Решение №ВЛ/4337/21 решение по делу № РНП-74-113/2021 от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение по делу № РНП-74-113/2021

 

Администрация Верхнеуфалейского городского округа

456800, Челябинская область,

г. Верхний Уфалей,

ул. Ленина, 188

 

Общество с ограниченной ответственностью «НИИСтрой»

454091, г. Челябинск,

пл. Революции, 7, офис 201

 

Директору, учредителям ООО «НИИСтрой» «<…>», ООО «НИИСтрой»

454091, г. Челябинск,

пл. Революции, 7, офис 201

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-941/2021

(№ РНП-74-113/2021)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Администрации Верхнеуфалейского городского округа (далее – Администрация, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «НИИСтрой» (далее - ООО «НИИСтрой», участник закупки, подрядчик, Общество), его учредителя, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения Главгосэкспертизы РФ по объекту «Рекультивация земельных участков, нарушенных размещением твердых коммунальных отходов в г. Верхний Уфалей, в пос. Нижний Уфалей» (извещение №0169300027121000024) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Администрации «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 32-21, 33-21 от 02.04.2021;

- представителя ООО «НИИСтрой» «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 29.03.2021.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 01.04.2021 поступило обращение Администрации Верхнеуфалейского городского округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «НИИСтрой», его учредителе, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения Главгосэкспертизы РФ по объекту «Рекультивация земельных участков, нарушенных размещением твердых коммунальных отходов в г. Верхний Уфалей, в пос. Нижний Уфалей» (извещение №0169300027121000024).

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликовано Администрацией Верхнеуфалейского городского округа на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.02.2021 в 16:14.

Закупка осуществляется в рамках национального проекта «Экология» G1. КБК согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0169300027121000024 от 19.02.2021 - 0400605800G143030244.

Начальная (максимальная) цена контракта на разработку проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения Главгосэкспертизы РФ по объекту «Рекультивация земельных участков, нарушенных размещением твердых коммунальных отходов в г. Верхний Уфалей, в пос. Нижний Уфалей» – 26 348 000,00 рублей.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0169300027121000024 от 03.03.2021.

Протокол проведения электронного аукциона от 04.03.2021.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведенного электронного аукциона составило 63,50 %.

Протокол подведения итогов электронного аукциона №0169300027121000024 от 05.03.2021.

Протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта от 25.03.2021.

Согласно материалам дела, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона №0169300027121000024 от 05.03.2021 на основании части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе победителем электронного аукциона признан участник закупки ООО «НИИСтрой». В связи с тем, что участник закупки, подписав контракт, не разместил банковскую гарантию, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные сторонами документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (часть 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).

Частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0169300027121000024 от 05.03.2021 на основании части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе победителем электронного аукциона признан участник закупки ООО «НИИСтрой».

Проект контракта размещен заказчиком 10.03.2021.

Регламентированный срок подписания контракта участником 15.03.2021 23:59.

Протокол разногласий размещен победителем электронной процедуры 15.03.2021. В указанном протоколе разногласий Общество предложило Администрации пункт 2.3 проекта контракта, касающийся условия и порядка перечисления заказчиком подрядчику аванса в размере 30% от цены контракта.

Доработанный проект контракта размещен 17.03.2021.

Проект контракта, подписанный победителем, размещен 22.03.2021.

Письмом № 11 от 25 марта 2021 года директор Общества уведомил Главу Администрации Верхнеуфалейского городского округа о произошедшей при подписании контракта технической ошибке, в результате которой вместо банковской гарантии, полученной в обеспечение исполнения контракта, подгружен другой документ. ООО «НИИСтрой» посчитало, что выходом из сложившейся ситуации могло послужить заключение сторонами дополнительного соглашения, являющегося приложением к указанному письму.

Таким образом, обеспечение исполнения контракта по рассматриваемому электронному аукциону участником закупки одновременно с подписанием контракта (22.03.2021) не представлено.

Протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта от 25.03.2021 опубликован в ЕИС 26.03.2021.

Из пояснений представителей заказчика, заявителя, представленных в материалы дела сторонами информации и документов следует, что к подписанному проекту контракта ООО «НИИСтрой», отметив в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечение исполнения контракта «банковскую гарантию», банковскую гарантию не прикрепило.

Вместе с тем, Обществом 22 марта 2021 года получена Банковская гарантия №387911, выданная АО КБ «Модульбанк» на сумму 7 904 400,00 (семь миллионов девятьсот четыре тысячи четыреста рублей 00 копеек). При этом указанная банковская гарантия размещена в реестре банковских гарантий 22.03.2021 15:32:331 (МСК).

Представители заказчика обратили внимание, что на момент подписания проекта контракта участником закупки 22.03.2021 14:54 (МСК) банковская гарантия еще не была размещена в реестре банковских гарантий.

Законом о контрактной системе предусмотрен срок рассмотрения заказчиком поступившей банковской гарантии – не более трех рабочих дней со дня ее поступления. При этом отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий является одним из оснований для отказа в принятии банковской гарантии.

Принимая во внимание, что в случае размещения Обществом при подписании проекта контракта документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, на момент рассмотрения такого документа сведения о банковской гарантии в реестре банковских гарантий могли бы уже находиться. Кроме того, представители заказчика подтвердили, что банковская гарантия № 387911 от 22.03.2021 соответствовала предъявляемым к ней требованиям.

В качестве информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, Общество представило сведения из реестра контрактов о трех контрактах, в отношении одного из которых заказчиком информация не найдена. По указанному контракту победитель электронного аукциона по электронной почте представил Администрации сведения от заказчика (Администрации г. Челябинска) об исполнении контракта.

Комиссия антимонопольного органа отмечает действия Администрации Верхнеуфалейского городского округа по признанию ООО «НИИСтрой» уклонившимся от заключения контракта надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе, поскольку при подписания Обществом проекта контракта, направленного заказчиком, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия), на электронной площадке не размещен.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

В рассматриваемой закупке ООО «НИИСтрой» предприняты меры, направленные на заключение и исполнение контракта. Так, контракт подписан, фактически Обществом получена банковская гарантия № 387911 от 22.03.2021, информация о которой содержится в реестре банковских гарантий.

Принимая во внимание указанные факты в совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»),

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Администрацией Верхнеуфалейского городского округа, в отношении ООО «НИИСтрой»», учредителя, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «НИИСтрой» (ИНН 7448014954) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-4855

 

 

Связанные организации

ООО "НИИСтрой"
ИНН 7448014954, ОГРН 1027402549481
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Администрация Верхнеуфалейского городского округа
ИНН 7402003149, ОГРН 1027400545061