Решение б/н РЕШИЛА: 1. Признать доводы жалобы ООО «АЛТ» на действия за... от 10 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГКУ Челябинской области

«Центр организации закупок в сфере здравоохранения»

454087, г. Челябинск, ул. Кузнецова, 2а

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 3»

454021, г. Челябинск, пр. Победы, 287

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса

Шевченко, д. 23А

ООО «АЛТ»

140411, г. Коломна, ул. Макеева, д. 1-А, оф. 126

ООО «БУРИ»

692760, Приморский край, г. Артем, ул.

В. Сайбеля, д. 41, к. 306

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-1268/2019

по делу № 074/06/99-1251/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 08.07.2019

В полном объеме решение изготовлено 10.07.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «АЛТ», обращение ООО «БУРИ», в присутствии: 

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» действующего на основании доверенности № 06 от 01.02.2019,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» действующего на основании доверенности № 19 от 13.05.2019,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» действующего на основании доверенности № 02 от 09.01.2019,

- представителя ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» действующего на основании доверенности от 17.06.2019,

- представителя ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» действующего на основании доверенности от 09.01.2019,

в отсутствие заявителей, уведомленных о дате и времени проведения рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 02.07.2019 поступила жалоба ООО «АЛТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг (далее – аукцион).

Кроме того, 01.07.2019 в антимонопольный орган поступило обращение ООО «БУРИ» на действия заказчика при проведении оспариваемой закупки.

Согласно представленным документам 24.05.2019 ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 3».

Начальная (максимальная) цена контракта – 16 526 828, 00 копеек.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 04.07.2019 в 08:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «АЛТ» и обращения ООО «БУРИ» контракт не заключен.

В жалобе ООО «АЛТ» и обращении ООО «БУРИ» указано, что заказчиком необоснованно установлено требование к автомобилю с рефрижераторной установкой в части указания диапазона температур от -20 °С до + 5°С, так как фактически заказчику требуется перевозка молочных продуктов, не являющихся продуктами глубокой заморозки. При этом из анализа единой информационной системы следует, что продукты питания доставляются поставщиками в лечебные учреждения.

Кроме того, в жалобе ООО «АЛТ» указано, что характеристикам автомобиля с рефрижераторной установкой соответствует одна марка автомобиля, что может привести к ограничению количества участников закупки. В жалобе также указано, что в документации не установлены требования об оказании услуг в соответствии с СанПин 2-3-5-021-94.

В обращении ООО «БУРИ» указано, что заказчиком ненадлежащим образом исполнено предписание антимонопольного органа, так как не исключено условие о том, что услуги должны оказываться собственными силами и средствами.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.

Требования к температурному режиму автомобиля с рефрижераторной установкой указаны с учетом того, что заказчику требуется перевозка продуктов питания между пищеблоками, которые находятся по разным адресами, в том числе продуктов глубокой заморозки. Характеристики транспортного средства указан с учетом части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Предписание антимонопольного органа исполнено в полном объеме с учетом требований, указанных в предписании.

Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного учреждения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.

Согласно пункту 1.7 технического задания заказчику для оказания транспортных услуг требуется один легковой автомобиль с рефрижераторной установкой (поз. 4) с указанием диапазона температур от -20 °С до + 5°С.

Как следует из подпункта 3 пункта 1.8 технического задания исполнителю требуется предоставить транспорт по адресу: г. Челябинск, ул. Пр. Победы , 287. пр-т Победы, 376-В, ул. Островского, 81, ул. 40 лет Победы 43«а» (молочная кухня), согласно планируемому графику оказания транспортных услуг (Приложение №1.1 к информационной карте документации).

Согласно пункту 5.2. проекта контракта выполнение услуги осуществляется по адресу: г. Челябинск, проспект Победы, 287, пр-т Победы, 376-В, ул. Островского,81, ул. 40 лет Победы 43 «а» (молочная кухня), (маршрут поездок – вся территория города Челябинска, Челябинская область).

Таким образом, в техническом задании не исключается маршрут по осуществлению перевозки продуктов питания между медицинскими учреждениями.

Из правоустанавливающих документов, представленных заказчиком, следует, что по адресам г. Челябинск, ул. пр. Победы 287 и ул. Островского 81 расположены нежилые здания (пищеблоки).

Таким образом, заказчик имеет возможность предусмотреть маршрут поездок из начального пункта отправления - проспект Победы, 287 (пищеблок) в конечный пункт - ул. Островского 81 (пищеблок) и наоборот.

Так, заказчик пояснил, что доставка и приемка продуктов питания (включая молочную и мясную продукцию), в том числе при заключении закупок малого объема, осуществляется силами поставщика по адресу: проспект Победы, 287, тогда как развозка продуктов может потребоваться на пищеблок по адресу: ул. Островского 81.

Так, заявителями не представлены доказательства того, что потребность заказчика в перевозке продуктов питания между пищеблоками отсутствует и не осуществляется.

Следует отметить, что характеристики транспортных средств определяются заказчиком с учетом его потребности, при этом оценка обоснованности потребности не относится к полномочиям антимонопольного органа.

При этом, доводы жалобы и обращения, согласно которым диапазон температур от -20 °С до + 5°С приведет к ограничению количества участников закупки, документально не подтверждены.

В жалобе ООО «АЛТ» указано, что под характеристики автомобиля с рефрижераторной установкой подходит автомобиль марки Лада Гранта ВИС-Авто с холодильным оборудованием Carrier Viento 200, однако в нарушение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о том, что только указанная марка автомобиля соответствует требованиям технического задания.

Кроме того, в жалобе не представлены документы, подтверждающие что марки автомобилей других производителей не соответствуют условиям документации о закупке, что свидетельствует о недоказанности доводов жалобы, при этом ссылки жалобы на сайты интернет-страниц не являются надлежащими документами, которые фактически отсутствуют в составе жалобы.

Доводы жалобы, согласно которым в документации о закупке не установлены обязательные требования к автотранспорту и водителям, оказывающим услуги в соответствии с СанПин 2-3-5-021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли» являются несостоятельными.

Так, согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 4 статьи 420 ГК РФ в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

С учетом изложенного, при исполнении контракта стороны, в случае, если не установлено иные условия исполнения контракта, должны руководствоваться требованиями действующего законодательства, в том числе санитарными нормами и правилами.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в части установления заказчиком характеристик транспортного средства по позиции 4 пункта 1.7 технического задания.

 

2. Доводы обращения ООО «БУРИ», согласно которым заказчиком ненадлежащим образом исполнено предписание антимонопольного органа, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.

В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.

Жалоба ООО «БУРИ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона рассмотрена на заседании Комиссии 18.06.2019, на основании которой вынесено решение и выдано предписание № 074/06/105-993/2019 (далее решение, предписание).

Согласно пункту 3.1 предписания ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» необходимо в срок до 27.06.2019 внести соответствующие изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 074/06/99-993/2019 от 18.06.2019, в том числе исключить с документации о закупке условие о наличии в собственности исполнителя автотранспортных средств, необходимых для оказания транспортных услуг.

Как следует из документов, представленных заказчиком на заседание Комиссии, в документации о закупке, размещенной в единой информационной системе на основании выданного предписания исключено условие о том, что транспортные средства должны находиться в собственности исполнителя.

При этом, довод обращения, согласно которому заказчик должен исключить из документации о закупке условие о том, что исполнитель должен оказывать услуги собственными силами и средствами, не соответствует предписанию антимонопольного органа. Так, указанному условию документации о закупке не давалась правовая оценка в решении антимонопольного органа, в том числе выданное предписание не содержит требование об исключении данного положения из документации о закупке.

Следует отметить, что в части 1 статьи 704 ГК РФ указано, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.

Из статьи 780 ГК РФ следует, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Таким образом, указанное в документации о закупке условие об оказании услуг собственными силами и средствами соответствует положениям гражданского законодательства, согласно которым исполнитель самостоятельно оказывает услуги, включая обеспечение необходимыми средствами (автотранспорт). При этом, право, на котором указанные средства находятся у исполнителя, не регламентируется указанными нормами гражданского законодательства, равно как и документацией о закупке (после внесения изменений).

На основании изложенного в действиях заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе ввиду того, что изменения в документацию о закупке внесены в соответствии с требованиями обязательного для исполнения предписания антимонопольным органом делу № 074/06/99-993/2019 от 18.06.2019 на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «АЛТ» на действия заказчика необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки доводы обращения ООО «БУРИ» не нашли своего подтверждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны