Определение б/н Возбудить производство по делу № 074/05/15-582/2020 по призн... от 13 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (Управление Роскомнадзора по Челябинской области)

454080, г. Челябинск,

ул. Энгельса, д. 44-Д,

 

ООО «Ярдус»

 

456010, Челябинская область,

Ашинский район, г. Аша,

ул. Озимина, д.1, оф. 9

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 074/05/15-582/2020 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

03 апреля 2020 года                                                                                        г. Челябинск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия),            <…>, рассмотрев заявление и материалы по факту превышения 15 января 2020 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Аша FM» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛ:

Челябинское УФАС России рассмотрело заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – Управление Роскомнадзора по Челябинской области) по факту превышения 15 января 2020 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Аша FM»  относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе».

Из заявления следует, что за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года в эфир радиоканала «Аша FM»  выходили рекламные ролики общей продолжительностью 47 минут 35 секунды (84,07 % по отношению к вещанию СМИ в сутки, составляющему 56 минут 36 секунд).

В подтверждение указанного факта Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена аудиозапись эфира СМИ «Аша FM»  за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года, а также справка о результатах анализа записей эфира на частоте 104,3 МГц в г. Сим Челябинской области за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года.

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено свидетельство о регистрации средства массовой информации серия Эл № ТУ74-01160 от 2 февраля 2015 года, подтверждающее регистрацию радиоканала «Аша FM» в качестве средства массовой информации (далее – СМИ), согласно которому учредителем данного радиоканала является Общество с ограниченной ответственностью «Ярдус» (далее – ООО «Ярдус») (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9).

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Ярдус» о представлении необходимых документов и информации.

В ответ на запрос представитель ООО «Ярдус» представил лицензию на осуществление радиовещания серия РВ №25761 от 19 августа 2014 года (далее – лицензия), предоставленная ООО «Ярдус» г. Аша (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9).

Согласно приложению № 1 к лицензии СМИ «Аша FM» (ООО «Ярдус») вправе осуществлять следующие направления вещания: информационное (новости о погоде или иные сообщения), развлекательное (программы с участием радиослушателей, музыкальные приветы, песни по заявкам и т.п.).

ООО «Ярдус» также представлены: таблица эфира вещания радиоканала СМИ «Аша FM» за 15.01.2020, акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании, Письмо Роскомнадзора от 4 февраля 2014 года № 05КМ-3178: разъяснения о порядке подсчета объема вещания телеканала (радиоканала), акт систематического наблюдения ООО «Ярдус» А-74/5/2, справка о результатах записей эфира, ходатайство к Управлению Роскомнадзора по Челябинской области, дополнительное соглашение к договору № Р-АР-16-12 от 01 июля 2016 года (далее – дополнительное соглашение), структура программы «Прогноз погоды».

Согласно пункту 1.1. дополнительного соглашения ООО «Ярдус» обязуется передавать в эфир на Территории Сетевые рекламные блоки в составе Сообщения Сетевой программы в следующие периоды:

      1. На 15-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 5 минут;
      2. На 33-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 4 минут;
      3. На 45-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 4 минут;
      4. На 55-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 2 минут.

Согласно пункту 1.2. ООО «Ярдус» вправе передавать в эфир на Территории Местные рекламные блоки в составе Программы собственного производства в следующие периоды:

1.2.1. На 15-й минуте каждого часа в период с 07:00 до 22:59 (местного времени) – хронометраж каждого Местного рекламного блока составляет не более 30 (Тридцати) секунд. Хронометраж каждого Местного рекламного блока в обозначенный промежуток времени, согласно действующего закона о рекламе, должен составлять не более 20 % от общего объема вещания. Согласно действующей лицензии на вещание для ООО «Ярдус» такой объем составляет не более 8 минут в сутки.

При этом, самого договора № Р-АР-16-12 от 01 июля 2016 года не представлено.

На запрос Челябинского УФАС России ООО «Ярдус» предоставило  письменные пояснения, согласно которым превышение нормативов суточного вещания СМИ «Аша FM» 11 января 2020 года произошло в результате ошибки в обслуживании программного вещательного комплекса вследствие событий человеческого фактора.

Акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании приложены в качестве доказательств данного факта.

Так, ООО «Ярдус» указывает, что данное событие привело к замене, частичной утрате и фрагментарному изменению имен  файлов, в том числе и оформления эфира. В данном случае, - это джингл «Авторадио» без возрастных ограничений, который служит «маркером» для подсчета эфирного времени Роскомнадзором.

В указанных пояснениях указано, что в период с 00 ч. 00 мин. 13 января 2020 года по 23 ч. 59 мин. 19 января 2020 года Управление Роскомнадзора по Челябинской области, в отношении ООО «Ярдус» проводит «систематическое наблюдение», в результате которого выявляется увеличение времени СМИ «Аша FM» на 31 минуту 33 секунды.

В качестве доказательств представлен акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании от 21 января 2020 года.

ООО «Ярдус» указывает, что в период с 11 по 17 января 2020 года из эфира временно был удален «маркер» «Авторадио» без возрастных ограничений», что привело к несогласованности выводов ведомства и реального положения эфирных событий СМИ «Аша FM».

Задача джингла «Авторадио» без возрастных ограничений» - разделить вещание на «сетевой эфир и региональный», чего не было сделано в обозначенный период (с 11 по 17 января 2020 года). Но 18 и 19 января рекламное время во всех блоках относится к СМИ «Авторадио».

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении радиоканала «Аша FM»  выявлено превышение нормативов вещания общей продолжительности рекламы относительно общей продолжительности суточного вещания.

Из анализа указанного материала следует, что продолжительность вещания радиоканала «Аша FM» в сутки 15 января 2020 года составила 56 минут 36 секунд.

При этом объем рекламы в указанный период составил 47 минут 35 секунд, что составляет 84,07 % по отношению к вещанию СМИ в сутки.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.

При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующийся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Анализ норм Закона о СМИ показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется только с учетом выходов региональной рекламной информации.

Радиоканал СМИ «Аша FM» вещает на одной частоте с радиоканалом «Авторадио» ввиду чего при расчете объема рекламы относительно всей программы вещания в сутки Челябинское УФАС России исходило из объема суточного вещания для радиоканала СМИ «Аша FM» отдельно, исключая время вещания радиоканала «Авторадио».

Таким образом, в период с 00 часов 00 минут  15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года объем рекламы на радиоканале СМИ «Аша FM» составил 84,07 % вещания в сутки, что превышает 20 % вещания рекламы в сутки, а, следовательно, является нарушением требования части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рекламы с превышением допустимого объема относительно общего объема суточного вещания является ООО «Ярдус» (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9), как лицо, осуществляющее радиовещание на основании лицензии: серия РВ №25761 от 19 августа 2014 года.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 074/05/15-582/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 074/05/15-582/2020 к рассмотрению на 4 мая 2020 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

3.1) заявитель: Управление Роскомнадзора по Челябинской области;

3.2) лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, ООО «Ярдус» (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9).

4. ООО «Ярдус» г. Аша представить в Челябинское УФАС России в срок до 1 мая 2020 года письменные пояснения по факту возбуждения дела № 074/05/15-582/2020.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителя указанного лица, полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов в антимонопольном органе.

Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                    <…>

 

 

 

 

 

Исп. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны