Решение б/н Жалоба ООО "Деметра" от 5 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 59/01-58/15

 

02 ноября 2015г.                                                                                                                                                                                             г. Анадырь

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

 СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Чукотского УФАС России от 20.10.2015 № 35 «О провидении внеплановой проверки» Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):

рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Муниципального предприятия «Чаунская торговая компания» Чаунского района Чукотского автономного округа (далее – Заказчик, Предприятие), при проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской и налоговой отчетности муниципального предприятия «Чаунская торговая компания» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа (далее – Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России поступило обращение ООО «Деметра», содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика.

Из обращения следует, что Заказчиком при проведении закупки на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской и налоговой отчетности были нарушены требования части 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а именно, неверно выбран способ (запрос котировок) определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия Чукотского УФАС России, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

В соответствии с Уставом Муниципальное предприятие «Чаунская торговая компания» Чаунского района Чукотского автономного округа является муниципальным унитарным предприятием, основанном на праве хозяйственного ведения. От имени учредителя его функции осуществляет Управление финансов, экономики и имущественных отношений Чаунского муниципального района. Целями и предметом деятельности Предприятия является торгово-закупочная деятельность, оказание торговых услуг и услуг общественного питания объем и характер которых определяется муниципальным заказчиком, извлечении прибыли.

Пунктом 8.9 Устава предусмотрено, что контроль за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия осуществляется учредителем, налоговой инспекцией, другими организациями и органами управления в приделах их компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации, Чукотского автономного округа, настоящим Уставом.

В целях проведения аудита бухгалтерской и налоговой отчетности Муниципальное предприятие «Чаунская торговая компания» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа на официальном сайте zakupki.gov.ru, разместило извещение № 31502795990 о провидении запроса котировок на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской и налоговой отчетности.

Начальная (максимальная) цена договора 250 000,00 рублей.

Срок начала и окончания подачи заявок установлен с 29 сентября 2015 года 09 ч 00 мин до 6 октября 2015 года 09 ч 00 мин.

Предметом размещения запроса котировок является «Оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской и налоговой отчетности муниципального предприятия «Чаунская торговая компания» Чаунского муниципального района, Чукотского автономного округа».

Из представленных Комиссии Чукотского УФАС России документов следует, что 09.10.2015 г. между Заказчиком и ООО «Кодастр» (далее - Исполнитель) заключен договор № 15/З-2015 на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской и налоговой отчетности муниципального предприятие «Чаунская торговая компания» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа (далее – Договор № 15/З-2015), в соответствии с которым Заказчик поручает, а исполнитель обязуется в соответствии с условиями Договора осуществить аудиторскую проверку бухгалтерской и налоговой отчетности Заказчика за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года и составить аудиторское заключение о достоверности этой отчетности, а также аудиторский отчет по результатам проведения аудита.

Согласно действующего законодательства в сфере закупок государственные унитарные предприятия, муниципальные предприятия при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

При этом Закон № 223-ФЗ распространяется на всю закупочную деятельность заказчиков, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 данного Федерального закона.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов регламентирован параграфом 2 Главы 3 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Как установлено Комиссией, Заказчиком для заключения договора на оказание аудита бухгалтерской и налоговой отчетности был выбран способ закупки - запрос котировок.

В письменных доводах Заказчик пояснил, что решение о проведении аудита бухгалтерской и налоговой отчетности принималось по инициативе руководителя, а не по решению собственник, с целью проверки правильности ведения учета и сдаваемой отчетности. Данная закупка о проведении аудита бухгалтерской и налоговой отчетности не является обязательным аудитом.

Данные доводы нельзя признать состоятельными, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 20 Закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Исходя из части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ) обязательный аудит проводится ежегодно.

На основании пункта 1 статьи 21 Закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Как указано в пунктах 2 и 3 части 7 статьи 1 Закона № 307-ФЗ, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

- налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование.

Исходя из изложенного, Закон № 161-ФЗ устанавливает обязательность принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении обязательной ежегодной аудиторской проверки.

Указанные в пунктах 2 и 3 части 7 статьи 1 Закона № 307-ФЗ услуги не являются аудиторской проверкой, это прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

Таким образом, заключение муниципальным унитарным предприятием в лице своего руководителя договора с аудиторской организацией, в отсутствие решения собственника, возможно только на оказание услуг по налоговому, экономическому и финансовому консультированию.

Заказчик не представил доказательств, что им проводился запрос котировок   для аудиторского консультирования или сопровождения.

Комиссией при проведении внеплановой проверки установлено, что в разделе II Информационной карты, в пункте 4 установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требование к результатам работы «Аудит  проводится в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 и внутрифирменными аудиторскими стандартами. Целью проведения аудита является формирование мнения аудитора о достоверности показателей бухгалтерской (финансовой)  отчетности, выявление хозяйственных операций, осуществленных в нарушение порядка, установленного нормативными документами, приведших к искажению показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основными задачами аудиторской проверки являются определение полноты отражения информации об имуществе и обязательствах хозяйственного общества в бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявление отклонений показателей, имеющих существенное значение».

Также в материалах дела имеется подписанный Договор № 15/З-2015 от 09.10.2015г., в соответствии с которым целью является проведение аудиторской проверки бухгалтерской и налоговой отчетности Заказчика (п.1.1. Договора гласит, Заказчик поручает, а исполнитель обязуется в соответствии с условиями Договора осуществить аудиторскую проверку бухгалтерской и налоговой отчетности Заказчика за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года и составить аудиторское заключение о достоверности этой отчетности, а также аудиторский отчет по результатам проведения аудита).

Таким образом, из фактических обстоятельств дела следует, что Заказчиком проведен запрос котировок на проведение обязательного аудита за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.

С учетом изложенных правовых норм и на основании фактических обстоятельств дела Комиссия Чукотского УФАС России пришла к правомерному и обоснованному выводу о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запросом котировок, а не открытого конкурса.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Муниципального предприятия «Чаунская торговая компания» Чаунского района Чукотского автономного округа нарушение требований, установленных частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», процедуры норма Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие порядок проведения открытого конкурса.

2. В связи с тем, что Договор № 15/З-2015 заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

3. Передать материалы дела от 02.11.2015 № 59/01-58/15 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны