Решение б/н Решение по делу № 17/01-52/16 в отношении Филиала АО «Концер... от 20 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 17/01-52/16

 

 

20 февраля 2016 г.                                                                                                       г. Анадырь

 

Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2016 г.

Полный текст решения изготовлен 20.02.2016 г.

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии; члены Комиссии,

в отсутствии представителей Заявителя, представителей Заказчика, уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Межгортранс» (далее – Заявитель) на действия заказчика филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора «Транспортирование грузов, содержащих радиоактивные материалы, авиационным транспортом», извещение №31603256709 (далее – Закупочная документация, Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чукотское УФАС России поступила жалоба от Заявителя на закупочную документацию Заказчика.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением Утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07 февраля 2012 № 37 года, в редакции с изменениями от 28.12.2015 № 76 действующей на момент размещения извещения о Закупке (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.01.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение и документация об открытом запросе предложений в электронной форме без квалификационного отбора.

Начальная (максимальная) цена контракта 15 500 000 рублей.

Согласно извещению о проведении Закупки от 20.01.2016г дата окончания подачи заявок – 09.02.2016г, дата окончания рассмотрения заявок – 12.02.2016г, дата подведения итогов – 18.02.2016г.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: Заказчик установил в закупочной документации излишние требования к участникам размещения заказа о наличии копии лицензий: на осуществление перевозки воздушным транспортом грузов, лицензия на обращение с радиоактивными веществами при транспортировании, сертификата эксплуатанта, выданных Исполнителю.

Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился, представив письменные возражения, где сообщил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, закупочной документацией.

Рассмотрев представленные на заседание Комиссии материалы, рассмотрев доводы, изложенные в возражениях Заказчика, Комиссия Чукотского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно подпункту 1.7 Приложения 15 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.6 части 1 Закупочной документации установлены следующие требования, предъявляемые к участникам Закупки и соисполнителям: «Исполнитель в составе заявки предоставляет заверенные копии лицензии на осуществление перевозки воздушным транспортом грузов, лицензии на обращение с радиоактивными веществами при транспортировании, сертификата эксплуатанта, выданных Исполнителю. Исполнитель обязан предоставить так же заверенные копии эксплуатационных спецификаций на воздушные суда, планируемые для выполнения работ по договору. Эксплуатационные спецификации ВС должны включать разрешение на перевозку опасных грузов класса опасности ТИ ИКАО 7».

При этом Заявителем не представлено доказательств того, что указанное выше требование ограничивает количество участников размещения заказа.

В обоснование установления данных требований, Заказчик пояснил, что наличие указанных требований установлено в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии».

Частью 23 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) установлено, что деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии со статьей 26 Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - Закон об использовании атомной энергии) любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

 В соответствии со статьей 45 Закона об использовании атомной энергии перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь разрешение (лицензию), выданное соответствующим органом государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

К неизмеримым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что требование Заказчика к участникам размещения заказа о наличии лицензий правомерно, по следующим основаниям.

При осуществлении транспортировки грузов неизбежно возникают ситуации, когда в предмет договора входят отдельные действия организатора, осуществление которых возможно только в случае наличия специального разрешения (лицензии). Это связано с тем, что услуги организатора включают в себя элементы как юридических, так и фактических услуг. При исполнении поручений заказчика организатор не может полностью устраниться от участия в процессе перевозки. Организатор заключает договорные отношения с аэропортами, складскими комплексами, автоперевозчиками, владельцами воздушных судов, приобретает топливо, страхует груз и т.д. Действия по заключению договоров являются юридическим действием. Если бы деятельность организатора ограничивалась только этим, то его действия могли быть истолкованы как действия агента. Проведение «Организатором» исследования по выбору субподрядчиков, приемка/сдача радиоактивного груза, согласование маршрутов, взаимодействие с компетентными органами и прочие организационные работы являются фактическим действием. То есть «Проявляется воля организатора, влекущая за собой возникновение прав и обязанностей»

«Если агент действует за счет принципиала, но от собственного имени, он становится стороной сделок, заключенных им с третьими лицами, причем и в том случае, когда эти лица знали о совершении сделки в интересах принципиала, а не его агента, либо даже если сам принципиал вступил с третьим лицом – контрагентом по сделке в непосредственные отношения по ее исполнению». В трактовке ICAO (международная организация гражданской авиации, куда входит РФ), деятельность организатора названа «грузовой экспедитор», который «...является участником транспортно-логистического процесса».

Это же относится и к ответственности организатора. Договоры с субподрядчиками заключает от своего имени организатор. В случае каких либо осложнений у субподрядчика возникает ответственность перед организатором, а у организатора в свою очередь перед заказчиком. Это в равной мере относится к ответственности за сохранность радиоактивного груза, мер по предотвращению последствий аварий и розыску утерянного груза.

Передача радиоактивного груза также может быть осуществлена только с участием организатора. Фактически передача радиоактивного груза производится от представителя Билибинской станции организатору. Организатор в свою очередь передает груз на спецсклад аэропорта вылета. В случае непредвиденных задержек и неисправностей воздушного судна организатор передает груз на спецсклад промежуточного аэропорта и получает его при возможности дальнейшей транспортировки. По прибытии груза в Билибино организатор получает груз у субподрядчика (владельца воздушного судна) и передает представителю Билибинской станции.

Условия действия лицензий на обращение с радиоактивными веществами предприятий-поставщиков и предприятий перевозчиков четко определяют взаимоотношения с подрядчиками: «Привлечение для выполнения работ и оказания услуг, влияющих на безопасность разрешенного _вписывается наименование предприятия_ вида деятельности юридических лиц, которые имеют лицензии (разрешения) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствующие виды деятельности, при обязательном уведомлении…». Это типовое требование, как правило включается в п. 2.3.4. Условий действия лицензии.

Исследование нормативных документов приводит к однозначному выводу о том, что все участники транспортирования РМ обязаны иметь лицензии на заявленный вид деятельности. При выполнении таких работ, как организация авиаперевозок ИИ, «Организатор» выступает одним из исполнителей и обязан руководствоваться (учитывая специфику работ) нормативными документами не только Росатома, но и Росавиации.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Закупочной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензий, не нашел своего подтверждения.

Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Межгортранс» на действия филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора «Транспортирование грузов, содержащих радиоактивные материалы, авиационным транспортом», извещение №31603256709, необоснованной.
  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Чукотского УФАС России от 11.02.2016 № 0139/1/01-52.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны