Решение №ВЛ/1210/22 решение от 8 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

МКУ «Управление капитального строительства»
455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная, 12 А
misExpert@ya.ru; mku.mis.g.magnitogorska@yandex.ru

Общество с ограниченной ответственностью «Твердый знак»
450075, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Чудинова, д. 14
t.znak2015@mail.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-196/2022 (№ РНП-74-55/2022)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 08 февраля 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение МКУ «Управление капитального строительства» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Твердый знак», о его директоре и участнике, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона №48371-2020-ЭА-1299 Выполнение проектных работ по объекту: «Пос. Горького. Газоснабжение поселка» (извещение № 0169300000320001317), при участии в заседании Комиссии представителей МКУ «Управление капитального строительства» (далее - заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 10.01.2022 № 6, от 10.01.2022 № 4, от 10.01.2022 № 1, от 02.02.2022 № 32,

в отсутствие представителей ООО «Твердый знак», надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «Твердый знак» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона №48371-2020-ЭА-1299 Выполнение проектных работ по объекту: «Пос. Горького. Газоснабжение поселка» (извещение № 0169300000320001317) (далее – закупка).

Согласно представленным документам 04.08.2020 заказчик и ООО «Твердый знак» заключили контракт на выполнение проектных работ по объекту: «Пос. Горького. Газоснабжение поселка» по цене 1 542 287 (один миллион пятьсот сорок две тысячи двести восемьдесят семь) рублей 02 копейки.

Как следует из содержания обращения заказчика, обществом при исполнении контракта нарушены сроки выполнения работ, установленные контрактом, в связи с чем решением от 10.12.2021 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.01.2022.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 10.8 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 10.12.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 15.12.2021 направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением, 10.12.2021 - по электронной почте, в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено 13.12.2021.

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 26.01.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.01.2022.

Таким образом, на дату заседания Комиссии, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «Твердый знак» 04.08.2020 заключен муниципальный контракт № 287/20 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.2 контракта «Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить проектные работы по объекту: «Пос. Горького. Газоснабжение поселка» и сдать результат Заказчику, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 3.1 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«3.1. Срок выполнения работ: с 20.08.2020 по 17.12.2020 года, где:

- выполнение проектных работ, прохождение согласования и утверждения проектной документации согласно задания, устранение замечаний,: с 20.08.2020 по 18.10.2020 г.;

- прохождение государственной экспертизы в ОГАУ «Главгосэкспертиза Челябинской области»: с 19.10.2020 года по 17.12.2020 года.

По окончанию срока выполнения работ, «Подрядчик» передает «Муниципальному заказчику» проектную документацию прошедшую экспертизу в ОГАУ «Госэкспертизе Челябинской области» по накладной, в формате, указанном в задании на проектирование (Приложение №1)».

Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.12.2021 следует, что основанием принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта является нарушение сроков выполнения работ, установленных контрактом.

В силу пункта 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Заказчиком в материалы дела представлена переписка с ООО «Твердый знак» по вопросам исполнения контракта с 10.08.2020 по 01.12.2021, в том числе письма от 20.04.2021 № 59, от 21.04.2021 № 59/1.

Так, письмом от 20.04.2021 № 59 общество направило в адрес заказчика проектно-сметную документацию по объекту «Пос. Горького. Газоснабжение поселка» с просьбой принять и подписать Акт приемки выполненных работ, за исключением суммы предусмотренной на проведение государственной экспертизы проектной документации.

Кроме того, указанным письмом общество обратило внимание заказчика на тот факт, что выполнение инженерных изысканий и проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий контрактом не предусмотрено, а предоставленные заказчиком в качестве «исходных данных» результаты инженерных изысканий являются некорректными, о чем свидетельствуют замечания государственной экспертизы, направленные в адрес заказчика письмом от 07.04.2021 № 58. В связи с чем общество приостановило работы по контракту до предоставления заказчиком результатов инженерных изысканий, получивших положительное заключение государственной экспертизы.

Заказчик письмом от 22.04.2021 № 01-25/0874 сообщил ООО «Твердый знак», что МКУ «УКС» проводит подготовку документации для проведения посредством электронного магазина определения подрядной организации для выполнения корректировки результатов инженерных изысканий по вышеуказанному объекту для прохождения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» и получения положительного заключения.

Представители заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа пояснили, что по результатам закупки на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе муниципальный контракт № 313/21 от 17.08.2021 на выполнение инженерных изысканий и прохождение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» по объекту: «Пос. Горького. Газоснабжения поселка» заключен посредством функционала электронного магазина города Магнитогорска также с ООО «Твердый знак», которое, в свою очередь, обязательства по контракту не исполнило.

Комиссия Челябинского УФАС России принимает во внимание пояснения представителей заказчика при этом отмечает, что неисполнение обществом обязательств по муниципальному контракту № 313/21 от 17.08.2021 не является предметом рассмотрения настоящего заседания, однако является самостоятельным основанием направления в контрольный орган обращения о включении сведений ООО «Твердый знак» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом 20.04.2021 работы по контракту приостановлены. Несоответствие, некорректность результатов инженерных изысканий, послуживших «исходными данными» при разработке проектно-сметной документации, заказчиком не устранены, положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий заказчиком не представлено.

Письма ООО «Твердый знак» от 01.03.2021 № 55, от 20.04.2021 № 59 свидетельствуют о выполнении подрядчиком проектно-сметной документации по объекту: «Пос. Горького. Газоснабжение поселка».

Переписка, представленная заказчиком, подтверждает взаимодействие сторон в ходе исполнения контракта, в том числе по истечении сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 3.1 контракта.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Твердый знак», о его директоре, участнике.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные МКУ «Управление капитального строительства» об ООО «Твердый знак» (ИНН 0277101633), о его директоре, участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2022-1321

 

 

Связанные организации

ООО "Твердый знак"
ИНН 0277101633, ОГРН 1080277012980
МКУ "Управление капитального строительства"
ИНН 7414006673, ОГРН 1027402236850