Решение б/н Решение и предписание по делу № 17/04–01/11 о нарушении ООО ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
 


31 октября 2011 г.                                                                                                 г. Анадырь
Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 31.10.2011 г.
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 17/04–01/11 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис - Угольные Копи» (Генеральный директор …), находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9, требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
при участии в заседании:
Представители ответчика:
–(…)–на основании устава (Генеральный директор);
–(…)–по доверенности от 27.04.2011г. №_07/11, выданной И.О. генерального директора МП «ГКХ» (…).
Заявитель: (…)- паспорт <...> (…), выдан (…).
УСТАНОВИЛА:
В Чукотское УФАС России 10.06.2011г. поступило заявление гражданина (…), проживающей по адресу: (…) (далее – Заявитель), с жалобой на действия ООО «ЧукотЖилСервис - Угольные Копи» (далее – Общество, Управляющая компания), которые, по мнению Заявителя, являются нарушением антимонопольного законодательства. Указанные действия Общества выразились в отказе принятия в эксплуатацию прибора учета электрической энергии Заявителя, сославшись на то, что принятие в эксплуатацию прибора учета не входит в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту, в связи с чем, опломбировка счетчиков относится к дополнительной услуге оказываемой Обществом, вследствие чего, данный допуск будет произведен после оплаты Заявителем услуг управляющей организации по опломбированию приборов учета расхода электрической энергии для населения.
Суть жалобы заявителя сводится к тому, что согласно пункта 3.1.15 договора управления многоквартирными домами заключенного между Обществом и Заявителем – Управляющая компания обязана: принимать в участие в приемке индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию с составлением соответствующего акта и фиксацией начальных показаний приборов, а принимая во внимание, что стоимость дополнительных услуг, в частности стоимость опломбирования приборов учета не оговаривалась и не утверждалась на общем собрании собственников, следовательно предоставляемая дополнительная услуга Обществом, в виде опломбирования приборов учета, на платной основе, не законна, тем самым ущемляет права Заявителя.
1. Навязывание Обществом услуги по опломбированию прибора учета как дополнительной и взимании платы при отсутствии законных оснований, что в свою очередь в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), ущемляет права Заявителя:
Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено содержание платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме. При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, аналогичные положения предусмотрены в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 421 ГК РФ и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия пред писано законом или иными правовыми актами.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.209 № 261-ФЗ (далее Закон № 261-ФЗ) предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно–технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых о ни осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых о ни осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. По рядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Разделом 3 названного порядка предусмотрено, что договор на установку (замену) прибора учета в числе существенных условий наряду со сроками установки (замены) прибора учета должен содержать указание на порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Из положений пунктов 31, 50 (г), 52 (в,г), 5 3 (д) Правил предоставления коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307) следует, что индивидуальные приборы подлежат о пломбированию, при этом нарушение целостности пломб влечет невозможность использования прибора учета.
Учитывая изложенное, ввод прибора учета в эксплуатацию предполагает его обязательное опломбирование.
Договор установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета в силу положений ч .9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ носит возмездный характер, цена указанного договора определяется по соглашению сторон. Соответственно прием приборов учета в эксплуатацию (опломбированию приборов учета) на возмездной основе не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 3.1.15 договора управления многоквартирными домами заключенного между Обществом и Заявителем – Управляющая компания обязана: принимать в участие в приемке индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию с составлением соответствующего акта и фиксацией начальных показаний приборов.
В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137), ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164).
Как следует из пояснений Общества, а так же из имеющихся материалов дела, для опломбирования приборов учета жители вправе обратиться к иным организациям, осуществляющим деятельность по приемке узлов и приборов учета (ГП ЧАО «Чукокоммунхоз»). При наличии у граждан-потребителей установленного и опломбированного прибора учета Общество, согласно пункту 3.1.15 договора управления многоквартирными домами осуществляет осмотр и составляет акт, фиксирующий факт установки и опломбирования прибора и ввода его в эксплуатацию, на безвозмездной основе.
При данных обстоятельствах довод Заявителя о навязывании Обществом услуги по опломбированию прибора учета и взимании платы при отсутствии законных оснований является несостоятельным.
2. Необоснованный отказ в приемки в эксплуатацию прибора учета электрической энергии Заявителя (пункт 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ):
Как выше было указанно, целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ООО «ЧукотЖилСервис - Угольные Копи» является управляющей организацией жилого дома, расположенного по адресу: п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д. 4, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивает подачу коммунальных услуг собственникам жилых помещений и лицам, проживающим с ними, в соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, осуществляет иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Группа лиц в части входящих в нее: ООО «ЧукотЖилСервис- Угольные Копи» приказом Чукотского УФАС России от 01.04.2010 г. № 33 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100 % на рынке услуг по передачи и распределению электрической энергии гражданам – потребителям в границах городского поселения Угольные Копи.
Порядок предоставления физическим лицам коммунальных услуг, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307) (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).
Действие вышеуказанных Правил № 307 распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых домах частного, государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 2 Правил № 307).
Исполнителем, в силу пункта 3 Правил № 307 являются: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем, в силу пункта 3 Правил № 307 предоставления коммунальных услуг, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, ст. 162 ЖК РФ, п. п. 3, 49 Правил № 307, следует вывод о неразрывности правовых статусов управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг, невозможности осуществления управляющей организацией только части функций по управлению многоквартирным домом, следовательно, получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг, что в свою очередь, налагает на управляющую организацию обязательства, установленные нормами Правил № 307.
Как следует из подпункта «И» пункта 49 главы IV Правил № 307, Исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.
В силу подпункта «н» пункта 49 Правил № 307 исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, Заявитель письмом от 30.03.2011г. обратился к Управляющей компании (согласно штампа входящей корреспонденции данное письмо поступило в адрес Общества 01.04.2011г. вх. № 227), с просьбой принять в эксплуатацию многотарифный прибор учета электрической энергии в связи с заменой существующего и переходом на многотарифную систему расчетов, на основании Постановления правления комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского АО № 12-Э/1 от 03.11.2010г., в приложения к данному письму Заявителем был приложен Акт замены прибора учета № 26.
Однако, Обществом действия по принятию в эксплуатацию многотарифного прибора учета электрической Заявителя предприняты не были, отказ в принятии в эксплуатацию данного прибора в адрес Заявителя Обществом не направлялся.
В виду отсутствия каких либо действий со стороны Управляющей компании на письмо от 30.03.2011г. (согласно штампа входящей корреспонденции данное письмо поступило в адрес Общества 01.04.2011г. вх. № 227), Заявитель повторно обратился в адрес Общества письмом от 26.05.2011г. (согласно штампа входящей корреспонденции данное письмо поступило в адрес Общества 26.05.2011г. вх. № 516), которым просил принять в эксплуатацию прибор учета электрической энергии, в связи с произведенной заменой на многотарифный.
В ответе от 26.05.2011г. № 738 на письмо Заявителя от 26.05.2011г. (согласно штампа входящей корреспонденции данное письмо поступило в адрес Общества 26.05.2011г. вх. № 516), сообщалось, что принятие в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, не входит в основной перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственника многоквартирного дома. Опломбировка счетчиков относится к дополнительной услуге и управляющая организация несет затраты на материалы, исходя из вышеизложенного составлен расчет стоимости опломбирования приборов учета электроэнергии. В приложение к данному письму, Общество представило Заявителю, копию расчета стоимости пломбирования приборов учета расхода электроэнергии для населения ООО «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» с 01.01.2011г.
В соответствии с подпунктами «з», «и», «н» статьи 49 Правил № 307, исполнитель обязан: з) вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; н) по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг; и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.
В нарушение указанных подпунктов «з», «и», «н» пункта 49 Правил № 307, а так же, пункта 3.1.15 договора управления многоквартирными домами, Управляющая организация, получив обращение Заявителя от 30.03.2011г., о принятии в эксплуатацию многотарифного прибора учета электрической энергии в связи с заменой существующего, и переходом на многотарифную систему расчетов, своего представителя на приемку в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, не направило, в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) извещение Заявителю о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа, не представило, что в свою очередь, ущемляет права Заявителя, так как, является необоснованным отказом в принятии в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
В части 1 статьи 10 Закона № - 135 ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
К числу таких действий подпунктом 5 указанной нормы прямо отнесены действия по экономически или технологически не обоснованному отказу либо уклонению от заключения договора с контрагентом в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, судам следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в совокупности, действия Общества, в виде, не направления своего представителя в адрес Заявителя, для приемки в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, а так же, не представления Заявителю извещения о приеме и последующем удовлетворении его заявления, либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа, в установленный срок, является нарушением пункта 5 «экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями…» части 1 статьи 10 «запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Закона о конкуренции.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта – ООО «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи», занимающего доминирующее положение на рынке услуг передачи и распределению электрической энергии физическим лицам в границах городского поселения Угольные Копи, пункта 5 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов других лиц, путем необоснованного отказа в принятии в эксплуатацию прибора учета электрической энергии Заявителя.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
2. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» нарушающими антимонопольное законодательство, в части соблюдения требований, установленных пунктом 5 части 1статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями…»
3. Признать наличие оснований для выдачи Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» предписания на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 18/04-01 Ж
 

31 октября 2011 г.                                                                                                 г. Анадырь
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), на основании своего Решения от 31.10.2011г. нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» (Генеральный директор …), находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9, требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» в срок до 11.11.2011г. - прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- в соответствии с подпунктом н) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307) по требованию потребителя, направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг;
- провести анализ действий работников ООО «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи», на предмет соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307) при приеме рассмотрении жалоб (заявления, требования, претензии) поступающих в адрес Общества от граждан потребителей, проживающих в многоквартирных домах, где услуги по управлению многоквартирным домам осуществляет Управляющая организация - ООО «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи».
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны