Решение б/н Решение вх. от 28.04.2018 № 5785 по жалобе ООО «Ресурс» от 24 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> – руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<..>. – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <… – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
|
рассмотрев жалобу ООО «Ресурс» (далее - Заявитель) вх. от 28.04.2018 № 5785 на действия заказчика АО «ЭнСер» при проведении открытого запроса предложений без предварительного квалификационного отбора «Реконструкция ОРУ 110 кВ с заменой оборудования (в т.ч. трансформатора связи 31,5 МВА)» (№ 31806348082), размещенного на сайте www. zakupki.gov.ru (далее – Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
09.04.2018 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu Заказчик разместил извещение (№ 31806348082) и документацию о проведении Запроса предложений.
Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 10 006 400,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: 16.04.2018 в 15:00 (МСК+2).
Дата и время рассмотрения заявок: 16.04.2018 в 15:15 (МСК+2).
Дата и время подведения итогов: 19.04.2018 в 14:00 (МСК+2).
- протоколу заседания комиссии по закупкам АО «ЭнСер» по допуску участников, рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом запросе предложений от 19.04.2018 № 34 (далее – Протокол № 34), в установленные документацией и извещением сроки поступило три заявки: АО «ЭСР», ООО «Электро Урал Спец Монтаж», ООО «Ресурс». Победителем Запроса предложений признано АО «ЭСР».
28.04.2018 в Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Запроса предложений.
В жалобе от 28.04.2018 вх. № 5785 Заявитель, указал, что:
1. Заказчик неправомерно определил победителя по итогам проведения Запроса предложений, так как АО «ЭСР» не имеет права на выполнение работ по договору строительного подряда, так как АО «ЭСР» не внесло взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, что подтверждается сведениями из единого реестра членов СРО. На основании изложенного, ООО «Ресурс» просит обязать АО «ЭнСер» признать победителем ООО «Ресурс» и заключить с ним договор.
2. Заказчик нарушил сроки опубликования Протокола № 34.
Представители Заказчика в письменных пояснениях и на заседании Комиссии пояснили, что Документацией о закупке не устанавливалось требование к участникам закупки подтверждать в составе заявки факт внесения взносов в компенсационные фонды СРО.
- «ЭСР» представило в составе заявки на участие в Запросе предложений выписку СРО от 21.03.2018 (далее – выписка). В пункте 6 выписки имеются сведения о внесении соответствующих взносов. Выписка, в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного Кодекса Российской Федерации действует в течение месяца, следовательно, выписка являлась действующей на момент подачи заявки «ЭСР».
- образом, АО «ЭнСер» считает, что при проведении Запроса предложений не допущено каких-либо нарушений, в связи с чем просит признать жалобу ООО «Ресурс» необоснованной.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о закупках на АО «ЭнСер» распространяются требования Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 10 статьей 3 Закона о закупках участник закупки, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение АО «ЭнСер» подпунктов 1, 2 пункта 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, у Челябинского УФАС России имелось основание для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статье (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Для Заказчика таким документом является Положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное решением годового общего собрания акционеров АО «ЭнСер», а также Документация о закупке, утвержденная Генеральным директором АО «ЭнСер».
1. Согласно пункту 12.5 Положения о закупке для участия в Запросе предложений участник должен подготовить заявку на участие в Запросе предложений, оформленную в полном соответствии с требованиями Документации о закупке.
Заявка на участие в Запросе предложений в обязательном порядке должна содержать информацию, документы или копии документов, перечень которых определен соответствующей Документацией о закупке, подтверждающие соответствие заявки требованиям Документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения о закупке устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупок, в том числе соответствие участниками закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (например, наличие у участника закупки соответствующих лицензии, допусков от саморегулируемых организаций).
Согласно пункту 17 Документации о закупке участнику необходимо предоставить копии или оригиналы (сканированные копии в цвете) следующих учредительных и бухгалтерских документов на последнюю отчетную дату:
- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
- налоговая декларация по НДС за предшествующий год;
- уведомление, подтверждающее оплату налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов;
- сведения о среднесписочной численности;
- учредительные и регистрационные документы, заверенные нотариально или руководителем организации;
- устав предприятия;
- свидетельство о государственной регистрации предприятия;
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г. (если имеется);
- свидетельство о постановке предприятия на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать без доверенности);
- копия уведомления налогового органа о переходе контрагента на упрощенную систему налогообложения (при наличии);
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (не позднее 6 месяцев на дату подачи);
- анкета участника закупки (приложение 5);
- свидетельства о допуске к видам работ (свидетельства СРО на данный вид работ).
Материалами жалобы установлено, что в составе своей заявки АО «ЭСР» представлена выписка из реестра членов СРО от 21.03.2018 № 436/02.
- у АО «ЭнСер» не имелось оснований для отклонения заявки АО «ЭСР» по данному критерию.
Согласно письменным пояснениям АО «ЭнСер» на этапе заключения договора Заказчиком установлено, что заявка АО «ЭСР» содержит недостоверные сведения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 24.2 Положения о закупке Заказчик отказывается от заключения договора с участником-победителем закупки, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупки, в том числе по возмещению каких-либо затрат, если установлено, что в представленных документах для участия в процедуре закупки или в самой заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.
Также согласно пункту 14 Документации о закупке Запрос предложений может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- если не подано ни одной заявки;
- если поданы заявки и они не соответствуют требованиям закупочной документации;
- в связи с необходимостью внесения корректировки или изменений в закупочную документацию;
- в связи с изменениями (переносом) сроков закупки товаров, работ, услуг;
- если подана одна заявка, соответствующая требованиям закупочной документации.
Так, согласно протоколу заседания комиссии по закупкам АО «ЭнСер» по отмене решения открытого запроса предложений по Лоту № 1 в протоколе заседания комиссии по закупкам АО «ЭнСер» от 04.05.2018 № 37 (далее – Протокол № 37) комиссия по закупкам АО «ЭнСер» приняла решение:
- на основании обнаруженных недостоверных сведений в предоставленных документах участника-победителя при заключении договора по ЛОТу № 1 «Реконструкция ОРУ 110 кВ с заменой оборудования (в т.ч. трансформатора связи 31.5 МВА)» (далее - Лот №1) АО «ЭнСер» решило отказаться от проведенной закупки на этапе заключения договора и отменить решение комиссии по закупкам по ЛОТу № 1;
- в связи с необходимостью внесения изменений в закупочную документацию ЛОТа № 1 в соответствии с пунктом 12.4.1 Положения о закупке признать открытый Запрос предложений несостоявшимся.
Челябинское УФАС России отмечает, что Положением о закупке и Документацией о закупке не предусмотрена обязанность АО «ЭнСер» заключать договор по результатам Запроса предложений со вторым участником закупки.
Согласно письменным пояснениям, а также пояснениям представителей на заседании Комиссии, АО «ЭнСер» 14.05.2018 разместило на сайте www.zаkuрki.gоv.гu извещение № 31806475373 о повторной процедуре проведения закупки, с внесением изменения в закупочную документацию (изменен срок выполнения работ с 10.06.2018 – 31.07.2018 на 13.06.2018 - 31.08.2018).
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика при проведении Запроса предложений (извещение № 31806348082) не усматривается нарушения Закона о закупках.
2. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Протокол № 34 подписан 19.04.2018, следовательно, предельным сроком размещения данного протокола на сайте www.zаkuрki.gоv.гu является – 22.04.2018.
Однако, Заказчик разметил протокол № 34 только 27.04.2018, что является нарушением пункта 12 статьи 4 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и является административным правонарушением, предусмотренным статьей 7.32.3 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать доводы жалобы ООО «Ресурс» на действия заказчика АО «ЭнСер» при проведении открытого Запроса предложений без предварительного квалификационного отбора по Лоту № 1 «Реконструкция ОРУ 110 кВ с заменой оборудования (в т.ч. трансформатора связи 31,5 МВА)» (№ 31806348082), размещенного на сайте www. zakupki.gov.ru, выразившиеся в нарушении срока размещения протокола № 34 на сайте www.zаkuрki.gоv.гu, обоснованными.
2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 7.32.3 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.