Решение б/н решение от 22 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1511/2024

17 июля 2024 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-1511/2024 ООО «Торговый дом ЗЕВС» (далее – Заявитель) вх. № 10337-ЭП/24 от 04.07.2024 на действия АО «УКВЗ» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку фанеры (извещение № 32413746625), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия АО «УКВЗ» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку фанеры (извещение № 32413746625).

Согласно доводам жалобы Заказчик в проекте договора не указал срок оплаты поставки товара для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского  УФАС России приходит к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба ООО «Торговый дом ЗЕВС» поступила в Челябинское УФАС России 03.07.2024. Дата окончания подачи заявок 04.07.2024.

Таким образом, жалоба на действия Заказчика правомерно подана в Челябинское УФАС России.

2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно доводам жалобы в нарушение требований законодательства Заказчиком в проекте договора не установлен порядок оплаты для СМСП, что противоречит требованиям пункта 14.3 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1352). Заказчик пояснил, что размещенная закупочная процедура проводилась среди  участников, которыми могли быть любые лица, в том числе СМСП.

В извещении, в проекте договора поставки срок для оплаты поставленного товара установлен в течение 45 календарных дней после приемки товара. На момент формирования проекта договора заказчик не мог знать о признании СМСП победителем по итогам такой закупки.

Пунктом 13.7. проекта договора установлено, что если действующим законодательством предусмотрен иной срок оплаты, чем тот, что определен Договором, то применяется максимальный срок, установленный действующим законодательством, при этом принятый, но неоплаченный Товар не будет являться находящимся в залоге у Поставщика. Кроме того, формулировка «в течение 45 рабочих дней после приемки товара» позволяет и обязывает Заказчика произвести фактическую оплату в соответствии с Постановлением № 1352, если договор будет заключен с СМСП.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Частью 5.3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.

При этом пунктом 14(3) Постановления № 1352 установлено, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Положения  срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления № 1352 закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», торгов, иных способов закупки участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства.

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационноправовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

АО «УКВЗ» на официальном сайте zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку фанеры. Подпунктом 3.4 пункта 4 проекта договора регламентирован срок оплаты товара:

«оплата Товара производится Покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 45 (сорока пяти) календарных дней после приёмки партии Товара на основании выставленного Поставщиком счета, подписанных Сторонами товарной накладной (по форме ТОРГ-12/УПД) и Актов приемки Товара в отношении поставленных партий».

В соответствии с подпунктом 13.7 пункта 13 проекта договора если действующим законодательством предусмотрен иной срок оплаты, чем тот, что определен Договором, то применяется максимальный срок, установленный действующим законодательством, при этом принятый, но неоплаченный Товар не будет являться находящимся в залоге у Поставщика.

АО «УКВЗ» при проведении закупок руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — Положение о закупке).

Согласно подпункту 10.7.4 пункта 10.7 Положения о закупке при установлении в проекте договора сроков оплаты Заказчик руководствуется Законом № 223-ФЗ, НПА. При проведении закупки продукции, включенной в перечень продукции, предусмотренный приложением № 2 к Положению, в проекте договора устанавливается срок оплаты по договору (отдельному этапу договора):

не более 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке продукции; в рассрочку в соответствии с графиком платежей в случае заключения договора с  единственным поставщиком по основанию, предусмотренному подпунктом 6.6.2 (34) Положения.

Положения данного пункта применяются с учетом особенностей, установленных пунктом 10.7.5 Положения. Пунктом 10.7.5 Положения о закупке предусмотрено, что при проведении закупки в соответствии с пунктом 19.13.3 Положения в проект договора включается обязательное условие о сроке оплаты выполненных субъектом МСП обязательств по договору (отдельному этапу договора).

При этом указанный срок устанавливается в соответствии с требованиями Постановления № 1352.

В пункте 19.13.3. указано, что закупки с участием субъектов МСП осуществляются путем проведения предусмотренных Положением способов закупки: 1 участниками которых являются любые участники процедуры закупки, в том числе субъекты МСП; 2 участниками которых являются только субъекты МСП; 3 в отношении участников которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков / соисполнителей из числа субъектов МСП.

Положением о закупке установлено, что Заказчик обязан учитывать особенности участия в закупке субъектов МСП в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Таким образом, Положением о закупке предусмотрено, что в случае, если закупается продукция, указанная в Приложении № 2, то Заказчик вправе установить срок оплаты по договору не более 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке продукции, однако, если Заказчик проводит закупку участниками которых являются любые участники процедуры закупки, в том числе субъекты МСП, то в проект договора включается обязательное условие о сроке оплаты выполненных субъектом МСП обязательств по договору (отдельному этапу договора).

При этом указанный срок устанавливается в соответствии с требованиями Постановления № 1352. Предметом закупки является поставка фанеры.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности фанера имеет код ОКПД2 16.21.1 и относится к подклассу ОКПД2 16.21 - листы для облицовки и плиты многослойные. Данный перечень продукции предусмотрен пунктом 11 Приложения № 2 к Положению о закупке (ОКПД2 - 16.21 Листы для облицовки и плиты многослойные) Предмет закупки (поставка фанеры) включен в перечень продукции, предусмотренный приложением № 2 к Положению о закупке.

Закупка (извещение № 32413746625) проводится на общих основаниях, участником данной закупки может быть любое юридическое лицо, в том числе СМСП.

Таким образом, Заказчик в документации при проведении закупки (извещение № 32413746625) должен установить срок оплаты товара не более 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке продукции (для лиц не являющихся СМСП), а также указать условие о сроке оплаты выполненных СМСП обязательств по договору в соответствии с требованиями Постановления № 1352, т.е. условие о сроке оплаты не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заказчик в нарушение действующего Положения о закупке, установил в проекте договора срок оплаты поставки товара в течение 45 календарных дней после приемки товара, также в проекте договора отсутствует условие о сроке оплаты выполненных субъектом МСП обязательств по 2024-11655 6 договору (отдельному этапу договора) в соответствии с требованиями Постановления № 1352, т.е. условие о сроке оплаты не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору.

Данные действия Заказчика являются нарушением части 5.3 статьи 3, пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках. На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что жалоба ООО «Торговый дом ЗЕВС» является обоснованной.

С учетом выявленных нарушений, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым выдать АО «УКВЗ» предписание об устранении нарушения порядка организации закупки.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Торговый дом ЗЕВС» обоснованной.

2. Признать действия АО «УКВЗ» нарушением части 5.3 статьи 3, пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать АО «УКВЗ» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны