.2 Положения о закупке утвержден порядок заключения договора. В соответствии с подпунктом 1 пункта 20.2.8 Положения о закупке проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется заказчиком лицу, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги конкурентного способа закупки, ценового запроса и определено лицо, с которым заключается договор. Согласно подпункту 1 пункта 20.2.12 Положения о закупке лицо, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения проекта договора направляет в адрес заказчика следующие документы подписанный со своей стороны проект договора. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком согласно пункту 20.2.8 Положения о закупке, лицо, с которым заключается договор, в течение 2 (двух) рабочих дней составляет и направляет заказчику протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов; проект договора при этом не подписывается. Заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней рассматривает протокол разногласий и направляет лицу, с которым заключается договор, доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. Направление протокола разногласий осуществляется однократно (пункт 20.2.14 Положения о закупке). Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Итоговый протокол был опубликован 17.01.2024. Таким образом, крайним днем для заключения договора является 06.02.2024. Договор был направлен посредством ЭТП в адрес победителя закупки 18.01.2024. ООО «ТК Маш» 25.01.2024 направило протокол разногласий к договору. Заказчиком 26.01.2024 протокол разногласий был отклонен, так как данный протокол был направлен в нарушение пункта 20.2.14 Положения о закупке. ООО «ТК Маш» в срок, установленный Положением о закупке, договор не подписало. После отклонения Заказчиком протокола разногласий договор также не был подписан. Согласно протоколу № 2291, размещенному на ЭТП 30.01.2024, ООО «ТК Маш» признано уклонившимся от заключения договора. На основании изложенного, АО «Сигнал» обратилось в Челябинское УФАС России с 2024-2544 3 заявлением о включении сведений об ООО «ТК Маш» в реестр недобросовестных поставщиков. ООО «ТК Маш» пояснило, что при направлении протокола разногласий по техническим причинам в адрес Заказчика был направлен договор с подписью участника, тогда как должен был быть направлен файл «проект договора» без подписи участника. Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение АО «Сигнал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТК Маш» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, 2024-2544 4 должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. В ходе рассмотрения обращения АО «Сигнал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТК Маш» АО «Сигнал» пояснило, что проект договора ООО «ТК Маш» подписан не был. Данное также было подтверждено представителем ООО «ТК Маш». Кроме того, что согласно представленным скриншотам с ЭТП, 25.01.2024 ООО «ТК Маш» был направлен протокол разногласий к договору. Статус договора: «на подписи участника». Таким образом, у ООО «ТК Маш» направило протокол разногласий к договору в нарушение сроков, установленных пунктом 20.1.14 Положения о закупке. Договор в установленные Положением о закупке сроки подписан не был. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Данное также установлен документацией Заказчика. В соответствии с требованиями Закона о закупках предельный срок подписания договора является 06.02.2024. Заказчиком 30.01.2024 был опубликован протокол признания ООО «ТК Маш» уклонившимся от заключения договора. Таким образом, АО «Сигнал» допустило нарушение порядка заключения договора, выразившееся в признании участника закупки, уклонившимся от заключения договора до окончания срока подписания договора, что нарушает часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках. В связи с этим вина ООО «ТК Маш» не установлена, а, следовательно, его действия по неподписанию проекта договора не могут быть квалифицированы как уклонение победителя от заключения договора по результатам закупки. Указанная позиция также находит свое подтверждение в Решении Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-7515/20-120-49 от 16.07.2020 и Постановлении 18 Арбитражного апелляционного суда по делу № № А76-7376/2022 от 24.10.2022. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности 2024-2544 5 принятия решения о включении Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с нарушением АО «Сигнал» порядка заключения договора, выразившимся в признании участника закупки, уклонившимся от заключения договора до окончания срока заключения договора, что нарушает требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках,

РЕШИЛА:

Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «ТК Маш» в Реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны