Решение (комиссия) №ВЛ/2164/24 38рнп решение от 14 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 3»

 

457100, Челябинская область, г. Троицк,

ул. им. Степана Разина, д. 4

 

Индивидуальному предпринимателю Макушевой Анне Сергеевне

 

672512, Забайкальский край,

с. Смоленское, микр. Добротный, д. 229

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ РНП

по делу № 074/10/104-241/2024 (38-РНП/2024),

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12.02.2024

В полном объеме решение изготовлено 14.02.2024

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления – отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев обращение ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 3» (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Макушевой Анне Сергеевне (далее - ИП Макушева А.С., поставщик, предприниматель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогом проведения электронного аукциона на поставку перчаток резиновых общего назначения (кроме медицинских) (извещение № 0369200033223000097) (далее – аукцион), в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 3», действующего на основании доверенности от 08.02.2024,

в отсутствии ИП Макушевой А.С., надлежащим образом уведомленной о месте и времени заседания Комиссии, что подтверждается размещением органом контроля информации о проведении внеплановой проверки в реестре внеплановых проверок (номер реестровой записи № 202400146956000181 от 07.02.2024), что является надлежащим уведомлением поставщика о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок (подпункт «д» пункта 9 раздела 2 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 3» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Макушевой А.С.

Согласно представленным документам 09.10.2023 ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 3» и ИП Макушева А.С. заключили контракт по цене 82 000, 00 рублей.

Решением от 23.01.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения обязательств по поставке товара в регламентированные контрактом сроки, в связи с указанными обстоятельствами сведения о включении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии ИП Макушевой А.С. представлены письменные пояснения, из которых следует, что цена, предложенная по итогам аукциона, рассчитана ошибочно как за импортный товар, при этом предприниматель готова поставить товар с улученными характеристиками, но иностранного производства.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с пунктом 8.3 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Так, заказчиком 23.01.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке «решение об одностороннем отказе» решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения поставщиком является 23.01.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 05.02.2024.

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 05.02.2024.

 

При рассмотрении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и ИП Макушевой А.С. 09.10.2023 заключен контракт № 97 (далее – контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке и в единой информационной системе.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить поставку перчаток резиновых общего назначения (кроме медицинских), что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора поставки, порядок заключения которого регламентирован параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

 

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что срок поставки товара в течение 20 календарных дней с даты заключения контракта, то есть с учетом срока заключения контракта не позднее 29.10.2023 (включительно).

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Как следует из переписки, представленной заказчиком, поставщику неоднократно (20.12.2023, 15.01.2024) направлялись претензии о необходимости поставки товаров, в том числе предоставлялся срок для исполнения обязательств до 28.12.2023, 28.01.2024 соответственно, вместе с тем поставка индивидуальны предпринимателем не осуществлена.

Кроме того, из электронной переписки сторон следует, что индивидуальный предприниматель неоднократно указывал на невозможность поставки товара российского производства, указанного в контракте ввиду экономической нерентабельности данной поставки, при этом предприниматель указывает на возможность поставки перчаток из Малайзии (письма от 21.11.2023, от 20.12.2023).

С учетом изложенного, поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара: перчатки не поставлена как на дату окончания срока исполнения контракта, так и в сроки, указанные в претензиях.

Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара, что послужило основанием принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.01.2024.

При решении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия хозяйствующего субъекта, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно положениям абзаца 3 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.

Действуя в рамках исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии ИП Макушева А.С. не исполнила обязательства по поставке товара в сроки, предусмотренные контрактом, в сроки, указанные в претензионной переписке, а также и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли предпринимателя в части добросовестного исполнения контракта.

Более того, предложение ИП Макушевой А.С. о поставке товаров иностранного производства прямо противоречит пункту 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с котором при исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза, не допускается.

Так, по результатам закупки, отраженным в протоколе подведения итогов от 27.09.2023, 9 из 13 заявок участников закупки отклонены по причине предложения в составе заявок товаров иностранного производства (Китай, Малайзия) в силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, в связи с чем предложение ИП Макушевой А.С. в качестве замены иностранного товара недопустимо в рассматриваемом случае.

Кроме того, ИП Макушева А.С. в составе заявки предложив товар, включенный в реестр российской промышленной продукции (АО «Калининский завод резиновых изделий, реестровый номер 2287\1\2023), получила преимущество, которое позволило ей стать победителем закупки, в связи с чем действия предпринимателя по предложению при исполнении контракта иностранного товара создает неравные условия по отношению к тем участникам закупки, чьи заявки с предложением иностранного товара подлежали отклонению на стадии определения поставщика.

Следует отметить, что неисполнение обязательств по поставке товара ИП Макушевой А.С. привели к негативным последствиям для заказчика, испытывающего острую потребность в закупке данных перчаток для удовлетворения нужд медицинской организации.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Как следует из материалов дела индивидуальный предприниматель не предпринял меры, направленные на исполнение контракта, не представил сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные законодательством для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что по совокупности обстоятельств подтверждает недобросовестность правового поведения поставщика.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

С учетом обстоятельств, установленных по делу, антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ИП Макушевой А.С. в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях индивидуального предпринимателя.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 3» в отношении ИП Макушевой Анны Сергеевны (адрес: 672512, Забайкальский край, с. Смоленское, микр. Добротный, д. 229, ИНН 753610903666), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

2024-2436

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "ОБЛАСТНАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 3"
ИНН 7418003560, ОГРН 1027401102651
ИП Макушева Анна Сергеевна
ИНН 753610903666, ОГРН 322750000023731