Решение (комиссия) №АК/12817/23 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2206/2023 об отказе во включении сведен... от 20 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская больница г. Копейск»

456625, г. Копейск, ул. Гольца, д.12

 

Общество с ограниченной ответственностью «МЕДАРМ»

620144, г. Екатеринбург,

ул. Верещагина, стр. 6А, офис 210

 

Директору ООО «МЕДАРМ»

<…>

 

Участнику ООО «МЕДАРМ»

<…>

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2206/2023

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

(РНП-74-351/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 20 сентября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская больница г. Копейск» о включении Общества с ограниченной ответственностью «МЕДАРМ» (далее – ООО «МЕДАРМ», Поставщик, Общество), его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 06-2023 от 20.02.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток смотровых (процедурных) (извещение № 0369300166023000006) (далее – аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):

- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская больница г. Копейск» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующего на основании доверенности б/н от 18.09.2023;

- в отсутствие представителя ООО «МЕДАРМ», уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,

 

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 12.09.2023 поступило обращение заказчика о включении ООО «МЕДАРМ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 06-2023 от 20.02.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток смотровых (процедурных) (извещение № 0369300166023000006) (далее – запрос котировок, закупка).

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 25.01.2023 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 144 600,00 рублей.

Согласно представленным документам 20.02.2023 заказчик и общество заключили контракт № 06-2023 по цене 80 007,00 рублей.

Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту Обществом не исполнены. В связи с чем 31.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 12.09.2023.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.


 

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 7.2 контракта № 98 Расторжение настоящего Контракта допускается по взаимному соглашению Сторон путем подписания Сторонами дополнительного соглашения, по решению суда, или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, Заказчиком 31.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 31.08.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Решение об одностороннем отказе», согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 31.08.2023 13:39 (МСК).

С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 12.09.2023.

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и ООО «МЕДАРМ» 20.02.2023 посредством электронного документооборота заключен контракт № 06-2023 на поставку перчаток смотровых (процедурных) (реестровый номер в ЕИС № 3741100248723000032) (далее – контракт).

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, поставить Заказчику перчатки смотровые (процедурные) (далее именуется – Товар) в соответствии со спецификацией (Приложение № 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного Товара.

Спецификацией предусмотрена поставка товаров:

 

п/п

Наименование объекта закупки, КТРУ, НКМИ

Страна происхождения товара

Описание объекта закупки

Ед. изм.

Кол-во

Показатель

(наименование характеристики)

Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона

1

2

3

4

5

6

7

1

Перчатки медицинские латексные диагностические (смотровые) нестерильные по ТУ 22.19.60-019-45422980-2021

Товарный знак отсутствует

 

КТРУ 22.19.60.119-00000002

 

НКМИ 122540

Российская Федерация

Назначение

Для клинико-диагностических процедур и осмотров

Пара

(2шт)

5000

Размер

S

Поверхность

Текстурирована в области пальцев и ладоней

Наличие пудры

Неопудренные

Посадка

Неанатомическая

(на правую/левую руку)

Стерильность

Нестерильные

2

Перчатки медицинские латексные диагностические (смотровые) нестерильные по ТУ 22.19.60-019-45422980-2021
Товарный знак отсутствует

 

КТРУ 22.19.60.119-00000002

 

НКМИ 122540

Российская Федерация

Назначение

Для клинико-диагностических процедур и осмотров

Пара

(2шт)

14000

Размер

М

Поверхность

Текстурирована в области пальцев и ладоней

Наличие пудры

Неопудренные

Посадка

Неанатомическая

(на правую/левую руку)

Стерильность

Нестерильные

3

Перчатки медицинские латексные диагностические (смотровые) нестерильные по ТУ 22.19.60-019-45422980-2021
Товарный знак отсутствует

 

КТРУ 22.19.60.119-00000002

 

НКМИ 122540

Российская Федерация

Назначение

Для клинико-диагностических процедур и осмотров

Пара

(2шт)

900

Размер

L

Поверхность

Текстурирована в области пальцев и ладоней

Наличие пудры

Неопудренные

100

Посадка

Неанатомическая

(на правую/левую руку)

Стерильность

Нестерильные

Согласно пункту 2.1 контракта срок поставки указан в графике поставок (Приложение № 2 к Контракту).

Приложением № 2 к контракту предусмотрены следующие сроки и периоды поставки:

 

п/п

Наименование

Ед. изм.

I ПОСТАВКА

в течение 10 дней с даты заключения контракта

II ПОСТАВКА

с 01.07.2023 по 15.07.2023

ИТОГО

1

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные (размер S)

пара

2500

2500

5000

2

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные (размер M)

пара

7000

7000

14000

3

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные (размер L)

пара

500

500

1000

 

При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.

Обществом осуществлена поставка товара, в объеме, предусмотренном контрактом, что подтверждается универсальными передаточными документами, размещенными в ЕИС.

Так, 25.07.2023 Обществом осуществлена поставка перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренных, нестерильных (размер S) в количестве 2500 пар, перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренных, нестерильных (размер L) в количестве 500 пар, 21.08.2023 – поставка перчаток смотровых (процедурных) размером М в количестве 7000 пар.

Антимонопольный орган отмечает, что поставка товара Обществом осуществлена с нарушением графика поставки, предусмотренного Приложением № 2 к контракту, но в пределах срока действия контракта.

Заказчиком принят без замечаний и оплачен поставленный товар на общую сумму 52 007,00 рублей, что составляет 65 % цены контракта. Данный факт подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС, и не оспаривается Заказчиком.

В отношении товаров на сумму 28 000, 00 рублей, а именно перчаток смотровых (процедурных) размером М Заказчиком оформлен мотивированный отказ от приемки товара, поскольку данная партия товара не соответствует условиям контракта, а именно: перчатки изготовлены из нитрила (искусственный латекс), а не натурального латекса гевеи.

Кроме того, из мотивированного отказа и пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа, следует, что Поставщиком осуществлена поставка товаров иностранного производства, что не допускается при исполнении данного контракта, в соответствии с пунктом 10 Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617).

В связи с выявленными нарушениями условий контракта Заказчиком в адрес Общества направлена претензия № 994 от 25.08.2023 с требованием о замене товара, не соответствующего условиям контракта, в срок до 31.08.2023.

Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.08.2023 следует, что, обязательства по контракту поставщиком в объеме, предусмотренном контрактом, не выполнены, поскольку замена товара, не соответствующего условиям контракта, Обществом не осуществлена.

 

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения поставщиком существенных условий договора о сроке поставки, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

 

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с подпунктами «а» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), в том числе:

- если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Антимонопольным органом установлено, что Обществом совершались действия по исполнению обязательств по контракту, а именно: в пределах срока действия контракта осуществлена поставка товара, который частично, на сумму 52 007,00 рублей, что составляет 65 % от общего количества товара по контракту, принят и оплачен Заказчиком без замечаний.

Из содержания решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.08.2023, документов, представленных в материалы дела, в том числе, мотивированного отказа заказчика от приемки товара на сумму 28 000, 00 рублей, а также пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа, следует, что данный товар признан Заказчиком не соответствующим условиям контракта.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае несоответствия поставляемого товара. В этой связи, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, поставка товара с характеристиками, не предусмотренными контрактом, не является существенным нарушением условий контракта в силу статьи 523 ГК РФ, в связи с чем включение Общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по указанному основанию не предусмотрено законодательством о контрактной системе.

Доказательства того, что поставленный товар является некачественным, также, как и доказательств намеренного отказа от исполнения контракта в оставшейся части Обществом, Заказчиком антимонопольному органу не представлены.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «МЕДАРМ», его участнике, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также недобросовестного поведения Общества, направленного на уклонение от исполнения контракта.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078,

 

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Детская городская больница г. Копейск» о включении Общества с ограниченной ответственностью «МЕДАРМ», его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 06-2023 от 20.02.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток смотровых (процедурных) (извещение № 0369300166023000006), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

А.А. Козлова

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-14666

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "Детская городская больница г. Копейск"
ИНН 7411002487, ОГРН 1027400777029
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
ООО "МедАрм"
ИНН 6671253603, ОГРН 1226600083929