Решение б/н Решение № РНП-74-110/2018 по обращению ФГКУ комбинат «Самоцв... от 21 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ РНП-74-110/2018

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение ФГКУ комбинат «Самоцвет» Росрезерва (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО «Лифт-Центр» (далее – Общество, победитель закупки), его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на техническое освидетельствование грузовых лифтов (извещение №0369100000818000070), в присутствии:

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 977 от 06.08.2018;

- представителя Заказчика., действующего на основании доверенности № 36 от 16.01.2018;

- представителя Общества, действующего на основании доверенности № 31 от 01.08.2018,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Лифт-Центр», его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на техническое освидетельствование грузовых лифтов (извещение № 0369100000818000070).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) www.zakupki.gov.ru 25.06.2018.

Начальная (максимальная) цена контракта – 16 000 рублей 00 копеек.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369100000818000070-1 от 03.07.2018.

Протокол подведения итогов электронного аукциона № 0369100000818000070-3 от 09.07.2018

Протокол разногласий к государственному контракту – от 16.08.2018

При подписании 23.07.2018 государственного контракта, который содержал пункт о предоставлении Обществом обеспечения исполнения контракта в размере 1 600 рублей, ООО «Лифт-Центр» приложило скан платежного поручения на сумму 980 рублей № 1444 от 16.07.2018. Заказчик 24.07.2018, основываясь на данных, указанных в платежном поручении, предупредил Заявителя о недостаточности предоставленного обеспечения исполнения контракта. Помимо этого Заказчик отметил, что декларируемая сумма на счете временного распоряжения ФГКУ Комбината «Самоцвет» на 24.07.2018 отсутствовала. На дату подписания государственного контракта Заказчиком (26.07.2018) Общество предоставило два платежных поручения: № 1444 от 16.07.2018 на сумму 980 рублей и № 1475 от 24.07.2018 на сумму 620 рублей. При проверке состояния счета на данную дату Заказчиком указанных сумм не обнаружено.

Ввиду непредоставления Обществом, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, единая комиссия Заказчика 27.07.2018 приняла решение об отказе от заключения контракта с ООО «Лифт-Центр», составив Протокол заседания единой комиссии по признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта № 74 от 27.07.2018.

Представитель ООО «Лифт-Центр» на заседании Комиссии Челябинского УФАС Росси пояснил, что Общество не имело намерений уклониться от заключения контракта, отсутствие предоставления обеспечения исполнения контракта в установленный срок вызвано перечислением средств по реквизитам, указанным в проекте контракта документации об электронном аукционе ввиду указания об этом сотрудником Заказчика в ходе телефонных переговоров.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Исходя из содержания части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае, если цена контракта снижена на двадцать пять и более процентов, то контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0369100000818000070-3 от 09.07.2018 победителем Аукциона признан участник ООО «Лифт-Центр», предложивший цену 9 800 рублей.

Заказчик в регламентированный срок – 12.07.2018 – направил Обществу проект контракта. ООО «Лифт-Центр» 16.07.2018 в установленный Законом о контрактной системе срок разместил на электронной площадке протокол разногласий к государственному контракту № 143-юр с замечаниями к положениям проекта контракта.

В результате, 18.07.2018 протокол разногласий обработан Заказчиком и в проект контракта внесены изменения. Измененный проект контракта направлен участнику 18.07.2018. В рамках срока, установленного для подписания проекта контракта победителем закупки, Заказчику 23.07.2018 был направлен подписанный Заявителем проект контракта с приложением платежного поручения на сумму 980 рублей № 1444 от 16.07.2018, что подтверждается скриншотом сайта www.sberbank-ast.ruс информацией по данной закупке.

Общество 24.07.2018 уведомлено Заказчиком о недостаточности суммы обеспечения исполнения контракта, указанного в платежном поручении, а также об отсутствии денежных средств на специальном счете Заказчика. Вследствие этого, ООО «Лифт-Центр» по электронной почте были направлены платежные поручения № 1444 от 16.07.2018 на сумму 980 рублей и № 1475 от 24.07.2018 на сумму 620 рублей.

Согласно пояснениям представителя ООО «Лифт-Центр», у Общества не было технической возможности прикрепления второго платежного поручения на электронной площадке, данный факт подтверждается Актом о неисправности оборудования от 24.07.2018.

При проверке состояния счета Заказчиком данных сумм не обнаружено, что подтверждается представленными Заказчиком копиями выписок из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временной распоряжение получателя бюджетных средств № 056916695890, № 05691669580 от 17.07.2018 и от 27.07.2018 соответственно.

Согласно пояснениям Заказчика, 31.07.2018 в ФГКУ комбинат «Самоцвет» от Управления Федерального Казначейства по Челябинской поступил запрос №18-000003669920 от 17.07.2018 на выяснение принадлежности платежа № 1444 на сумму 980 рублей и запрос № 18-000003669947 от 25.07.2018 на выяснение принадлежности платежа № 1475 на сумму 620 рублей, что подтверждается предоставленными копиями запросов. Указанные суммы были направлены на счет невыясненных платежей в Управление Федерального Казначейства по Челябинской области.

На основании данного факта единой комиссией по закупке направлено обращение в антимонопольный орган 31.07.2018 для отмены протокола уклонения ООО «Лифт-Центр» от заключения контракта от 27.07.2018.

В соответствии с пояснениями Общества, в подтверждение которых представитель ООО «Лифт-Центр» представил копии телефонограмм (ООО «Лифт-Центр» - ФГКУ комбинат «Самоцвет»), 23.07.2018 Заявитель подготовил документы, подтверждающие добросовестность участника, для доставки Заказчику нарочно. Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России отрицали наличие данных телефонных переговоров с Обществом.

ООО «Лифт-Центр» не согласилось с решением Заказчика о признании Общества уклонившимся от заключения контракта и 03.08.2018 обратилось в Челябинское УФАС России с жалобой на указанные действия Заказчика.

Данная жалоба и обращение единой комиссии (№ 118-СО-ВП/2018) рассмотрены Комиссией Челябинского УФАС России 09.08.2018, сделан вывод о соответствии действий такой комиссии по признанию ООО «Лифт-Центр» уклонившимся от заключения контракта Закону о контрактной системе (решение №509-ж/2018, 118-СО-ВП/2018 от 09.08.2018).

Таким образом, Общество в регламентированный Законом о контрактной системе срок не предоставило Заказчику обеспечение исполнения контракта.

Установлено, что отсутствие денежных средств на счете Заказчика обусловлено ошибкой Общества. Участник использовал для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта реквизиты счета, указанные в проекте контракте, вместо реквизитов, предусмотренных пунктом 22 Извещения для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.

На дату истечения срока для подписания государственного контракта Заказчиком (26.07.2018) Общество предоставило два платежных поручения: № 1444 от 16.07.2018 на сумму 980 рублей (через электронную торговую площадку и по электронной почте) и № 1475 от 24.07.2018 на сумму 620 рублей (по электронной почте).

Как следует из пункта 22 Извещения, размер обеспечения исполнения государственного контракта составляет 10% от начальной (максимальной) цены. Так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 000 рублей, то размер обеспечения – 1 600 рублей.

ООО «Лифт-Центр» предложена цена контракта 9 800 рублей, то есть снижение НМЦК – 38,5 процентов. Пунктом 24 аукционной документации предусмотрено, что в случае, если при проведении Аукциона цена контракта снижена на 25 процентов и более от НМЦК, победитель Аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Сумма в размере обеспечения исполнения контракта (1600 рублей) поступила на счет Заказчика 08.08.2018, что подтверждается выпиской из лицевого счета Заказчика от 08.08.2018, однако данный факт свидетельствует о перечислении такой суммы после истечения срока подписания контракта и в размере, не соответствующем части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Относительно довода Общества о намерении представить добросовестность победителя закупки нарочно представителю Заказчика Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что согласно положениям части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе допускается обмен электронными документами, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки, то предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника иными способами не допускается.

Согласно доводам ООО «Лифт-Центр» Заказчиком нарушен срок направления в контрольный орган в сфере закупок информации об участнике закупки, признанном уклонившимся от подписания контракта, для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

Установлено, что Общество признано уклонившимся от заключения контракта 27.07.2018, однако сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поступили в антимонопольный орган 28.08.2018.

Представитель Заказчика пояснил, что данная задержка подачи документов в контрольный орган вызвана рассмотрением жалобы ООО «Лифт-Центр» и самообжалования действий единой комиссии по признанию Общества уклонившимся от заключения контракта в Челябинском УФАС России. Однако решение по итогам рассмотрения данного дела принято антимонопольным органом 09.08.2018, изготовлено в полном объеме 14.08.2018, действия единой комиссии признаны соответствующими Закону о контрактной системе.

Более того, рассмотрение жалобы Общества и обращения единой комиссии в антимонопольном органе не препятствовало подаче данных сведений Заказчиком в Челябинское УФАС России в установленный Законом о контрактной системе срок.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь серьезный экономический характер.

Учитывая факт подписания победителем закупки контракта в установленный Законом о контрактной системе срок, предоставление победителем обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика, а также совокупность обстоятельств настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации принимать решение о невключении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Лифт-Центр», его учредителях и директоре.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ФГКУ комбинат «Самоцвет» Росрезерва об ООО ООО «Лифт-Центр», его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны