Решение б/н Решение № РНП-74-146/2018 по обращению Управления делами Губ... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № РНП-74-146/2018

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

  •  

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Бизнес-класс», учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «Бизнес-класс» (далее – Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 159/18-К от 17.05.2018, заключенного по результатам проведения запроса котировок на поставку евровагонки и погонажных изделий из липы (извещение №0169200000818000092), в присутствии:

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 03-01-08/ 3167 от 26.12.2017;

- директора ООО «Бизнес-класс», действующего на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц;

- слушателя., личность удостоверена паспортом,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение Заказчика о включении ООО «Бизнес-класс», учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «Бизнес-класс» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 159/18-К от 17.05.2018, заключенного по результатам проведения запроса котировок на поставку евровагонки и погонажных изделий из липы (извещение № 0169200000818000092) (далее – закупка).

Извещение о проведении запроса котировок опубликовано Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок 26.04.2018.

Начальная (максимальная) цена контракта – 131 262,90 рублей.

По результатам запроса котировок ООО «Бизнес-класс» признано победителем закупки.

Контракт 159/18-К заключен 17.05.2018.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области в связи с поставкой Обществом товара, не соответствующего условиям контракта.

Представитель ООО «Бизнес-класс» на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что Общество не отказывалось от исполнения своих обязательств, предприняло действия для поставки Заказчику товара согласно контракту, однако в ходе исполнения контракта стало очевидным, что удовлетворяющий потребностям Заказчика, товар отсутствует на рынке.

Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

По результатам запроса котировок ООО «Бизнес-класс» признано победителем закупки.

Контракт 159/18-К заключен 17.05.2018.

В разделе 1 контракта указано:

«1.2. По настоящему контракту «Поставщик» обязуется в обусловленный контрактом срок, осуществить поставку евровагонки и погонажных изделий из липы (далее - «Товара») для нужд «Государственного заказчика» в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к настоящему контракту).

1.3. «Государственный заказчик» обязуется принять и оплатить вышеуказанный «Товар» в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом.

1.4. «Поставщик» гарантирует, что «Товар» принадлежит ему на праве собственности, не состоит в судебном споре, никому не продан, не подарен, не находится под залогом, свободен от обременения третьими лицами, под арестом или иным запретом не состоит, а также не находился ранее в эксплуатации».

В пункте 2.1 контракта указано:

«Поставщик» обязуется:

2.1.1. Произвести поставку «Товара» надлежащего качества, в количестве, комплектности, по наименованию, маркам, моделям, цене и характеристикам согласно спецификации (Приложение № 1 к настоящему контракту).

2.1.2. При отсутствии в контракте или в установленном законом порядке обязательных требований к качеству данного товара, поставить «Товар» соответствующим его первоначальным потребительским свойствам, присущим данному виду товара. «Товар» не должен иметь повреждений. «Поставщик» несет ответственность за порчу «Товара» до его приемки «Государственным заказчиком».

2.1.3. При отсутствии в контракте или в установленном законом порядке обязательных требований к упаковке данного товара, поставить «Товар» упакованным обычным для такого вида товара способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Упаковка не должна быть нарушена, деформирована. «Поставщик» несет ответственность за порчу «Товара» до приемки его «Государственным заказчиком» вследствие некачественной упаковки, консервации или несоблюдения инструкции по хранению.

2.1.4. Предоставить «Государственному заказчику» товарно-сопроводительные документы (счет, счет-фактуру, накладную или универсальный передаточный документ), а также иные документы, предусмотренные настоящим контрактом или действующим законодательством.

2.1.5. Определить адрес электронной почты для направления копий актов, писем и иных документов по настоящему контракту, и в течение одного рабочего дня с момента заключения контракта сообщить «Государственному заказчику» в письменном виде почтовым отправлением либо по каналам электронной связи. В случае неисполнения данной обязанности «Государственный заказчик» оставляет за собой право направлять копии актов, писем и иных документов по настоящему контракту на любой известный адрес электронной почты «Поставщика», в том числе указанный в настоящем контракте.

2.1.7. Обеспечить доставку, разгрузку и складирование «Товара», в том числе в случае привлечения транспортной компании к исполнению обязательств по контракту».

Согласно пункту 4.1 контракта товар по настоящему контракту поставляется в течение 21 календарного дня с момента заключения настоящего контракта.

Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта и расторжение контракта предусмотрен пунктом 7.2 контракта.

В приложении № 1 к контракту установлены функциональные, технические и качественные характеристики товара.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, товар поставлен на склад Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области 19.06.2018.

В материалах дела представлено письмо Заказчика с уведомлением Общества о том, что приемка товара состоится 21.06.2018. Данное письмо направлено в адрес Общества по электронной почте 20.06.2018.

По итогам приемки товара составлен мотивированный отказ от подписания акта о приемке товара № 159/18 от 22.06.2018. Согласно данному документу поставленный товар не соответствует характеристикам, установленным в контракте (позиция 1, 2 сорт качества древесины категория 0, номинальная толщина рабочей части 15 мм, номинальная ширина 96 мм, длина 8 мм, в спецификации – экстра, 14 мм, 100 мм, 10 мм соответственно; поз. 3 качество древесины сорт 1 и экстра-А, номинальная толщина рабочей части 16 мм, номинальная ширина 96 мм, длина шипа 8 мм, номинальная длина 1600 мм, в спецификации – А, 14 мм, 100 мм, 10 мм, 1500 мм соответственно; поз. 4 номинальная ширина 27 мм, в спецификации – 45 мм; поз. 6 номинальная толщина 15 мм, в спецификации – 14 мм; поз. 7 номинальная ширина полки 26 мм, в спецификации – 30 мм; поз. 8 номинальная длина 2450 мм – 49 шт., 2350 мм – 47 шт. и 2200 мм – 2 шт., в спецификации – 2000 мм; поз. 9,10 номинальная толщина 26 мм, в спецификации – 25 мм). Заказчиком принято решение данный товар не принимать, предложить Обществу устранить выявленные нарушения в течение 10 календарных дней. Данный мотивированный отказ вручен лично представителю Поставщика 25.06.2018 согласно отметке на экземпляре Заказчика.

В материалах дела представлено письмо № 18 от 27.06.2018 ООО «Бизнес-класс», в котором Поставщик предложил Заказчику поставить товар с характеристиками, улучшенными по сравнению с установленными в контракте.

Заказчик в письме от 20.07.2018 отказал Обществу в согласовании поставки товара с улучшенными характеристиками. (Направлено в адрес Общества по электронной почте 20.07.2018).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что предлагаемый ООО «Бизнес-класс» товар не являлся улучшенным относительно требуемого в контракте по всем характеристикам, исходя из чего, Заказчик не принял данное предложение Общества.

Согласно пояснениям сторон, представители Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области и ООО «Бизнес-класс» выезжали к поставщикам евровагонки и погонажных изделий из липы для выборки данного товара представителями Заказчика с целью дальнейшей его поставки в соответствии с условиями контракта. По итогам данного выезда Поставщиком закуплен выбранный Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области товар и доставлен в адрес Заказчика 31.07.2018.

В материалах дела представлено извещение Заказчика в адрес Общества о том, что приемка товара состоится 03.08.2018. Данное уведомление направлено в адрес Общества по электронной почте 02.08.2018.

По итогам приемки составлен мотивированный отказ от подписания акта о приемке товара № 159/18 от 09.08.2018. Согласно данному документу поставленный товар не соответствует характеристикам, установленным в контракте (поз. 1. в спецификации – сорт качества древесины «Экстра», фактически – наличие сучков, криволинейность до 20 мм по длине; по спецификации – номинальная толщина рабочей части 14 мм, фактически – 15 мм; по спецификации номинальная ширина – 100 мм, фактически - 96 мм; по спецификации длина шипа 10мм, фактически 8 мм; поз. 2. По спецификации - сорт древесины – «Экстра», номинальная толщина рабочей части 14 мм, номинальная ширина 100 мм, номинальная длина 2400 мм, фактически - наличие сучков, 15 мм, 96 мм, 2500 мм соответственно; поз. 5. в спецификации сорт качества древесины А, фактически криволинейность до 30 мм по всей длине). Данный мотивированный отказ направлен в адрес Поставщика по электронной почте 13.08.2018, что подтверждается материалами дела.

Общество в письме № 3 от 05.09.2018 предложило Заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, в связи с невозможностью поставить необходимый Заказчику товар.

В связи с непоставкой Обществом товара, соответствующего условиям контракта, Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области принято решение № 03-01-01-08/2279 от 03.10.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта и расторжении контракта.

Данное решение размещено в ЕИС 03.10.2018, направлено в адрес Общества почтовым отправлением 03.10.2018 и по электронной почте 03.10.2018.

Уведомление о вручении решения Обществу вернулось Заказчику 16.10.2018.

Дата надлежащего уведомления Поставщика, по мнению Заказчика, 16.10.2018.

Контракт считается расторгнутым Заказчиком 29.10.2018.

Представитель ООО «Бизнес-класс» на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что Общество не отказывалось от исполнения своих обязательств, предприняло все возможные действия для поставки Заказчику товара согласно контракту, однако в ходе исполнения такого контракта стало очевидным, что удовлетворяющий потребностям Заказчика товар отсутствует на рынке.

Представитель Общества также указал, что пунктом 1.3 ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия» предусмотрены предельные отклонения от номинальных размеров деталей.

Изучив материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Установлено, что ООО «Бизнес-класс» поставлен товар, не соответствующий условиям контракта, что подтверждается мотивированным отказом от подписания акта о приемке товара № 159/18 от 09.08.2018.

В пункте 1.3 ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия» установлено:

«Предельные отклонения от номинальных размеров деталей не должны быть более, мм:

  • длине.................... +- 3,0 (для прирезанных деталей)
  • ширине................... +- 1,0
  • толщине.................. +- 1,0
  • высоте паза и четверти... + 0,5

0

по толщине и ширине гребня и 0

  • - 0,5

по остальным размерам сечений. +- 1,0».

Таким образом, отклонение от характеристик в части номинальной толщины рабочей части по позициям 1 и 2 спецификации к контракту, номинальной толщины рабочей части позиции 2 спецификации к контракту не являются нарушениями, поскольку предусмотрены ГОСТ 8242-88 в рамках предельных отклонений от номинальных размеров.

Более того, предоставление евровагонки и погонажных изделий с показателем длины, превышающем установленные в контракте, также не является существенным нарушением условий контракта, поскольку позволяет использовать данный товар в соответствии с потребностями Заказчика.

Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что довод Общества о невозможности поставить товар, удовлетворяющий потребности Заказчика в части сорта качества древесины, не нашел документального подтверждения на заседании Комиссии.

Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Применительно к рассматриваемому обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Бизнес-класс» антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией ненадлежащего исполнения Обществом нормативных требований Закона о контрактной системе в связи с тем, что данное Общество предприняло меры и совершило действия, направленные на добросовестное и своевременное выполнение работ, являющихся предметном контракта.

На основании указанного, учитывая, что внесение сведений в РНП является особым видом ответственности, предполагающий вину юридического лица, выраженную в умышленном неисполнении или недобросовестном исполнении обязательств по контракту, учитывая наличие в действиях ООО «Бизнес-класс» намерения исполнить такие обязательства и урегулировать вопрос поставки рассматриваемого товара (подтверждается фактом неоднократной поставки, перепиской с Заказчиком, выездом представителя Общества и Заказчика для отборки материала и т.д), Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении ООО «Бизнес-класс», его директора и учредителей в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Более того, установлено, что Общество понесло гражданско-правовую ответственность за нарушение условий контракта в виде выплаты штрафных санкций, что подтверждается платежным поручением № 773 от 13.10.2018.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, об ООО «Бизнес-класс», учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО «Бизнес-класс» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны