Решение б/н Решение и Предписание по жалобе ООО "Авиал ДВ" от 11 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 11 (4.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 09/01-52/15

 

 

09 февраля 2015 г.                                                                                                           г. Анадырь

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2015  г.

Полный текст решения изготовлен 09.02.2015 г.

 

Комиссия Чукотского УФАС России рассмотрев жалобу  Общества с ограниченной ответственностью  «Авиал ДВ» на действия Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» при проведении закупки № 553 на право заключения договора, об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, извещение № 31501939293, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии Светова А.Ю., представителя ГУП ЧАО «Чукотснаб» по доверенности,

в отсутствии представителей ООО  «Авиал ДВ», уведомленных надлежащим образом

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 28.01.2015 года поступила жалоба от ООО  «Авиал ДВ» (далее – Заявитель, Общество) на действия ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений (закупка № 553) на право заключения договора, об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, извещение № 31501939293.

В своей жалобе Заявитель указывает, что в документации допущены существенные нарушения, направленные на устранение конкуренции, а именно:

1. В извещении и документации о закупке не указана цена договора (лота), а указана лишь цена за тонну перевезенного груза.

2. В документации о закупке не установлен порядок формирования цены контракта.

3. Установление требования о предоставлении справки об опыте работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям за последние три года приведет к ограничению количества участников в закупке.

4. Документацией о закупке предусмотрен высокий размер обеспечения заявки и обеспечения договора, исключающие конкуренцию.

Представитель Заказчика возражал против доводов, изложенных в жалобе, утверждал, что запрос предложений проводится в соответствии с действующим законодательством, в связи, с чем жалоба Общества является необоснованной.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком 22.01.2014 г. официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений и документация на право заключения договора, об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции также предусматривает, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Требования к составу и содержанию извещения о закупке, а также документации о закупке установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

1. Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) также должны быть указаны в документации о закупке (пункт 5 часть 10 статьи 4 Закона о закупках товаров).

Таким образом, Законом № 223-ФЗ предусмотрено определение в извещении о закупке начальной (максимальной) цены договора, однако требований к необходимости обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены договора данный Закон не устанавливает.

В соответствии с пунктом 7 информационной карты документации о закупке начальная (максимальная) цена договора (лота)  установлена – 6008,75 рублей за одну тонну с учетом НДС 18%.

В извещении о запросе предложений, также установлены сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) в размере 6008,75 рублей за одну тонну с учетом НДС 18%.

В техническом задании Заказчик указал количество тонн нефтепродуктов, подлежащих перевозке.

Сделав простые арифметические вычисления (умножить цену за единицу на количество тонн) можно определить цену договора.

Довод Заявителя о том, что сведения о начальной цене контракта в извещении и документации о запросе предложений указаны лишь за тонну, не может быть признан обоснованным, поскольку и извещение и документация содержать сведения о начальной (максимальной) цене контракта, рассчитанной заказчиком в виде цены за тонну.

2. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.

Пункт 7 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

 Извещение Заказчика содержит предусмотренные законом сведения о формировании цены контракта, а именно: «Стоимость с учетом всех расходов включает в себя все затраты на погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату налогов, сборов и таможенных пошлин».

Таким образом, Заказчиком установлено требование о порядке формирования цены контракта с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей в соответствии с извещением о запросе предложений.

3. В соответствии со статьей 3 Закона № 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Разделом 7 информационной карты установлены требования к содержанию документов, входящих в состав заявки.

В пункте 2 раздела 10 информационной карты документации о запросе предложений установлено, что оценка по критерию «Квалификация участника» производится по подкритерию «Опыт оказания аналогичных услуг», согласно которому оценивается подтвержденный опыт оказания (выполнения) участником закупки услуг по перевозке нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям за последние три года.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в число которых входят: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Комиссия не может согласиться с утверждением Заявителя, что установленный Заказчиком подкритерий - оценка опыта участника закупки по перевозке нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, необоснованно ограничивает конкуренцию, в связи с тем, что данных районах условия перевозки сильно различаются от иных районов страны, а именно: низкие температуры; бездорожье; короткие сроки на содержание зимников; большие расстояния между населенными пунктами, что не позволяет переждать в нормальных условиях какое-то время в случае ухудшения погодных условий либо дождаться специализированной помощи.

Также, Комиссия считает, что отсутствие в документации о закупке условия об оценке опыта участника закупки по перевозке нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, может поставить в неравное положение участников, осуществляющих перевозки в таких условиях, по сравнению с участниками, осуществляющими перевозку нефтепродуктов по шоссейным дорогам в хороших климатических условиях.

При этом, Комиссия считает, что установление подкритерия - оценка опыта участника закупки по перевозке нефтепродуктов за последние три года влечет за собой нарушение принципа равноправия по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников лишь временным интервалом в количестве трех последних лет.

Комиссия считает, что установление интервала в три года само по себе не ущемляет ни чьих прав и является лишь приведением к одному знаменателю количества перевезенных нефтепродуктов при расчете оценок опыта каждого участника закупки, но установление условия, что за расчет будут браться именно три последних года, ставят в неравное положение участников, имеющих аналогичный опыт оказания услуг в иные временные периоды.

Таким образом, установление Заказчиком подкритерия оценка опыта участника закупки по перевозке нефтепродуктов за последние три года является нарушением принципов равноправие и справедливость и создает дискриминационные условия.

4. Комиссия не может согласиться с утверждением Заявителя о «чудовищном размере» обеспечения заявки и размере обеспечения исполнения договора.

Целью создания ГУП ЧАО «Чукотснаб», согласно Распоряжению Губернатора Чукотского автономного округа от12.04.2001 № 23-рг, является своевременное и полное снабжение топливно-энергетическими ресурсами нужд Чукотского автономного округа, также и Уставом ГУП ЧАО «Чукотснаб» утверждено, что целями деятельности Предприятия являются:

а) удовлетворение общественных потребностей в результате деятельности Предприятия;

б)  получение прибыли.

Учитывая социальную значимость своевременного обеспечения населения Чукотского автономного округа топливом в условиях бездорожья, а также сложную экономическую ситуацию в стране, Чукотское УФАС России считает, что высокий размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора, предусмотренные в запросе предложений, не позволяет участвовать в закупках организации, не вполне уверенные в своей способности обеспечить выполнение заявленных в документации обязательств, а самое главное, обеспечит финансовую возможность в кратчайшие сроки доставить топливо в населенные пункты, в случае неисполнения обязательств победителем закупки либо его банкротства.

Необходимо учитывать, что в труднодоступных населенных пунктах электроэнергия вырабатывается дизельными электростанциями и, в случае отсутствия топлива, перестанут работать насосы, и как следствие - отсутствие воды, тепла и т.д., неисполнение обязательств по доставке нефтепродуктов поставит на грань выживания население, проживающее в труднодоступных населенных пунктах в суровых условиях Крайнего Севера.   

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установление Заказчиком высокого размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора, предусмотренные в запросе предложений, является обоснованным ограничением  конкуренции, связанным с гарантиями по обеспечению населения округа жизненно необходимым топливом.

5. В ходе рассмотрения настоящей жалобы Комиссией Чукотского УФАС России в действиях Заказчика выявлены иные нарушения порядка организации и проведения закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

30 марта 2012 года Заказчиком утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее - Положение о закупках), которое регулирует деятельность заказчика при осуществлении закупки. Положение было внесено в Реестр положений о закупках на zakupki.gov.ru и имеет № 1120002231.

17 декабря 2014 года Заказчиком утверждены изменения в Положение о закупках, однако само Положение о закупках в окончательной и актуальной редакции по состоянию на 22.01.2015 опубликовано не было, что является нарушением части 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью  «Авиал ДВ» на действия Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» при проведении закупки № 553 на право заключения договора, об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, извещение № 31501939293 обоснованной, в части установления требования об опыте оказания аналогичных услуг за последние три года.

2. Признать действия Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» нарушающими требования, установленные частью 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Государственному унитарному предприятию Чукотского АО «Чукотснаб» обязательное для исполнения предписание.

4.  Передать материалы дела должностному лицу Чукотского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа  «Чукотснаб».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04/01-52/15

 

09 февраля 2015 года                                                                        г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров  на основании Решения № 09/01-52/15 от 09 февраля 2015 года, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа «Чукотснаб», расположенному по адресу: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Южная, д. 4, в срок до 20 февраля 2015 года:

  1. Аннулировать открытый конкурс на право заключения договора, об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, извещение № 31501939293.

Оператору электронной площадки:

1. Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее трех дней со дня его выполнения.

 

Примечание: В случае неисполнения настоящего Предписания Чукотское УФАС России вправе применить меры административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны