Решение б/н Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» на д... от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 087/07/3-4/2021

19 января 2021 г.                                                                                              г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России,

Члены Комиссии: А.А. Матафонова, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.В. Салмина, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,

в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» – Казакова А.М. по доверенности б/н от 14.08.2019г.

в отсутствии представителей Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг», уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» (далее – Заявитель, Общество) на действия (бездействие) заказчика – Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с.Лаврентия», извещение №         32009841397, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 30.12.2020 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.

В своей жалобе Заявитель указывает, что 24 декабря 2020 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 32009841397 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с.Лаврентия» (далее – Аукцион).

 

 

 

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона, Заказчиком нарушены нормы законодательства, а именно: «согласно описанию объекта закупки, нет никаких требований к транспортному средству, который будет собирать и вывозить ТКО».

Уведомлением Чукотского УФАС России от 12.01.2021 г. №№ 0011/01-40, 0013/01-40 рассмотрение жалобы было назначено на 19.01.2021 г. на 11 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

При этом Комиссия учитывает, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб в рамках указанного закона.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны не состоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП «Айсберг», утвержденным и.о. директора МУП «Айсберг» Д.А. Макаренко от 07.02.2020 г. (далее - Положение о закупке).

Извещение и документация о проведении аукциона (далее - Документация) размещено в ЕИС – 24.12.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 8 161 046,96 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 01.01.2021 в 00:00 (МСК+9).

Дата рассмотрения первых частей заявок – 04.01.2021 (МСК+9).

Дата подведения итогов – 07.01.2021 (МСК+9).

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлено никаких требований к транспортному средству, который будет собирать и вывозить ТКО.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

На основании пункта 1 статьи 24.9 Закона об отходах государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

На основании части 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Закона об отходах сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

На основании пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

На основании пункта 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

В соответствии с главой V.I ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отводами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10 мая 2018 года Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа и Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования Чукотский муниципальный район заключили Соглашение №215 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с. Лаврентия, с.п. Лорино и Соглашение №216 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с.п. Инчоун, Нешкан, Уэлен, Энурмино (далее - Соглашение).

Следовательно, региональный оператор по обращению с ТКО – МУП «Айсберг» является единственным поставщиком услуги по обращению с ТКО на территории Муниципального образования Чукотский муниципальный район и, соответственно, в зоне его деятельности образуется 100% ТКО, образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

Предметом проводимой закупки является Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с.Лаврентия.

В соответствии Техническим заданием аукционной документации, Заказчиком установлены, следующие требования:

1.  Количество оказываемых услуг не более:

№ п/п

Наименование услуги

Кол-во часов

Цена

1 мото/часа

руб,

(в.т.ч. НДС)

Сумма

руб.

(в т.ч. НДС)

1

Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с.Лаврентия

 

956

 

8536,66

 

8 161 046,96

2. Технические характеристики:

Закрытое грузовое  автотранспортное средство.

Объем кузова не менее 7 м3

           

В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом сделан вывод, что в документации об аукционе Заказчик не указал сведения о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов с учетом сезонной составляющей, что является нарушением подпункта "б" пункта 12 Правил проведения торгов N 1133.

Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил проведения торгов N 1133 документация об аукционе наряду с информацией, указанной в ст. 64 Закона о контрактной системе, должна содержать сведения о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей.

В силу пункта 25 Правил обращения с ТКО N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является, в том числе планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов.

В документации об аукционе, а именно в Техническом задании (описание объекта закупки) Заказчиком не предусмотрены виды отходов, относящиеся к ТКО, которые определены Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, далее - Каталог отходов), согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые", а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению", но с учетом нормативов накопления ТКО, разработанных с учетом сезонных изменений массы и объема накапливаемых отходов, согласно Территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Чукотского Муниципального района Чукотского автономного округа, в том числе с ТКО. Класс опасности ТКО определяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, Каталогом отходов.

Однако стоит учитывать, что Закон об отходах требует определять класс опасности отходов на основании документа, т .е паспорта отходов.

Чтобы отнести класс отходов к опасным или неопасным грузам, их необходимо классифицировать как вещества опасные или безопасные для окружающей среды. Принять данное решение можно только исходя из сведений, содержащихся в паспорте отходов. Документ составляется согласно требованиям Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности.

Таким образом, транспортировать ТКО может не каждый автомобиль. И к персоналу, осуществляющему перевозку, и к транспорту предъявляются строгие требования.

Необходимо наличие определенных документов и создание специальных условий, эти требования регламентируются статьей 16 Закона об отходах, транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

 При транспортировке мусора необходимо исключить возможные его потери пути. Подробные требования изложены в п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322- 03.

Нельзя вывозить разные типы отходов одним автомобилем. Должны быть отдельные машины для вывоза мусора из торговых и жилых зданий, для специальных отходов, для крупногабаритных, опасных и т. д.

Среди остальных требований статья 16 Закона об отходах называет наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Данные требования подробно раскрываются в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормах. Роспотребнадзором был разработан проект санитарных правил "Требования к транспортировке опасных отходов". Согласно им транспортировка опасных отходов осуществляется всеми видами транспорта - трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перемещение опасных отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения производится транспортными средствами специализированных предприятий - перевозчиков отходов. Перевозчики отходов (любые юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортирование опасных отходов) должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности по транспортировке опасных отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Работы, связанные с загрузкой, транспортировкой, выгрузкой опасных отходов, должны быть механизированы и по возможности герметизированы. Конструкция и оборудование специализированного транспорта для перемещения опасных отходов должны позволять применение средств механизации и исключать возможность потерь при перегрузке и по пути следования отходов, а также загрязнения среды обитания человека и окружающей среды. Условия транспортировки опасных отходов определяются видом отходов, их установленной и/или потенциальной опасностью для среды обитания и здоровья человека, с учетом агрегатного состояния и способа упаковки. К транспортировке допускаются опасные отходы, имеющие документально установленную производителем и утвержденную органами Роспотребнадзора степень опасности для среды обитания и здоровья человека. Администрация предприятий и организаций, занимающихся транспортировкой опасных отходов, на основании санитарных правил разрабатывает и утверждает инструкцию по технологии приема, перевозки и сдачи отходов в зависимости от их вида, установленной производителем степени опасности для среды обитания и здоровья человека, агрегатного состояния и упаковки.

Автотранспортное средство, предназначенное для перевозки опасных отходов в контейнерах, должно быть оборудовано устройством для механизированной погрузки и разгрузки контейнеров. Автотранспортное средство с открытым типом кузова или контейнера, предназначенное для перевозки опасных отходов без упаковки, должно быть оборудовано устройством для укрытия кузова (контейнера), обеспечивающим водо- и пыленепроницаемые условия транспортировки. Конструкция и оборудование автомобилей, перевозящих бытовые, пищевые, биологические отходы и отходы лечебно-профилактических учреждений, должны обеспечивать возможность проведения санитарной обработки (мойки и дезинфекции) снаружи и внутри транспортного средства. Каждый автомобиль должен иметь документ для внесения отметок о сроках проведенной санитарной обработки, который должен регулярно заполняться организацией, проводящей работы.

Указанные требования носят фрагментарный характер, детализируют требования в отношении отдельных видов транспорта, отдельных категорий отходов и т.п.

Таким образом, вывод Комиссии Чукотского УФАС России об отсутствии в документации об аукционе сведений о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей является обоснованным, так как транспортировать ТКО может не каждый автомобиль.

Как усматривается из протокола № 200129490300036/1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, в Закупке заявку подал только один участник, что также косвенно подтверждает вывод антимонопольного органа об ограничении конкуренции заказчиком посредством не установления в Документации рассматриваемых требований.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Техническом задании Документации технические характеристики на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, об аннулировании электронного аукциона.

В соответствии с положениями части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чукотского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» на действия (бездействие) заказчика – Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия», извещение №     32009841397, признать обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст.  4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании электронного аукциона.

4. Передать материалы дела должностному лицу, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии:

 

________________________

 

Т.А. Омаев

 

 

 

Члены Комиссии:

________________________

А.А. Матафонова

 

 

          ________________________

  А.В. Салмина

         

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны